СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Русское военное искусство. Ни разу не побежденный Суворов".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного урока по окружающему миру в 4 классе ( по Л.В. Занкову) на тему "Русское военное искусство. Ни разу не побежденный Суворов", проведенного на районном конкурсе «Учительница первая моя». 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Русское военное искусство. Ни разу не побежденный Суворов".»

О тдел образования муниципального района

Кармаскалинский район Республики Башкортостан






Разработка урока

по окружающему миру в 4 классе, проведенного на районном конкурсе «Учительница первая моя»


Разработала и провела:

учитель начальных классов МОУ СОШ

д. Улукулево

Паниченко Антонида Анатольевна




д. Улукулево




Тема: Русское военное искусство. Ни разу не побежденный Суворов.


Цели: формировать историческое мировоззрение; познакомить личностями А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова, М.И.Кутузова.


Задачи урока:

Воспитывающие:

  • воспитывать чувство патриотизма;

  • способствовать формированию чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России;

  • прививать интерес и любовь к истории и историческим личностям;

  • способствовать выявлению творческих способностей.

Обучающие:

  • познакомить с краткой биографией великого полководца А.В. Суворова;

  • обобщить и закрепить знания учащихся о Петре1;

  • сформировать представление о военном искусстве 18 века;

  • объяснить значение воинского звания генераллисимус;

  • формировать историческое мировоззрение;

  • познакомить с памятными местами Петербурга, связанные с именем полководца;

Развивающие:

  • развивать устную речь;

  • способствовать формированию творческих способностей учащихся;

  • развивать внимание, наблюдательность, память;

  • развивать у учащихся навыки анализа документов;

  • совершенствовать умения выделять самое главное, делать выводы.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, слайды: картина В.Сурикова «Переход Суворова через Альпы», Штурм Измаила, орден Суворова, орден Ушакова, орден Кутузова, картинки изображениями гусара, драгуна, улана, башкирского национального мехового головного убора, запись мелодии русской народной песни «Солдатушки, браво ребятушки…», карточки со словами: Суворов, победа, искусство; с числами 18, 32, 40, 56, 50, 35, 60, 5, коробочка золотистого цвета.


Зрительный ряд: портреты А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова и М.И.Кутузова, карта «Российская империя во второй половине 18 века. Итальянский и швейцарский походы русской армии под командованием Суворова в 1799 году», иллюстрация «Суворов с солдатами на привале», карта «Штурм Измаила» (на каждую парту), ребусы 2 шт. (на каждую парту), кроссворд (на каждую парту) , жетоны (копия медали «За штурм Измаила») 50 шт.


Литературный ряд: текст песни «Солдатушки, бравы ребятушки» (на каждую парту), «Крылатые выражения» 8 шт. (на каждую парту), стихотворение Вячеслава Кузнецова «Здесь лежит Суворов…».




Ход урока.


  1. Организационный момент.


- Наш сегодняшний урок пройдет под девизом, который записан на доске. Давайте произнесем его громко и четко:

Окружающий мир многогранен, велик

И овеян деяньями предков.

Мы успехом в учебе покажем сегодня,

Мы потомков достойные дети.

- За каждый правильный ответ на уроке вы будете получать жетоны. Это копия солдатской медали 1790 года.


  1. Подготовка к восприятию новой темы.


  1. Работа с ребусами:




(Суворов)








(Победа)

  1. Работа с кроссвордом:



1.














2.













3.










4.








5.















6.









7.











8.










9.










Слова по горизонтали: 1. Название нашего государства. 2. Столица нашей Родины. 3. Крепость в Москве. Сначала она была деревянной, затем белокаменной, затем кирпичной. 4. Раньше это называлось кунсткамерой. 5. Во времена Петра I на корабле он служил двигателем. 6.Так называлась охрана в Древней Руси. 7. Первый император в Российской империи. 8. Река, на берегах которой был построен Санкт-Петербург. 9. Во времена Петра I это запрещалось носить и часто рубилось с «мясом».


Р

О

С

С

И

Я









М

О

С

К

В

А








К

Р

Е

М

Л

Ь





М

У

З

Е

Й



П

А

Р

У

С












С

Т

Р

А

Ж

А




П

Ё

Т

Р








Н

Е

В

А







Б

О

Р

О

Д

А







  1. Работа с получившимися словами.









