СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обществознания в 9 классе по теме: "Избирательный процесс и избирательные технологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок проходит в форме пресс-конференции, где обучающиеся выступают в роли «политического консультанта» и представляют свой проект.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания в 9 классе по теме: "Избирательный процесс и избирательные технологии"»

17



Урок обществознания 9 класс

по теме « Избирательный процесс и избирательные технологии».

Дата проведения 10 марта 2013 года.

Урок проходит в форме пресс-конференции, где обучающиеся выступают в роли «политического консультанта» и представляют свой проект.

Тип проекта – информационный, практико-ориентированный.

По доминирующей в проекте деятельности:

исследовательско – практический.

По характеру контактов: групповой.

По продолжительности выполнения – две недели.

Цель проекта

– развитие познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления;

- формирование умений работать с поступающей информацией, привитие исследовательских навыков, обучение сотрудничеству;

- формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств.

Задания. 1 группа - сбор информации по теме «Технологии маркетингового и немаркетингового типов», оформить и представить в виде схемы и выступления.

2 группа – собрать и представить материал по теме

«Технологии позиционирования».

3 группа – оформить «доску умных мыслей».

Оборудование урока:

*Конституция РФ;

*словарь урока;

*справочный материал:

«Этапы проведения избирательной кампании»;

«Сегментирование электората».

*бумага, цветные карандаши и фломастеры.

Столы в кабинете стоят кругом.

Доска: таблицы «Технологии маркетингового и немаркетингово типов»,

«Избирательные технологии»,

часть доски – «доска умных мыслей»- здесь представлены высказывания политиков, ученых, общественных деятелей.

Ход пресс – конференции.

Индуктор – стимуляция воображения ее участников. Им предлагается выступить в роли «политического консультанта» и продемонстрировать свои познания по теме урока (пресс-конференции).

Социализация – обучающиеся представляют свой собранный материал, что повышает исследовательский интерес у участников пресс-конференции.

Творческое задание - обучающимся предлагается полученные теоретические знания подкрепить практическими умениями и навыками.

Класс делится на группы по два человека и им предлагается подготовить проект избирательной кампании политической партии, который должен включать две части: одна дает ответ на вопрос, что необходимо донести до избирателей, чтобы они проголосовали за данную партию, вторая в какой форме это сделать.

Вступительное слово учителя.

Наша пресс-конференция посвящена теме избирательный процесс и избирательные технологии. Мы пригласили «специалистов» в данной области, чтобы понять предложенную тему необходимо вспомнить основные понятия, которыми мы будем оперировать при рассмотрении данной темы.

(работа со словарем урока – см.приложение к уроку).

Политик - это самая ответственная общественная профессия, и допуск к ней своих членов общество должно сделать максимально прозрачным и максимально ответственным. Сделать доступ к политике трудным, а самих политиков подконтрольными обществу можно лишь с помощью правил и норм, а также процедур, обеспечивающих их применение. Появляется возможность стандартных способов решения этих задач, которые и обозначаются термином «политические технологии».

Политические технологии находят применение в различных политических процессах, среди них особое место занимает избирательный процесс, так как 1) выборы важны для функционирования демократической политической системы;

2) избирательные кампании отвечают всем тем условиям, которые делают возможным использовать политтехнологи.

Избирательные технологии это враг произвола, но данную характеристику не нужно возводить в абсолют, так как в любой избирательной кампании есть место творчеству и нестандартным действиям. Например, Ф.Миттеран победил на президентских выборах в 1981 году с лозунгом «Спокойная сила». Избирательные технологии должны быть адаптированы к конкретной ситуации, с учетом политических, социально- экономических, культурных и национальных особенностей (США борьба двух претендентов, а в России число реальных соперников больше). Все знать невозможно и поэтому рано или поздно деятельность в сфере избирательных технологий должна была стать профессией. У нас спрос на данных специалистов появился в 1995году, создается Ассоциация центров политического консультирования.

В ходе пресс – конференции вы выступаете в роли «специалистов», то есть политических консультантов. И вы как никто знаете правило, что у кандидата и его команды нет законных инструментов, с помощью которых можно было бы заставить проголосовать должным образом. Нужно убедить, внушить, а поэтому избирательные технологии рассматриваются как информационное воздействие на электорат. Они сводятся к двум типам: маркетингового и немаркетингового. Данные технологии представляют «политические консультанты» Алехина Мария, Малеев Александр, Гридчина Майя, Медведева Анастасия.

(Далее обучающиеся представляют свои мини – проекты, используя таблицы и справочный материал).

Алехина Мария: Широко используемые в современных политических взаимодействиях политическая реклама и формирование имиджа политика – классические примеры технологий маркетингового типа. Применение данных технологий изначально ориентировано на то, что граждане различаются по своим убеждениям, ценностным ориентациям, интересам, и это следует расценивать как данность. Технологии же немаркетингового типа стремятся к унификации политического мышления и поведения граждан, они строятся на убеждении людей в правомерности взглядов и позиций, внедряемых в их сознание субъектом воздействия. Там, где используются данные технологии конкуренции места нет. Классические примеры технологий немаркетингового типа политическая пропаганда и агитация. И та, и другая направлены на формирование позитивного отношения населения к тем или иным представлениям и ценностям, закрепление их в сознании граждан. Основное различие заключается в том, что агитация в большей степени ориентирована на побуждение поведенческой активности. Избирательные технологии должны не просто обеспечить выбор избирателей в пользу определенного кандидата, но и добиться этого, в конкретный день.

Технологии маркетингового типа предполагают информационное воздействие, которое строится в соответствии с предпочтениями потребителей и ориентировано на их удовлетворение более эффективным, чем у конкурентов путем.

