Тема урока «Рассеянность»
Познавательная цель урока: ознакомить учащихся с методами самоорганизации.
Воспитательная цель урока: формирование у них внимательности.
Развивающая цель урока: развитие их логического мышления.
Оборудование, оформление: рисунки учащихся, картинки по теме,
высказываний великих мыслителей:
«Да будет жизнь твоя для всех других отрадой:
Дари себя другим, как гроздья винограда…
Отцу и матери служи отрадой».
Насир Хосров
«…Неси людям добро и будь благородным…»
Фарид-аддин Аттар.
Предварительная работа: на урок приглашается школьный психолог.
Ход урока:
Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим на тему «Рассеянность».
Проверка домашнего задания
Учитель. Прежде чем приступить к новой теме, проверим домашнее задание.
Нужно было найти пословицы о благородстве и добрых делах, записать стихотворения о добрых делах из сборника стихотворений Р. Абакаровой «В добрый путь».
Чтение отрывка из стихотворения Рудаки
Учащиеся отвечают.
Слепую прихоть подавляй – и будешь благороден,
Калек, слепых не оскорбляй – и будешь благороден,
Не благороден, кто на грудь упавшему наступит.
Нет! Ты упавших поднимай – и будешь благороден.
Учитель. Хорошие строчки. А как вы понимаете значение этих строк?
Учащиеся отвечают. 1. Кто не обижает и не оскорбляет инвалидов, кто им оказывает помощь, тот будет благородным. 2. А кто делает больно своим друзьям или чужим, тот не является благородным, и таких людей в жизни не будут уважать. 3. Если кто-то протянет руку помощи окружающим, нуждающимся, то такой человек является благородным.
Учитель. Да, ребята, в этих строчках воспевается доброта и благородство, которое призывает нас украшать свою жизнь добрыми делами и поступками. Дети, воспитанные на благородных чувствах, вырастают чуткими к несчастьям других людей. У них развито сострадание, желание понять и поддержать человека в трудную для него минуту. Они внимательны, пунктуальны, точны во всех поступках.
Объяснение понятия «Рассеянность»
Учитель. Ребята, что такое рассеянность?
Учащиеся отвечают. Рассеянный – не умеющий сосредоточиться, невнимательный (по словарю С.И. Ожегова).
Учитель. Давайте вспомним некоторые признаки рассеянности.
1. Иногда рассеянность может сигнализировать о сильном внутреннем напряжении и стрессе. Возможно, причина ухода человека из настоящего в том, что это настоящее его травмирует.
2. Когда человек сильно устает, умственно или физически много работает, тогда могут возникнуть признаки рассеянности.
Были ли такие случаи в вашей жизни?
Учащиеся отвечают. Когда целыми днями гоняю с друзьями футбольный мяч, я иногда забываю, что мне надо помыть посуду, подмести двор.
2. А когда я долго сижу за компьютером, забываю про домашние дела: что мне нужно было сходить в магазин и купить продукты, приготовить обед.
3. Когда я прихожу в магазин покупать продукты, иногда забываю купить что-то необходимое. Думаю: «Что же я забыла, но никак не могу вспомнить». Со мной это часто происходит. У меня разные дела, так много их, что не успеваю все сделать, поэтому по своей рассеянности забываю купить нужную вещь.
4. Однажды, когда уходила в школу (мама и папа тогда были на работе), я забыла выключить утюг. Я вспомнила о нём, когда закончился первый урок. Попросила учительницу, чтобы отпустила домой, объяснив ей данную ситуацию, и побежала домой. Слава Богу, что в это время папа вернулся с командировки, он успел выключить утюг.
Учитель. Чтобы такого не случилось, ребята, нужно чередовать умственную работу с физической разгрузкой. Дать возможность своему организму отдохнуть. Если человек строго будет придерживаться составленного заранее режима дня, текущего и перспективного плана, вести отчётность проделанной и оставшейся работы, можно избавиться от проявлений рассеянности.
Советы психолога
Учитель. Теперь мы все вместе послушаем наставления, которые дает нам психолог школы:
В отличие от машинальных действий, осознанные действия или поступки хорошо запоминаются. Сосредоточиться можно методом «проговаривания», произнося вслух действия процесса: «Я закрываю кран», «Я вынула шнур утюга из розетки» и т.д.
Можно отдавать себе самоприказы:
1. Не торопись! Подожди пару секунд, глубоко вдохни, выдохни, закрой глаза расслабься и спроси себя: «Куда я должен (на) идти?», «Что мне нужно сделать перед уходом?», «Я ничего не забыл (а)?»
2. Научись быть здесь и сейчас, а не в далеком прошлом. Будь в настоящем! Например, если ты пришел (ла) в магазин, думай о том, зачем ты сюда пришел.
3. Можно вести дневниковые записи.
4. А самое главное, нужно выработать навыки пунктуальности, внимательности и строгой последовательности.
Учитель. Ребята, мы послушали наставления психолога, запомните их.
Психологический тест
Учитель. Психолог проведет с вами тест на тему: «Жил человек рассеянный». Вы отвечаете на вопросы словами «да» или «нет».
Вопросы психолога:
1. Если вы играете в какую-либо игру, часто ли проигрываете из-за невнимательности?
2. Разыгрывают ли вас ваши знакомые?
3. Умеете ли вы одновременно заниматься каким-либо делом и слушать то, о чем говорят вокруг вас?
4. Находили ли вы когда-нибудь на улице деньги или ключи?
5. Смотрите ли вы внимательно по сторонам, когда переходите улицу?
6. Способны ли вы вспомнить о деталях фильма, который посмотрели вчера?
7. Когда вас отрывают от чтения или от другого дела, раздражаетесь ли?