- Ребята, охарактеризуйте эту группу слов. (Выслушиваются ответы детей.)

(Все три слова относятся к одной части речи, являются существительными, все являются трехсложными словами)

- А чем они различаются?

(Они различны по начальному звуку, по окончанию, по склонению.)

- Какое слово лишнее в этой группе слов?

Ответы детей: Лишнее слово - искусство, так как оно начинается с гласного звука, а два других с согласного звука. Лишнее слово Суворов, так как у него нулевое окончание. Лишнее слово Суворов, так как обозначает одушевленный предмет. Лишнее слово Суворов, так как это имя собственное, а остальные нарицательные. Лишнее слово искусство, так как слова Суворов и победа имеют отношение к армии, а слово искусство, предполагает какое-либо творчество.

- А вы знаете кто такой Суворов? (Выслушиваются ответы детей.)

- Вы поняли, о ком мы будем сегодня говорить?

- И вы узнаете, что слово искусство имеет непосредственное отношение к Суворову.


  1. Изучение нового материала.


  1. Сообщение темы урока.


1) Работа с портретом А.В.Суворова.

- Кто знает, чей это портрет?

- Что вы знаете о нем?

- Наша задача на сегодняшнем уроке познакомиться с личностью А.В.Суворова, о его искусстве воевать, его заслугах.


  1. Практика под руководством учителя.


1) Сообщение учителя.

Суворов рос в дворянской семье. С детства мечтал стать военным. Отец Суворова, сам бывший офицер, не представлял своего сына военным, так сын был небольшого роста, худощав. Он говорил своим знакомым: «Беспокоит меня здоровье Саши, нельзя ему служить в армии. Не по силам». Но Саша поставил себе цель: быть военным. Утро начинал с гимнастики. Купался в студеной воде, с удовольствием парился в жаркой русской бане, даже в холодное время надевал легкую курточку, обливался холодной водой, спал, накрывшись простыней. Много ходил и ездил верхом. И добился своего - окреп, не болел.

Еще в детстве освоил немецкий и французский языки, военную историю и многие другие науки. Не стеснялся учиться и позже. Выучил польский, итальянский и турецкий языки.

Начал службу в 18 лет капралом. Прослужил Суворов Отечеству верой и правдой 50 лет. Званиями его не баловали: в 32 года - полковник, в 40 лет-генерал - майор, в 56-полный генерал. (Называя даты, учитель прикрепляет карточки с цифрами на доске.) А ведь многие, с кем он начинал служить, получили эти звания намного раньше. Но никого из них Россия не назвала своим великим полководцем. А Суворов был удостоен этой чести! За что?

Он участвовал в 35 больших сражениях и не проиграл ни одного. Был 6 раз ранен.


2) Работа в парах.


- Перед вами на партах находятся крылатые выражения, но здесь они даны не полностью. Прочитайте их внимательно, многие крылатые выражения давно вам знакомы. Дополните их. (Выслушиваются ответы учащихся.)


Закончите предложения:

1. «Стреляй редко, да … ________________________________________

2. «Каждый воин должен … _____________________________________

3. «За ученого … ______________________________________________

4. «Научись повиноваться, прежде чем … _________________________

5. «Дело мастера … ____________________________________________

6. «Сам погибай, а … __________________________________________

7. «Войско необученное, что … __________________________________

8. «Уши оттирай снегом, труса … ________________________________

9. «Дисциплина - … ____________________________________________

10. «Только того бьют, … _______________________________________

11. «Двум смертям не бывать, а … _______________________________

13. «Пуля – дура, а … __________________________________________

14. «Где пройдет олень, там … __________________________________

15. «Тяжело в учении, да … _____________________________________

16. «Противник оттеснен – неудача, … ____________________________

17. «Воюют не числом, а … _____________________________________

18. «Опасности лучше идти навстречу, чем … _____________________


- Эти крылатые выражения из книги Суворова, он создал новую систему обучения и подготовки войск, которую назвал «Наука побеждать».

