Место работы

Республика Башкортостан, Кармаскалинский район, МОБУ СОШ д. Улукулево

Обо мне

Работаю в системе образования с 1978 года. Очень люблю свою работу. Стараюсь идти в ногу со временем. Делюсь опытом с коллегами. Использую в своей работе новинки молодых коллег. Люблю читать и писать стихи.О себе хочу сказать так:

«Чтоб радуга ярче сияла…»

 

Какое прекрасное зрелище

Когда в небе радуга! То

Каким ярким сказочным цветом

Исходят полоски её.

 

Задумался ль раз, ну хоть кто-то,

Откуда истоки её?

Ну, скажут, что солнце, что дождик

И семь ярких красок, и всё.

 

Да семь и не меньше, не больше.

Попробуй одну хоть убрать,

И яркой красивой картинки

Нам больше уже не видать.

А, если усилить их яркость,

Я каждой имею ввиду.

Та радуга ярче лишь станет

И будет дарить красоту.

 

Причем же здесь радуга? Так ведь?

А то и сказать я хочу,

Что с радугой этой по жизни

Уже тридцать лет я дружу.

 

С детьми я работаю в школе,

И дети -  все краски мои.

Я им помогаю раскрыться,

Чтоб радугой вспыхнуть могли.

 

*   *   *

 

Из года в год на нашу землю

Приходит так много людей,

Но как понять, кто кем тут станет,

Кто? -  гений он или злодей?

 

Его судьба от тех зависит,

Кто рядом с ним, - как повезёт…

Случиться всякое тут может,

Кругом такой разный народ!

 

Один его как брата примет,

С собой по жизни поведёт.

А ведь возможно и такое,

Что кто-то просто оттолкнёт.

Страшнее ж тот, кто равнодушно

Даже в беде мимо пройдёт.

 

*   *   *

 

Мечта любого учителя –

Ребенок из полной семьи.

В реальности нет часто папы,

А то и нет вовсе семьи.

 

И часто такое встречается –

Есть все и огромна родня,

Но в ней то загульные пьянки,

То драки, что нет даже дня,

Когда бы не трясся ребенок

От холода, страха, когда,
Сидел, тихо в угол забившись,

Без света, еды и тепла.

 

Что можно тут ждать от ребёнка,

Когда у бедняги того

Шести – семилетний стаж горя,

Хорошего нет ни-че-го?

 

И вот тот малыш пошёл в школу

И разницу сразу познал:

Есть очень счастливые дети,

А он лишь обузою стал.

 

Одних привезли на машинах,

Они во всём новом, в цветах,

Заботливы мамы и папы

И радость на лицах, что, ах!

 

А этот прижался к забору

Иль жмётся от страха к стене,

А рядом ни папы, ни мамы,

От страха ладошки в воде.

 

Таких  иль соседи приводят,

Иль кто-то привёл из семьи,

Оставил у стенки у школы

И скрылся, а он - как хоти.

 

Не просто войти к нему в душу,

Стать другом, поддержкою стать,

В мечты научить твёрдо верить,

Без страха, спокойно дышать.

 

*   *   *

 

Но я ведь учитель. Да трудно

Теперь им быть даже в селе,

Когда его статус занижен.

Везде сейчас деньги в цене.

 

Они очень многих испортили.

Да, это сила и власть.

Остаться порядочным трудно,

Быть честным, другим помогать.

 

И, как бы то ни было, всё-таки,

Свою я работу люблю.

С надеждой хожу на работу,

Что делом своим помогу

Оттаять душою, раскрыться

Малышке иль пусть малышу,

Поверить, что всё может сбыться

И надо стремиться к тому.

 

Конечно, не всё сразу ладно

У каждого крохи пойдёт,

Пока он в себя, в свои силы

Поверит, поймёт и пойдёт.

 

*   *   *

 

Мы всё начинаем с картинок

О Родине, школе, семье

И палочки пишем, крючочки,

Овалы, кружочки, тире…

 

Не менее важно, считаю,

Знать нужно свою шежере.

Истоки проблем и талантов

Зарыты глубоко в семье.

