СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Начало правления первого российского царя – Ивана IV"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является  знакомство учащихся с началом правления Ивана IV и  формирование их представления о личности молодого царя.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Начало правления первого российского царя – Ивана IV"»

Тема: Начало правления первого российского царя – Ивана IV


Задачи:

  • дидактические: познакомить учащихся с началом правления Ивана IV, сформировать представление о личности молодого царя;

  • развивающие: развивать картографические и хронологические умения учащихся, умение работать с историческими документами, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, давать оценку личности исторического деятеля, полные аргументированные ответы на поставленные вопросы, вырабатывать на основе изученного материала свою личную позицию;

  • воспитывающие: формировать уважительное, гуманное отношение к людям, воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия.


Методы и приемы:

  • словесный: объяснение, рассуждение;

  • печатно-словесный: работа с историческими документами, датами, генеалогическим древом;

  • наглядный: демонстрация презентации.


Оборудование: компьютер и проектор.


Тип урока: урок изучения нового материала.


ХОД УРОКА


I. Организационный момент.


II. Введение нового материала.


План:

  1. Боярское правление в годы малолетства Ивана IV.

  2. Юные годы царя.

  3. Венчание на царство.


Историческая экскурсия.

Давайте перенесемся в Москву 1547 г. для того, чтобы узнать какое знаменательное событие произошло в этот день.


Представьте, что на дворе зима, солнечное и морозное утро 16 января 1547 г. В этот великий день князь московский и всея Руси Иоанн Васильевич в возрасте 17 лет торжественно венчается на российский престол титулом царя и великого князя всея Руси – Иоанна IV.


Торжественная церемония венчания происходит в Успенском соборе Московского Кремля. Эту церемония возглавляет митрополит Макарий. Во время долгой церемонии и торжественной службы митрополит возлагает на Иоанна крест, венец и бармы (присланные якобы византийским императором Константином Мономахом на Русь для венчания князя Владимира Мономаха. Митрополит увенчал голову Иоанна царской короной – шапкой Мономаха – и нарек его «боговенчанным царем».


Записать:

16 января 1547 г. – венчание Ивана IV на царство титулом царь и великий князь всея Руси в успенском соборе Московского Кремля.

Иван IV – «боговенчанный царь».


Так кто же такой Иван IV? Почему он был прозван «Грозным»? Данное прозвище он заслужил по праву или оно было выдумано современниками и историками? На эти вопросы мы будем отвечать на протяжении нескольких уроков. А пока давайте познакомимся с детством будущего царя.


  1. Боярское правление в годы малолетства Ивана IV.


Родителями Ивана были Василий III и Елена Глинская (вторая жена Василия III. Первая жена – Соломония – в течение 20 лет не смогла родить детей (была бесплодной). После развода Соломония была пострижена в монахини. Елена была из литовского рода Глинских. Дядей Елены был Михаил Глинский.


Иван Васильевич родился 25 августа 1530 г. Согласно легенде в ту саму минуту земля и небо сотряслись от неслыханных громовых ударов, которые следовали один за другим с ужасной непрерывной молнией. Через год с небольшим Елена родила второго сына Юрия. Василий любил молодую жену и хотел ей нравиться. Он даже сбрил бороду. Рождение долгожданных детей было радостным событием в великокняжеском доме. Но наслаждался счастливым супружеством Василий недолго. В 1533 г. во время осенней охоты он занемог (на левой ноге у него сделался подкожный нарыв). Лечение не помогало. Василий умер 3 декабря 1533 г., назначив в духовной грамоте государем сына Ивана. Елене Глинской Василий приказал держать государство «под сыном» до его возмужания.


Записать:

Иван IV Васильевич «Грозный» (1530 – 1584 гг.) 1533 – 1584 гг.


Историк Н.М. Карамзин отмечал, что «не только искренняя любовь к Василию производила общее се­тование о безвременной кончине его, но и страх, что будет с государ­ством? — волновал души. Никогда Россия не имела столь малолетнего властителя, никогда — если исключим древнюю, почти баснословную Ольгу — не видала своего кормила государственного в руках юной жены и чужеземки, литовского, ненавистного рода».