8. Проверяете ли сдачу в магазине?
9. Быстро ли находите в квартире нужную вещь?
10. Вздрагиваете ли вы, если вас внезапно кто-то окликает на улице?
11. Бывает ли, что вы одного человека принимаете за другого?
12. Увлекшись беседой, можете ли пропустить нужную остановку?
13. Можете ли быстро назвать даты рождения ваших близких?
14. Легко ли пробуждаетесь от сна?
15. Найдете ли в большом городе без посторонней помощи то место, где побывали единожды, в прошлом году?
VI. Проверка результатов теста
Учитель. По одному очку оцениваются «да» на вопросы 2,3,4,5,6, 8,9, 1 3, 14, 15 и ответы «нет» на вопросы 1,7, 10, 11, 12.
Суммируйте полученные очки.
2 очка и меньше. Вы очень рассеянны, и в этом причина многих ваших бед. Но вы упорно не придаете значения таким «пустякам», хотя из-за вашего невнимания неприятности терпят и окружающие. Что значит, например, забыть закрыть водопроводный кран или потерять взятую у кого-то книгу? А ведь и в зрелые годы (тем более и в молодые) каждому под силу быть собранным, натренировать память.
От 5 до 10 очков. Вы достаточно внимательны, не забываете ничего важного. Однако и на старуху бывает прореха – кое-что можете запамятовать. И все же вы способны в ответственный момент сосредоточиться и не допустить промашки.
11 очков и больше. Вы удивительно внимательны и проницательны. Вашей памяти можно только позавидовать!
Учитель. Вот результаты вашего теста, проверьте их по ответам, которые даются на интерактивной доске. Из проведенного теста вы узнали, какие вы на самом деле – рассеянные или нет.
Поняли, наверное, что рассеянность приводит людей к различным неприятностям.
VII. Пословицы о доброте
Учитель. Избавиться от рассеянности, ребята, можно, вырабатывая в себе доброжелательность, готовность прощать, повторяя про себя пословицы и поговорки. Давайте вспомните пословицы о доброте.
Учащиеся отвечают.
1. Если ты сделал добро – молчи, если тебе сделали добро – расскажи.
2. Добро, сделанное втайне, вознаграждается явно.
3. Соверши доброе дело и брось в воду – если народ не увидит, так Господь увидит.
Учитель. Известный восточный поэт Фирдоуси писал: «Добрый нрав лучше трона огромной страны, чистая добродетель лучше большого золотого прииска». Прииск – это место разработки драгоценного ископаемого. Как вы понимаете значение этого высказывания Фирдоуси?
Учащиеся отвечают.
1. Добрый человек, его добрые намерения, хорошие поступки - лучше всего, даже трона, где можно было бы править огромным государством.
2. Человек с чистой душой, спокойный, проницательный способен совершать благородные поступки, добрые дела. И такой человек лучше золота, золотого прииска.
Учитель. Как отмечал поэт Джамий: «Воздержись от поступков, приносящих вред окружающим, лучше следуй тем, кто творит добро другим» (199).
Вспомним еще четверостишие Омара Хайяма.
Ученица читает.
Когда б я был творцом – владыкой мирозданья,
Я небо древнее низверг бы с основанья
И создал новое – такое, под которым
Вмиг исполнялись бы все добрые желанья. (257)
Учитель. Как вы убедились, ребята, люди с давних пор мечтали о том, чтобы создать такие условия, чтобы на земле реализовались бы добрые желания людей.
Чтение притчи
Лампа в руках
(Притча про Насреддина)
Однажды ночью мулла Насреддин увидел, что его сосед с лампой в руках ищет что-то на холме за их домом. Мулла вышел во двор и окликнул соседа:
– Что ты там ищешь так поздно ночью?
– Жена потеряла мой кремень, – ответил сосед, – и я не могу закурить папиросу.
– У тебя же в руках лампа, – заметил мулла, – разве ты не можешь прикурить от её огня?
Сосед словно очнулся от сна.
– Мулла, это мне не пришло в голову.
– Да, – сказал Насреддин, – у нас так много ума, что, держа в руках горящую лампу, мы ищем кремень
(Источник: http://pritchi.ru/id_306)
Анализ притчи
Учитель. Скажите, ребята, почему сосед муллы Насреддина с лампой в руках искал тёмной ночью кремень?
Учащиеся отвечают. Жена потеряла его, а он хотел закурить папиросу.
Учитель. Легко ли ночью, где нет освещения, найти кремень?
Учащиеся отвечают. Нет, поэтому он может закурить папиросу.
Учитель. Какой же совет дал ему мулла?
Учащиеся отвечают. Прикурить её от огня лампы
Учитель. Почему же он не сделал этого раньше?
Учащиеся отвечают. Он оказался рассеянным человеком: не догадался об этом.
Учитель. Означает ли это, что его рассеянность связана с загруженностью или проблемами?
Учащиеся отвечают. Его рассеянность, скорее всего, связана с недоразвитостью сообразительности.
Учитель. Какой же вывод напрашивается по теме данной притчи?
Учащиеся отвечают. От рассеянности можно избавиться, вырабатывая навыки догадливости.
Написание мини-сочинение с элементами рассуждения
Учитель. Ребята, давайте напишем мини-сочинение с элементами рассуждения на тему: «К чему нас приводит рассеянность?»
(Обсуждаются мини-сочинения учащихся с элементами рассуждения)
Итог урока
Учитель. Наш урок подходит к концу. Итак, что мы узнали, ребята, на этом уроке?
Учащиеся отвечают. Какие наставления, добрые наставления вам больше всего запомнились?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Вы сегодня молодцы, ребята! Спасибо за участие.
Домашнее задание. Подобрать пословицы о правильном поведении.