 

С семьёй мы знакомимся рано,

Задолго до школы уже,

С одними знакомимся в садике,

С другими же прямо в семье.

 

Нередко случается так, что

Ты с всею роднёю знаком,

Учил одного ты ребенка,

Учил и второго потом.

 

Кого-то три года учил ты,

Кого-то четыре уже,

Двоюродных, третьих, четвёртых

И свой человек уж в семье.

 

С одной стороны, вроде ясно,

Они все друг другу родня

И незачем здесь напрягаться, -

Природа тут, гены - беда.

 

А что же ты скажешь ребенку,

Мол, гены у вас… - навсегда,

Не стать тебе Пушкиным, Квантом,

А вдруг пред тобой Фарада?

 

Да, много намешано в семьях,

Родится в них всякий народ,

Но каждый малыш пусть, свою лишь,

Свою лишь дорогу найдёт.

 

И в этом моё назначенье,

Чтоб каждого в жизнь повести,

Его лишь дорогою жизни,

Не дать опуститься, сойти…

 

*   *   *

Прекрасно, когда в родословной

Из года в год, из века в век,

Родится только лишь успешный,

Весьма талантливый народ.

 

Их имена всегда известны

И всей родне, и слава, и почёт,

И им хвалу народ, нередко,

Уже авансом раздаёт.

 

А если нет в семье героев,

Нет знаменитых, как им быть?

Ведь каждый хочет, и полезным,

Да и желанным людям быть.

 

Да, много полезных, желанных.

Любимых, красивых, лихих,

Как часто, трагичны их судьбы,

Давайте-ка вспомним о них.

*   *   *

Как много талантов в России!

Взять Нику – поэт Турбина.

Пяти лет лишь от роду вспыхнула

Её звонкой славы звезда.

 

Талант её, ярко так вспыхнувший,

Вдруг стал ни с чего угасать,

А ей так хотелось всю жизнь бы

Людей удивлять и блистать.

 

Никто не сказал этой девочке,

У гениев жизнь коротка.

Пятнадцать лет жизни возвышенной

И нет её. Смерть. Из окна…

 

Вы помните девочку Киру?

Из трудной семьи, как стрела

Летела по льду фигуристка,

Летела, сгорела, была…

 

Погибла на пике карьеры,

Душой очень хрупка была

И справиться с трудностью в жизни

Готова она не была.

 

Гимнастка красивая, Мухина,

Какою изящной была!

Калекой, в забвении полном,

Она умирала одна.

 

Кумиров калечат так часто,

Талант, выжимая до дна,

Но время прошло, их забыли

И новых настала пора.

*   *   *

К таланту приближайтесь осторожно,

Чтоб мог бы он сто лет своих прожить,

Не растерять его до сроков и, конечно,

Себе подобных, нам простым дарить.

 

Талант в сто лет раз нарождается.

Талант, он из тысяч один.

Талант, наших сроков не знает

И сам он себе господин.

 

Талант невозможно измерить

И время ему указать,

Его можно чувствовать, верить

И ждать, терпеливо так ждать.

 

Нельзя талант себе в угоду

Эксплуатировать, преступно подгонять.

Талант порой годами дремлет зрея,

И ждёт свой час, когда придёт блистать.

 

Как часто мы ошибку допускаем,

Момент успеха, за талант приняв,

И человека так загнать умеем,

Амбиции свои так не уняв.

 

К таланту приближайтесь осторожно,

Не торопите, дав ему дозреть,

Ведь у кого-то в пять, а у кого-то в двадцать,

Бывает что и в семьдесят, но есть.

 

Дозреть ему дайте – таланту

И ждите, что время придёт.

А время придёт, он как гейзер

Фонтаном до неба забьёт.

*   *   *

Вот новое веянье в школе,

Все в поиске, ищем детей

Судьбой одарённых талантом,

И много хороших идей.

 

Мы ищем и часто находим

Весьма негативный талант:

Ну что ж, будем много работать,

Чтоб стал тот талант угасать.

 

Талантливо кто-то читает,

Талантливо кто-то поёт,
Талантливо кто-то играет,

А кто-то талантливо бьёт.