Главное, считал полководец, «быстрота и натиск». «Кто испуган, тот побежден вполовину, у страха глаза большие, один за десятерых покажется…». Суворова часто обвиняли в том, что он «воюет не по правилам». Сторонник наступательных действий, всегда «искавший « врага, он руководствовался принципами: «Глазомер, быстрота и натиск», «Каждый воин должен понимать свой маневр». «Не по правилам» Суворов относился и к солдатам. Он требовал инициативы, смекалки, умения применяться к быстро меняющимся обстоятельствам. Любил и ценил солдат, понимая, кому он обязан победами.




3) Работа с иллюстрацией «Суворов с солдатами на привале».



- Какой момент запечатлел автор?

- Почему солдаты улыбаются?

4) Работа со слайдом «Штурм Измаила» и картами «Российская империя во второй половине 18 века» и «Штурм Измаила».


- Это событие 1790 года. В то время выходу в «Черное море» постоянно мешала турецкая армия. Суворов получил задание, освободить выход. Суворов построил точную копию этой крепости и целую неделю отрабатывал с солдатами штурм этой крепости. И крепость была взята, несмотря на очень прочные стены высотой восемь метров, очень широкий и глубокий ров вокруг нее, залитый водой и численное превосходство неприятеля в несколько раз.

- Посмотрите на карту лежащую перед вами.


ШТУРМ ИЗМАИЛА


- Какими орудиями располагал противник? Где они были установлены? Как организовал штурм Суворов?

- Жетоны, которые вы получаете за ответы, это точная копия формы той солдатской медали, которую вручали солдатам за взятие Измаила.


5) Работа со слайдом «В.Суриков. Переход Суворова через Альпы».


- Какой момент запечатлел автор?

- Это случилось во времена итальянского похода русской армии, при переходе из Италии в Швейцарию через Альпийские горы. Преодолев кручи и пропасти, заснеженные перевалы, русские «чудо-богатыри» разгромили французов. Суворов вместе с ними, рядом, а ведь было в то время ему почти 70 лет.


6) Рассказ 1 подготовленного учащегося.



- ЗОЖ позволял Суворову даже в преклонные годы находиться в крепкой физической форме. Так во время войны России с Турцией, Суворову надо было внимательно исследовать местность. Для этого он взобрался на высокое дерево, а было Суворову в ту пору 60 лет.

- По мнению некоторых современников, Александр Васильевич был человеком странным. Много разных историй рассказывали про него. Вот одна из них. Подарила Екатерина Великая ему шубу. Дорогую, красивую. Суворов никогда не носил теплой одежды, одевался по-солдатски. Императрице немедленно донесли об этом. Велела она Суворову носить шубу. Как тут быть? Решил он ходить со слугой, который носил за ним шубу. Так шуба всегда была при нем.


7) Работа с портретом Ф.Ф. Ушакова.


- Кто знает, чей это портрет?

- Как вы определили, что он тоже военный? (На нем военный мундир, награды.)

- В то время когда Суворов одерживал победы на суше, на море тоже «не по правилам» воевал адмирал Ф.Ф. Ушаков, великий флотоводец, который тоже за 40 лет службы, участвуя в 44 больших сражениях, не проиграл ни одного. Его тоже любили матросы, верили безгранично, и даже враги, преклоняясь перед его заслугами, уважительно называли Ушак-паша.


8) Рассказ 2 подготовленного учащегося.


- Суворов и Ушаков воспитали целую гвардию русских полководцев и флотоводцев.

- Проверка их мастерства наступила очень скоро, в 1812 году. Ученик Суворова, М.И.Кутузов будет блистательно изгонять из России французов.

(Демонстрация портрета М.И.Кутузова.) В той войне доведется воевать и нашим землякам башкирам. Наши конники, своей природной быстротой, умением держаться в седле, неожиданностью, необычайной резвостью, нагоняли страх, сбивали с толку противника, повергая его в бегство.

- Возможно, оттуда, с тех времен, пошла у башкир мода, украшать свои головные уборы хвостами из меха.


(Демонстрация иллюстрации головного убора.). (Приложение №1).


- Скорее всего, этот элемент был позаимствован у драгунов.



(Демонстрация иллюстраций. Приложения №2-4).


- Это одна из разновидностей конницы быстрого реагирования. Впервые драгуны появились в 16 веке во Франции. Для особого устрашения неприятеля они приделывали к головному убору длинные хвосты из натурального или конского волоса. За это их и прозвали драконами.