Вскоре был создан опекунский совет для управления государством, который возглавляли мать великого князя Елена Глинская, её фаворит князь И. Ф. Овчина-Телепнёв-Оболенский и митрополит Даниил, также в него входили служилые бояре князья Шуйские, Бельские, Глинские и т. д. Елена Глинская оказалась решительной и властной правительницей, она продолжила политику мужа, направленную на уничтожение уделов. Зимой 1533 г. через неделю после смерти Василия III она арестовала его родного брата Юрия Ивановича Дмитровского (умер в тюрьме летом 1536 г.). В 1537 г. началась охота на еще одного дядю великого князя — Андрея Ивановича Старицкого. Хитростью его заманили в Москву и арестовали летом 1537 г., в декабре 1537 г. Старицкий скончался в темнице.

В недолгий период своего регентства Елена Глинская провела несколько важных централизаторских реформ. В 1535 г. проводилась денежная реформа, в результате которой в государстве была введена единая монетная система, также осуществлялась унификация системы мер и весов. Особое значение имела реформа местного управления: часть властных полномочий наместников и волостелей была передана выборным лицам — губным старостам и «излюбленным головам». В области внешней политики в результате ряда побед Елена Глинская добилась перемирия с Литвой (1536 г.). Главную опасность для Москвы представляли набеги крымских и казанских татар, с которыми велись постоянные войны. Продолжалось формирование Засечной черты.

3 апреля 1538 г. княгиня Елена Глинская скоропостижно скончалась. Смерть цветущей тридцатилетней женщины была такой внезапной, что породила упорные слухи, будто мать великого князя отравили. После этого начался период боярского правления. Он характеризовался острейшей борьбой за власть придворных группировок — Шуйских, Бельских, Глинских. В пылу борьбы бояре забывали о соблюдении государственных интересов. В стране началось резкое обострение социально-политических противоречий, вызванное падением престижа центральной власти, самоуправством чиновников разного ранга, разгулом взяточничества и казнокрадства.

Таким образом, Иван в семь с половиной лет остался круглой сиротой. В душу его рано и глубоко врезалось чувство брошенности и одиночества.


После смерти Глинской последовала цепь дворцовых переворотов: Телеп­нев, Шуйские, Иван Вельский, вновь Шуйские, и, наконец, вернулись Глинские во главе с бабкой Ивана, Анной. Каждая смена власти сопровождалась кровавы­ми расправами с противниками и оставляла глубокий след в сознании малолет­него государя. Перед ним происходила жуткая борьба сторон. Страшное нерв­ное потрясение перенес он в детстве, когда Шуйские, расправляясь с Вельским и митрополитом, как разбойники, ворвались в спальню Ивана, разбудив и напу­гав его жестокостью расправы и вседозволенностью. С ним как будто умышлен­но поступали так, чтобы сделать из него необузданного тирана: на его глазах, его именем бояре свергали друг друга, похищая его государевы права. В юной голове отрока-царя шла тяжелая, страшная, разрушительная для человека борь­ба, обещающая разрешиться вскоре богатым кровавым урожаем. На всю жизнь сохранил он недоброе чувство к опекунам; «Помню, - писал Грозный впослед­ствии, - как бывало мы с братом Юрием играем по-детски, а князь Иван Шуй­ский сидит на лавке, локтем опершись на постель отца нашего, да еще ногу на нее положит, а с нами не то по-родительски, а по-властелински обращается, как с рабами».


Осознание силы власти и того зла, которое ему причиняли окружающие, порождало ненависть к рабам-ласкателям и жажду страшной мести. Снача­ла Иван принялся проливать кровь бессловесных животных, бросая их с крыль­ца или вышки на землю, а затем принялся за людей. В тринадцатилетнем возрас­те, набравшись мужества, он бросил вызов самому Андрею Шуйскому. По его приказу ненавистного боярина схватили и бросили псарям, которые тотчас же растерзали его. Нападение это застало бояр врасплох: «они начали от государя страх иметь и послушание». А Иван, окружив себя отроками из знатных семей, скакал с их толпой во всю прыть по городу, топча и избивая людей, а угодники похваливали его: «вот будет храбрый и мужественный царь»...


Уже к 10 годам он хорошо знал Библию и мог по памяти цитировать отрывки из нее, знал весь ход церковной службы и участвовал в ней певчим, читал русские летописи и жития святых. Он мог написать яркое письмо, используя народные поговорки и сравнения, сочинял церковную музыку, играл в шахматы.


