Тема: «Семья»
Конспект урока по окружающему миру
Выполнила:
Домахина Валентина Петровна
Учитель начальных классов
Содержание
I.Урок окружающего мира……………………. с. 3 - 10
II.Приложения……………………………………… с. 11 - 12
Тема урока: «Семья»
Тип урока: рефлексия
Цели урока:
1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
2. Становление нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях, сплочение детей и родителей;
3. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
Личностные УУД
ценностно-смысловая ориентация учащихся, действие смыслообразования.
Коммуникативные УУД
умение выражать свои мысли, обсуждать выступления учащихся.
Регулятивные УУД
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
волевая саморегуляция;
оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;
оценивать значение семьи для человека и общества;
оценивать свои достижения и достижения других учащихся;
оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;
рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи.
Класс: 1 класс
Оборудование на уроке: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, учебник «Окружающий мир» автор А.А. Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир» автор А. А. Плешаков, наглядности.
Применяемая технология: технология деятельностного метода
Ход урока
Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности
Приветствие детей.
Собирайтесь, дети, в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь!
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
Я – Валентина Петровна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут дома (Настенька, Катенька, Егорка ...).
- Здравствуйте, милые дети,
Вы всех прекрасней на свете!
Вот таких хороших - пригожих я приглашаю поиграть.
Психогимнастика
(На доске смайлики, выражающие разное настроение).
Посмотрите внимательно на доску и выберите тот смайлик, который больше вам нравится.
- Почему выбрали именно этот смайлик?
Вам больше понравилось улыбающийся смайлик потому, что у вас хорошее настроение?
Пусть этот весёлый смайлик будет с нами всё занятие.
(На доске остается только улыбающийся смайлик)(приложение 1).
Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение. А сейчас посмотрите на своего соседа по парте и пожелайте друг другу удачи.
(Дети желают друг другу удачи).
2.Актуализация и фиксация деятельности
Повторить пройденный материал и зафиксировать понятия «семья», «мама», «папа», «родственники».
-Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадки:
Кто загадки отгадает, Кто нежнее всех на свете?
Тот своих родных узнает: Кто готовит вам обед?
Кто-то маму, кто-то папу, И кого так любят дети?
Кто сестрёнку или брата, И кого прекрасней нет?
А, узнать вам деда с бабой- Кто читает на ночь книжки?
Все родные, с кем живёте, Не ругает нас с братишкой.
Даже дядя или тётя, Кто же это? Наша… (мама).
Непременно вам - друзья,
Вместе вы - одна…(семья).
Кто любить не устаёт, Кто всю жизнь работал,
Пироги для нас печёт, Окружал заботой
Вкусные оладушки? Внуков, бабушку, детей,
Это наша…( бабушка). Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет Нестареющий наш …(дед)
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь? Я у мамы не один,
Кто научит смелым быть? У неё ещё есть сын,
С велика упав, не ныть? Рядом с ним я маловат,
И, коленку расцарапав, Для меня он - старший …(брат).
Не реветь? Конечно, …(папа).
Кто весёлый карапузик- Мама с папой говорят,
Шустро ползает на пузе? Что теперь я – старший брат,
Удивительный мальчишка - Что за куколка в коляске
Это младший мой …(братишка). Плачет? Видимо, от тряски?
В ванной ползунков гора!
Брату кто она? ... (сестра)
- Сегодня наш урок посвящён семье.
Физкультминутка.
Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)
3. Локализация индивидуальных затруднений
Шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример вызвали затруднения.
- Ребята, а как вы думаете, почему семь «Я»? (дети высказывают своё мнение).
Семья - словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось
Неясно нам совсем.
Ну « Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки, две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь « Я»!
- А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
-Нет, если есть собака,
Выходит « Во»!- семья!
( М. Шварц)
- Ребята помогите мне отыскать в словарях значение слова «семья».
(работа в группах. Одна группа работает в словарях С.И. Ожегова, другая группа - Д.Н. Ушакова).
С.И. Ожегов -1. Это группа живущих вместе близких родственников.
2. Объединение людей, сплоченных общими интересами.
Д.Н. Ушаков – Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников , живущих вместе.
- Дети, значение слова семья трактуется одинаково в разных словарях?
- Прочитайте высказывание великого русского писателя Л.Н. Толстого:
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей).
Физкультминутка.
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.
- Настоящую дружную семью – очень трудно сохранить. Для этого нужно очень много работать. Не только на работе, но и в семье. Давайте подумаем, кем часто приходится быть дома маме, папе, бабушке, дедушке?
А как можно сделать так, чтобы у них было больше свободного времени? Какие обязанности есть у вас в семье?
Игра «Кто кому кто?»
Игра «Найди пару и соедини стрелочкой» (на доске)
БАБУШКА ВНУЧКА
ОТЕЦ СЕСТРА
БРАТ ПЛЕМЯННИЦА
ТЕТЯ ДОЧЬ
- В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. Членов семьи называли домочадцами (словарик). Вместе ели и пили, только не тужили.
В одной семье могут жить люди разного поколения, т.е. люди разного возраста. Поколение(словарик) – это люди одного возраста, живущие в одно время.
Все ученики нашего класса – младшее поколение. Ваши бабушки, дедушки – старшее поколение.
Ребята, а для чего нам нужна семья? Может она нам и вовсе не нужна?
Дети, когда в семье лад, согласие, как называют такую семью?
5. Этап реализации построенного проекта «Моя семья»
- Я посмотрела ваши рисунки, которые вы выполнили дома. Именно такие семьи нам нужны, такие счастливые.
Домашним заданием была подготовка проекта «Моя семья» (защита проекта)
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. (4-5 мин)
Упражнение «Продолжи предложение»
- Если бы к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то чтобы вы могли им сказать (помогут нам в этом предложения, но они не закончены). Ваша задача: закончить предложение.
- Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
- Я люблю, когда бабушка …
- Мои мама и папа самые ….
- Я люблю своих родителей за то, что …
- Я доверяю своим родителям …
- Я люблю своего дедушку за то, что…
- Я хочу своим родителям пожелать …
- Свою семью я считаю …
- Моя мамочка для меня самая …
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Дети что же изображено на ребусе? (на доске)
7Я
- Почему 7 я?
- Правильно, все члены семьи должны быть равноправны. 7 точно таких же как и я членов семьи.
- Объясните значение пословицы: «Вся семья вместе, так и душа на месте».
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
- Что же такое семья для каждого из вас? (Это мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.)
- Игра: «Назови ласково по имени» (маму, папу, сестрёнку, бабушку, дедушку, братика).
- Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?» (Пожелания детей своей семье)
9. Этап рефлексии деятельности на уроке.
- Ребята, наш класс – это тоже одна дружная, большая семья. И оттого как мы будем работать на уроках, вести себя друг с другом зависит, как будет называться наша семья. Будет ли она дружной.
И вот я представила нашу семью – это наше древо, наша классная семья.
На ваших партах листочки, давайте оценим свою работу на уроке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

13