 

Талантливо кто-то рисует,

А кто-то талантливо шьёт,

Талантливо кто-то танцует,

 А кто-то талантливо лжёт.

 

Мне вовремя надо увидеть

Таланта любого ростки,

А если их нет у кого-то,

Не дать им замкнуться внутри.

 

Мне вовремя надо увидеть,

Мне надо его поддержать,

Мне надо оценивать, верить,

Таланту расти помогать.

 

Мне надо его не обидеть,

Когда буду я убеждать,

Советовать, слушать внимательно,

А в чем-то и разубеждать.

 

Учить и не перестараться,

Не дать и зазнайкою стать,

Реально оценивать силы,

Чтоб было за что восхвалять.

*   *   *

Напомню, как важно, считаю

Знать нужно свою шежере

Истоки проблем и талантов

Зарыты глубоко в семье

*   *   *

К истокам предков обращаясь,

С детьми спешим скорей узнать:

Кто из родни, с каким талантом

Тот приходил и доказать,

 

Что их потомки их не хуже,

Им тоже есть, что всем сказать,

Что их следы не затерялись,

Но надо чуть лишь подождать.

 

Порою слышишь, что возьмёшь с них,

У них толковых нет в роду.

Вот тут я с ними не согласна.

И я тут прямо всем скажу,

Нет Менделеевых, конечно,

Но это ж жизни не табу.

Ну что ж, не жить им всем прикажешь?

В ответ: «Я просто говорю...».

 

Нельзя клеймо с рожденья ставить.

Не все плохие ведь в роду.

Пусть не сверкал талантом прадед,

Но честен был и на виду.

 

Прабабка скромной и простою

Среди сельчан своих слыла,

Детей таких же скромных, честных,

Душой красивых родила.

 

Пусть все в роду учились плохо,

Причин тут много, как всегда,

Зато в семье всегда спокойно,

Хватает всем любви, тепла.

 

Пусть не всегда в семье достаток,

Порой нет даже и куска,

Но не завидуют соседям

И в сердце нет ни капли зла.

 

Вот из таких семей выходит

Основа общества, - скала.

Они в беде стеною станут,

Удел их труд и доброта.

*   *   *

Учитель должен постараться,

И так бывает нелегко,

Увидеть, вырастить, взлелеять

Рациональное зерно.

 

Учитель, он же: мама, скульптор,

Художник, многое ещё.

Он учит, любит, направляет,

Жалеет детище своё.

 

Он лечит раны души детской,

Мечтать научит, и простит,

И терпеливо ждёт, когда в ребенке

Таланта искра возгорит.

*   *   *

С лихвою мой труд окупается,

За тридцать почти лет моих

Хорошие выросли люди,

Хоть нет Галилеев средь них.

 

Их много: работают в школах,

В больницах и в детских садах,

Простые водители, в банках –

Они мамы – папы в трудах.

 

Их много, еще подрастают,

Они,  дети -  краски мои

Мы радугу вместе создали,

Чтоб все любоваться могли.

*   *   *

Мне краски природа дарила,

Я яркость лишь им придала,

Чтоб радуга яркою стала,

Во всю свою мощь расцвела.

 

Они все танцуют и лепят,

Мечтая, рисуют, поют,

Играют на сцене и, словом,

Основу себе создают.

 

Ведь жить, ничего не умея,

Убогих лишь жалкий удел.

Они хорошо это знают,

И каждый уже преуспел.

 

Чтоб радуга радостей детских

Над нами всходила всегда,

Должны улыбаться детишки,

Звучать детский смех, голоса.

 

Чтоб радуга ярче светила

Я радость дарить им должна,

Надежду на лучшее в жизни

И веру в победы добра.

 

Чтоб радуга ярче сияла,

Для творчества базу творю.

И пусть мои детки стремятся

К успехам, к победам, к добру!

*   *   *

Чтоб радуга ярче сияла

Для радостей дайте им шанс,

И дети во всем преуспеют,

Обгонят в успехах и нас!

 

Моё образование

Благовещенское педагогическое училище, 1978

Высшее, г. УФА, БГПИ, 1993 г.

Рейтинг

Баллов: рейтинг18159.1 Место: место316 (Подробнее)