В юные годы Иван не получил систематического образования, но в зрелом возрасте он поражал знавших его людей своими обширными познаниями. Иван был хорошим оратором. Любил ссылаться в своих речах на произведения древних авторов и примеры из римской истории. Знал историю греческую, римскую и русскую. У него была одна из крупнейших в Европе библиотек. В ней хранились редчайшие древние и византийские сочинения. Все эти качества сочетались в нем с беспощадной жадностью, болезненной подозрительностью и мстительностью.

Вернемся к событию, произошедшем 16 января 1547 г. В январе 1547 г., в Успенском соборе Кремля, при огромном стечении народа состоялось венчание Ивана IV на царство. Он был первым из русских правителей, официально принявшим титул «царь», хотя в придворном обиходе царями называли и его деда Ивана III, и его отца Василия III. Этот новый титул московского правителя имел огромное значение:
- во-первых, он происходил от слова «цесарь» («кесарь»), как титуловали римских, византийских и германских императоров, и обозначал полноту власти, гораздо более существенную, чем власть великого князя;
- во-вторых, «царями» на Руси называли ордынских ханов, и, приняв этот титул, московский самодержец подчеркивал, что его власть, по своей сути, подобна той, которую в свое время имели монголо-татары над Русью;
- в третьих, «великий князь» в Европе переводили как «принц» или «герцог», тогда как «царь» не переводили вообще или понимали как «император», что ставило великого государя выше западных королей. Царь — «помазанник Божий», он не только самодержец, но и духовный лидер своего народа.

Вскоре после венчания на царство Иван изъявил желание о женитьбе. Вы знаете, как на Руси цари выбирали невесту? (со всего государства в Москву съезжались девушки из знатных семей и из их числа царь выбирал невесту). Давайте прочитаем отрывок из труда Н.М. Карамзина «Об истории государства Российского» и узнаем о том, как выбирали невесту для Ивана Васильевича.


Работа с историческим документом. Прочитать текст и ответить на вопросы:

  • Кого избрали невестой для Ивана Васильевича?

  • От кого происходил род Анастасии Романовны?

  • Н.М. Карамзин отмечает, что «не знатность, а личные достоинства невесты оп­равдывали сей выбор». Какие достоинства невесты отмечали современники?

  • Какие наставления были даны супругам митрополитом Макарием после венчания?


Изменился ли царь после венчания? Н.М. Карамзин отмечает, что нет. «Сия набожность Иоаннова, ни искренняя любовь к добродетельной супруге не могли укротить его пылкой, беспокойной души, стремитель­ной в движениях гнева, приученной к шумной праздности, к забавам гру­бым, неблагочинным. Он любил показывать себя царем, но не в делах мудрого правления, а в наказаниях, в необузданности прихотей; играл, так сказать, милостями и опалами; умножая число любимцев, еще более умножал число отверженных; своевольствовал, чтобы доказывать свою независимость, и еще зависел от вельмож, ибо не трудился в устроении царства и не знал, что государь, истинно независимый, есть только государь добродетельный. Никогда Россия не управлялась хуже: Глин­ские, подобно Шуйским, делали что хотели именем юноши-государя; наслаждались почестями, богатством и равнодушно видели неверность частных властителей; требовали от них раболепства, а не справедли­вости. Кто уклонялся пред Глинскими, тот мог смело давить пятою народ, и быть их слугою значило быть господином в России. Наместники не знали страха — и горе угнетенным, которые мимо вельмож шли ко трону с жалобами! Так, граждане псковские, последние из присоединенных к самодержавию и смелейшие других (весною в 1547 году), жалова­лись новому царю на своего наместника, князя Турунтая-Пронского, угодника Глинских. Иоанн был тогда в селе Островке: семьдесят чело­битчиков стояло перед ним с обвинениями и с уликами. Государь не выслушал: закипел гневом; кричал, топал; лил на них горящее вино; палил им бороды и волосы; велел их раздеть и положить на землю. Они ждали смерти.