Вероятно, желая видеть своих сыновей такими же, башкиры и стали украшать головные уборы маленьких наездников хвостами, но только уже не из волос, а из меха.

Отдавая должное великим предкам-полководцам, в нашей стране в 1941-1942 годах были введены награды, названные их именами. Ими награждаются только старшие офицеры, за выдающиеся победы в войне.

(Демонстрация слайдов с орденами Суворова, Ушакова и Кутузова.)

За год до смерти Суворов был удостоен звания генералиссимуса. Это самое высокое воинское звание в России. За всю историю страны это воинское звание имели только пять человек. Умер Суворов в 70 лет. Похоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре. На могиле скромная надпись «Здесь лежит Суворов».


9) Чтение учителем наизусть стихотворения В.Кузнецова «Здесь лежит Суворов».


Как странно видеть эти письмена,

Что прямо на полу,

На серых плитах:

При полных титулах и званьях имена

Князей,

Княгинь и прочих именитых.


«Под камнем сим…»-

Но дальше не прочесть,

Лишь по обрывкам слов,

Ногами стертых,

Понять нетрудно,

За какую честь

Спесивых закопали здесь и гордых.


Но есть плита - простая как солдат;

К ней подойди безмолвно и сурово-

На ней ни титулов, ни званий, ни наград,

А просто надпись:

Здесь

Лежит

Суворов

Пройдя полсвета, он обрел покой,

Оставя навсегда солдат бывалых

Почти у всех границ земли родной

И на альпийских горных перевалах.


Когда б ему привстать мы помогли

И клич его услышали просторы-

К нему полки пришли б из-под земли!..

Но…тяжела плита.

И спит Суворов.


  1. Рефлексия деятельности.


Тест – игра «Шкатулка знаний» к теме А.В. Суворов.


  1. В детстве был…

  2. Еще в детстве освоил языки: … .

  3. Позже освоил … .

  4. Стал капралом в … лет.

  5. В … года - полковник.

  6. В … лет - генерал-майор.

  7. В … лет - полный генерал.

  8. Мог спокойно взобраться на дерево даже в … лет

  9. Участвовал в … больших сражениях.

  10. Служил Отечеству верой и правдой … лет и не проиграл ни одного сражения.

  11. Был ранен … раз.

  12. Екатерина Великая присвоила ему звание … .

  13. За год до смерти был удостоен звания … .

  14. За всю историю нашей страны этого звания удостоены только … человек.

  15. Любимая поговорка – «Тяжело в … .

16. Русский адмирал, так же, как и Суворов, не проигравший ни одного сражения.


Ответы:


  1. … небольшого роста, худощавый.

  2. … немецкий и французский языки.

  3. … польский, итальянский и турецкий.

  4. … 18 …

  5. … 32 …

  6. … 40 …

  7. … 56 …

  8. … 60 …

  9. … 35 …

10 . … 50 …

11. … 6 …

12. … генерал – фельдмаршал.

13. … генералиссимуса.

14. … 5…

15. … легко в бою.

16. … Ф.Ф. Ушаков.


- У меня в руках коробочка. Назовем ее «Шкатулка знаний». В ней находятся полоски с начатыми выражениями из материала сегодняшнего урока. Я раздам каждому из вас по одной, и мы узнаем, как вы усвоили материал урока.

- Подведем итоги, кто сколько жетонов набрал?

(Оценивание деятельности учащихся. Победитель получает нагрудный знак победителя.)


Домашнее задание.


С. 103-105; закончить работу над «Крылатыми выражениями»; подобрать дополнительный материал о Суворове, Ушакове, Кутузове.

А сейчас мы с вами разучим и споем очень старую солдатскую песню, сложенную в память о суворовских делах.

(Перед учащимися на партах текст песни «Солдатушки, бравы ребятушки». Включается мелодия. Глядя в текст песни, лежащий перед ними, поют.)

Солдатушки, бравы ребятушки,

Кто же ваши деды?

Наши деды – Суворова победы,

Вот кто наши деды!


Солдатушки, бравы ребятушки,

Кто же ваши жены?

Наши жены – пушки заряжёны,

Вот кто наши жены!


Солдатушки, бравы ребятушки,

Кто же ваши отцы?

Наши отцы – пики, сабли, востры,

Вот кто наши отцы!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!