Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы будем обсуждать дальнейшие события, которые произошли в период Смутного времени. Нам предстоит охарактеризовать исторические личности, дать оценку государству, сделать основные выводы. Урок затрагивает важные вопросы, один из них – вопрос выбора царя в государстве. Человек, делая выбор, берет на себя ответственность за своих близких, за судьбу государства, в котором он живет. Так было во все времена, поэтому данный урок созвучен с сегодняшним временем. Вы - граждане демократической России, в будущем вам придется делать выбор. Я надеюсь, что исторические параллели, которые вы проведете помогут вам принять правильное решение. Итак. Приступаем к дальнейшему изучению нашей темы Итак, записываем число, тему урока. План урока: 1)Восстание Ивана Болотникова 2) «Тушинский вор» 3) Семибоярщина. Поиски нового царя. 4) Начало освободительного движения. 1) Восстание Ивана Болотникова №1 Заполнение таблицы «Восстание Ивана Болотникова». Прочитайте пар.13 (стр.93-94) и заполните таблицу (Либо комментированное чтение и по ходу заполнение таблицы) Причины | Состав | Ход восстания | Причины поражения | Значение | 1)Голод 2)Усиление крепостничества 3)Политический кризис | 1)Крестьяне 2)Посадское население 3)Дворяне – на первом этапе | 1) Путивль – Москва – с.Коломенкое 2) Калуга – Тула (окт.1607г) | 1)Нет программы 2)Нет организации 3)Разнородный состав 4)Стихийность | Широкое антифеодальное движение | Работа с дополнительным материалом (ПРИЛОЖЕНИЕ №2) Автор предлагаемого текста — Конрад Буссов, немец, находившийся в Туле вместе с Болотниковым, оставил наиболее подробное описание событий, связанных с восстанием. №2 «Тушинский вор». 1) Учащимся предлагается прокомментировать фрагмент исторического источника Из грамоты патриарха Гермогена. 1606 г. «А стоят те воры под Москвою, в Коломенском, и пишут к Москве проклятые свои листы, и велят боярским холопам побивать своих бояр и жен их, и вотчины и поместья им сулят, и… велят гостей и всех торговых людей побивать и животы их грабить, и призывают их воров к себе, и хотят им давать боярство, и воеводство, и окольничество, и дьячество… И государь милостив, ждет их воров к себе обращения, и чтобы перестала брань междоусобная, и погибели бы крестьянам не было к ним злодеем от Москвы ни един же отторжеся, а от них к государю приезжаючи многие добивают челом, и государь милостив их вины им оглушает». Вопросы: 1) Почему Гермоген называет болотниковцев ворами? 2) Как патриарх оценивает политику царя в условиях Смутного времени? 2) Учитель рассказывает хронику событий, связанных с появлением Лжедмитрия II. Дата его рождения неизвестна. В 1607 г. Лжедмитрий появился в Стародубе- Северском и выдал себя за царя Дмитрия Иоанновича, якобы счастливо спасшегося во время Московского восстания 1606 г. (Лжедмитрия I). Получил поддержку от поляков и части русского боярства, в том числе и от бояр Романовых. В мае 1608 г. Лжедмитрий II одержал победу над войсками В. Шуйского под Болховом. Не сумев занять столицу, он остановился лагерем в селе Тушино под Москвой, за что получил прозвище «тушинский вор». Вдова Лжедмитрия I Марина Мнишек признала в Лжедмитрии II своего «мужа». В 1609 г. в связи с открытой польской интервенцией потерял поддержку поляков и был вынужден бежать в Калугу, где и был убит. Вопросы: 1) Почему Лжедмитрия II прозвали «тушинским вором»? 2) Какие действия самозванца вызвали недовольство народа? 3)Учащимся предлагается самостоятельно прочитать пункт параграфа. Вопросы и задания: 1) Почему началось вторжение Польши и Швеции в Российское государство? 2) Запишите в тетрадь определение понятия «интервенция». 3) Какие цели преследовали интервенты? 4) Покажите на карте на правления вторжения польских и шведских войск. (карта стр.108) №3. Учащимся предлагается вспомнить, кому принадлежала царская власть с начала Смутного времени. Далее учитель, опираясь на схему, рассказывает об обстоятельствах свержения с престола Василия Шуйского и установления власти Семибоярщины. Верховная власть в Смутное время Учитель: часть московского боярства решила использовать ситуацию, опереться на силу польского короля и избрать российским царем его сына Владислава, оговорив при этом ряд условий (принятие православия, венчание на царство по православному обряду, женитьба на православной невесте). Бояре заключили в августе 1610 г. договор с гетманом Жолкевским о признании русским королем польского королевича. Историк В. О. Ключевский назвал этот договор «основным законом конституционной монархии». Однако Владислав не собирался принимать православие. В Московском Кремле расположился польский гарнизон. В октябре 1610 г. русское посольство во главе с патриархом Филаретом прибыло к польскому королю Сигизмунду III под Смоленск. Однако король заявил, что сам желает стать русским царем. Камнем преткновения в переговорах стал вопрос об обязательном принятии право- славной веры будущим правителем России. Затянувшие с переговоры король прекратил, арестовав послов и отправив их в Польшу. Для Русского государства наступили трудные дни. Учащимся предлагается подтвердить примерами этот вывод. №4 4. Учитель организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника и картой. Задание: Составьте хронику военных действий Первого ополчения. В условиях кризиса власти, междоусобной войны и внешней интервенции сословно-представительные учреждения стали складываться в единую систему как на местах, так и в центре. Так, например, в период Смутного времени в городах действовали местные выборные органы — городовые советы, которые состояли из местных дворян, посадских людей, иногда и вольных крестьян. Высшим сословно-представительным учреждением являлся «Совет всея земли», действовавший в течение нескольких месяцев 1611 г. под Москвой. Им был создан своего рода основной закон — «Приговор всея земли», принятый Земским собором. Земский собор выбрал своего рода временное правительство во главе с боярами и военачальниками Д. Т. Трубецким, И. М. Заруцким, П. П. Ляпуновым, ответственное перед «всею землею». Под эгидой Земского собора проходила организация Второго ополчения. Внимание учащихся обращается к карте. Закрепление: 1. Можно ли назвать Смуту первой гражданской войной в России? 2. Как вы думаете, почему Первое ополчение потерпело неудачу? |