В сию минуту донесли Иоанну о падении большого коло­кола в Москве; он ускакал в столицу, и бедные псковитяне остались живы.— Честные бояре с потупленным взором безмолвствовали во дворце: шуты, скоморохи забавляли царя, а льстецы славили его мудрость. Добродетельная Анастасия молилась, вместе с Россиею, и бог услышал их. Характеры сильные требуют сильного потрясения, чтобы свергнуть с себя иго злых страстей и с живою ревностию устремиться на путь добро­детели. Для исправления Иоаннова надлежало сгореть Москве! …»


В июне 1547 г. в Москве вспыхнул пожар, который почти дотла спалил столицу. Сгорело 25 тыс. дворов, осталось без крова 80 тыс. москвичей, почти все ее население 1700 человек погибло, начавшиеся эпидемия и голод косили людей. Поползли слухи, что Москву подожгли Глинские, а бабка царя Анна Глинская колдовала: «вынимала сердца из мертвых, клала в воду и кропила ею все улицы, ездя по Москве. Вот отчего мы сгорели!». 26 июня простые москвичи собрались на вече и по его решению двинулись в Кремль, схватили и убили князя Юрия Глинского, а его брат Михаил Глинский бабка Анна успели бежать из Москвы. Дворы ненавистных бояр подверглись разгрому.


Н.М. Карамзин. В сие ужасное время, когда юный царь трепетал в Воробьевском дворце своем, а добродетельная Анастасия молилась, явился там какой-то удивительный муж, именем Сильвестр, саном иерей, родом из Новагорода, приближился к Иоанну с подъятым, угрожающим перстом, с видом пророка, и гласом убедительным возвестил ему, что суд божий гремит над главою царя легкомысленного и злострастного; что огнь небесный испепелил Москву; что сила вышнего волнует народ и лиет фиял гнева в сердца людей! Раскрыв святое писание, сей муж указал Иоанну прави­ла, данные вседержителем сонму царей земных; заклинал его быть ревностным исполнителем сих уставов; представил ему даже какие-то страшные видения, потряс душу и сердце, овладел воображением, умом юноши и произвел чудо: Иоанн сделался иным человеком; обли­ваясь слезами раскаяния, простер десницу к наставнику вдохновен­ному; требовал от него силы быть добродетельным — и приял оную.


Стоя перед возмущенной толпой и озирая испепеленный город, молодой Иван испытал потрясение «… вошел страх в душу мою и трепет в кости мои, и смирился дух мой».


Действительно ли смирился дух царя? Каким было его дальнейшее правление? Об этом мы узнаем на следующем уроке.


III. Подведение итога урока.


Работа с историческим документом. Прочитать отрывки из трудов Н.М. Карамзина и С.В. Рыбакова о личности Ивана IV и ответить на вопросы.

  1. Опираясь на знания, полученные на уроке, и на приведенные тексты, объясните, почему юный царь проливал кровь невинных людей и стал жестоким правителем?

  2. Какие положительные и отрицательные черты личности Ивана Васильевича отмечают Н.М. Карамзин и С.В. Рыбаков?


IV. Домашнее задание. § 3, записи в тетради.


Дидактический материал


Н.М. Карамзин «Об истории государства Российского»

«… Между тем знатные сановники, окольничие, дьяки объезжали Россию, чтобы видеть всех девиц благородных и представить лучших невест государю: он избрал из них юную Анастасию, дочь вдовы Захарьиной, которой муж, Роман Юрьевич, был окольничим, а свекор — боярином Иоанна III. Род их происходил от Андрея Кобылы, выехавшего к нам из Пруссии в XIV веке. Но не знатность, а личные достоинства невесты оп­равдывали сей выбор, и современники, изображая свойства ее, приписыва­ют ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединенные с умом основательным; не говорят о красоте, ибо она счита­лась уже необходимою принадлежностию счастливой царской невесты. Совершив обряд венчания в храме богоматери, митрополит сказал ново­брачным: «Днесь таинством церкви соединены вы навеки, да вместе покло­няетесь всевышнему и живете в добродетели; а добродетель ваша есть правда и милость. Государь! Люби и чти супругу; а ты, христолюбивая ца­рица, повинуйся ему. Как святый крест глава церкви, так муж глава жены. Исполняя усердно все заповеди божественные, узрите благая Иерусалима и мир во Израиле». Юные супруги явились глазам народа: благословения гремели на стогнах Кремля. Двор и Москва праздновали несколько дней. Царь сыпал милости на богатых; царица питала нищих…. Прервав веселые пиры двора, Иоанн и супруга его ходили пешком зимою в Троицкую Сергиеву лавру и про­вели там первую неделю великого поста, ежедневно моляся над гробом св. Сергия.


Вопросы:

  • Кого избрали невестой для Ивана Васильевича?

  • От кого происходил род Анастасии Романовны?

  • Н.М. Карамзин отмечает, что «не знатность, а личные достоинства невесты оп­равдывали сей выбор». Какие достоинства невесты отмечали современники?

  • Какие наставления дал супругам митрополит Макарий после венчания?


Н.М. Карамзин «Об истории государства Российского»

«… Иоанн имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова, чтобы бесстыдно раболепствовать гнуснейшим похотям. Имея редкую память, знал наизусть Библию, историю греческую, римскую, нашего отечества, чтобы нелепо толковать их в пользу тиранства; хвалился твердостию и властию над собою, умея громко смеяться в часы страха и беспокойства внутреннего; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги и преступления; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты; хвалился, наконец, глубокою мудростию государственною, по системе, по эпохам, с каким-то хладнокровным размером истребляя знаменитые роды, будто бы опасные для царской власти,— возводя на их степень роды новые, подлые и губительною рукою касаясь самых будущих времен; ибо туча доносителей, клеветников, кромсшников, им образованных, как туча гладоносных насекомых, исчезнув, оставила злое семя в народе; и если иго Батыево унизило дух россиян, то, без сомнения, не возвысило его и царствование Иоанново.

Но отдадим справедливость и тирану: Иоанн в самых крайностях зла является как бы призраком великого монарха, ревностный, неутомимый, часто проницательный в государственной деятельности; хотя, любив всегда равнять себя в доблести с Александром Македонским, не имел ни тени мужества в душе, но остался завоевателем; в политике внешней неуклонно следовал великим намерениям своего деда; любил правду в судах, сам нередко разбирал тяжбы, выслушивал жалобы, читал всякую бумагу, решал немедленно; казнил утеснителей народа, сановников бессовестных, лихоимцев, телесно и стыдом (рядил их в великолепную одежду, сажал на колесницу и приказывал живодерам .возить из улицы в улицу); не терпел гнусного пьянства (только на святой неделе и в рождество Христво дозволялось народу веселиться в кабаках; пьяных во всякое иное время отсылали в темницу). Не любя смелой укоризны, Иоанн не любил иногда и грубой лести Иоанн славился благоразумною терпимостию вер (за исключением одной иудейской); хотя, дозволив лютеранам и кальвинистам иметь в Москве церковь, лет через пять велел сжечь ту и другую (опасаясь ли соблазна, слыша ли о неудовольствии народа?): однако ж не мешал им собираться для богослужения в домах у пасторов; любил спорить с учеными немцами о законе и сносил противоречия: так (в 1570 году) имел он в Кремлевском дворце торжественное прение с лютеранским богословом Роцитою, уличая его в ереси: Роцита сидел пред ним на возвышенном месте, устланном богатыми коврами; говорил смело, оправдывал догматы аугсбургского исповедания, удостоился знаков царского благоволения и написал книгу о сей любопытной беседе.

В заключение скажем, что добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских ...


Рыбаков С.В. «История России»

«Мальчик-государь, от природы умный, живой, впечатлительный и наблюдательный, рос в обстановке заброшенности и пренебрежения. Родственники-бояре не только не заботились о его правильном образовании и воспитании, но даже плохо одевали и кормили его и его младшего брата Юрия. Так в душе мальчика рано образовалось чувство вражды и ненависти к боярам как его врагам и похитителям власти. Безобразные сцены боярского своеволия и насилия и его собственные беспомощность и бессилие развили в нем робость, подозрительность, недоверие к людям, а с другой стороны – пренебрежение к человеческой личности и к человеческому достоинству. Имея в своем распоряжении много свободного времени, Иван предавался чтению и перечитал все книги, которые он мог найти во дворце. Единственным его искренним другом и духовным наставником был митрополит Макарий».


Вопросы:

  1. Какие положительные и отрицательные черты личности Ивана Васильевича отмечают Н.М. Карамзин и С.В. Рыбаков?

  2. Опираясь на знания, полученные на уроке, и на приведенные тексты, объясните, почему юный царь проливал кровь невинных людей и стал жестоким правителем?


9