Фундаментальная характеристика маркетингового подхода к организации и проведению избирательной кампании заключается в том, что любые действия в ее рамках должны строиться на достоверных данных. Сбор и анализ необходимой информации составляют информационно-аналитическое обеспечение избирательной кампании.

Далеко не праздным является вопрос о том, какой объем информации необходимо собрать организаторам кампании.

В рамках информационно-аналитического обеспечения кампании можно выделить два направления:

1) исследование округа накануне выборов, т.е. за несколько месяцев до их назначения;

2) обеспечение информационно-аналитической поддержки идущей избирательной кампании. Для решения этой задачи, во-первых, проводятся мониторинговые исследования, т.е. отслеживается изменение отношения избирателей к кандидату, их реакции на осуществляемые мероприятия, а во-вторых, анализируются действия соперников.

Гридчина Майя: Существенную, если не определяющую, роль в предвыборной ситуации может сыграть политическая реклама, способная интегрировать влияние этих факторов на электоральное поведение, организовать его и подчинить избирательной стратегии. Она сводит воедино возможные поведенческие реакции электората, задает им то единственно верное направление, которое может определить успех на выборах. Основные функции политической рекламы: *информативная;

*коммуникативная;

*социально-ориентирующая.

Политическая реклама функционирует не только в период избирательных кампаний, но и в промежутках между ними. Основная задача политической рекламы заключается в создании взаимосвязи между запросами избирателей и предложениями избираемых. Не один из факторов не влияет на позицию избирателя однозначно и строго определенно, не направляет его к выбору одним единственно возможным путем; каждый фактор срабатывает в комплексе с массой других.

Политическая реклама как деятельность, формирующая общественные умонастроения, с психологической точки зрения, сводится к процессам выработки установок. В ряду факторов, влияющих на политический выбор, важное место занимают идеологические установки и политическая культура. Любого политического лидера избиратель, прежде всего, сопоставляет с тем набором идеологических ценностей, который присущ ему самому, он как бы выбирает лидера из среды себе подобных.

Малеев Александр: Проект избирательной кампании должен включать две части: одна дает ответ на вопрос, что необходимо донести до избирателей, чтобы они проголосовали за данного кандидата (стратегия), вторая - в какой форме это сделать (тактика). В соответствии с широко распространенной точкой зрения под стратегией следует понимать совокупность целей и задач какого-либо вида деятельности, а под тактикой - совокупность способов достижения целей и решения задач. Основу стратегии составляет образ, или имидж, который является стержнем информационного воздействия, оказываемого на избирателей. Выбор основных параметров этого образа и будет определять суть стратегии избирательной кампании.

В рамках реализации стратегии избирательной кампании используется ряд технологий, основной среди которых является технология формирования имиджа. Формирование имиджа следует начинать с целей кампании.

Имидж в избирательной кампании - это сложившееся в сознании избирателей представление о кандидате (политической партии).

Ядром имиджа кандидата или партии является какая – либо основная черта, на которую при формировании имиджа накладываются и другие, дополняющие и усиливающие ее. Формирование имиджа ни в коем случае не может быть произвольным. На этот процесс определяющее влияние оказывают три фактора: сам кандидат, избиратели и конкуренты. Главным компонентом электорального образа является какая – либо одна главная черта. Однако это не исключает его многомерности.

Ключевое положение технологии формирования имиджа в избирательной кампании определяется тем, что имидж и есть главная идея кампании, и его раскрытию должны быть подчинены все коммуникативные мероприятия.

Медведева Анастасия: Особое место в организации и проведении избирательной кампании отводится технологиям работы с избирателями «на дому». Мероприятия, в которых она реализуется, являются частью так называемого оргмассового направления. Оно представляет собой сферу информационного воздействия на избирателей, которая осуществляется при участии команды активистов кампании (агитаторов). По оценкам специалистов, этот комплекс мероприятий эффективнее по своему воздействию на электорат, нежели столь популярная сегодня реклама в СМИ. Обусловлено это тем, что здесь есть возможность обратиться напрямую к конкретному избирателю, выслушать конкретно его, вникнуть конкретно в его проблемы.

Реализация технологий работы с избирателями «на дому» осуществляется посредством ряда мероприятий, среди которых стержневой считается кампания «от двери к двери».

Кампания «от двери к двери»- это целенаправленное посещение избирателей по месту жительства активистами кампании и по возможности кандидатом.

Возможной схемой проведения этой кампании может быть следующая схема.

Кампания начинается примерно за месяц до дня голосования и проводится в два этапа. На первом этапе агитаторы обходят каждую квартиру и вручают избирателям рекламные материалы, среди которых основной является листовка с отрывным талоном. В этот талон избирателю предлагается внести свои пожелания или указать о своей поддержке предвыборной платформы кандидата; в нем также указываются адрес и фамилия избирателя. Кроме того, активист должен быть готов провести беседу с каждым, кто проявил заинтересованность.

Если агитатор не застал избирателя дома, то в почтовый ящик вместе с рекламными материалами опускается записка от имени кандидата с сообщением, что к избирателю приходили агитаторы.

На втором этапе кампании «от двери к двери» осуществляется повторный обход накануне голосования тех избирателей, которые заполнили отрывной талон. Им вручается именное письмо от кандидата с благодарностью за поддержку и обещаниям учесть высказанные предложения в своей деятельности. Особенно эффективным в этой кампании является личное участие кандидата в обходе квартир, что вполне реально в мелкомасштабных кампаниях.

Еще одним действенным способом воздействия на избирателей является кампания «телефонного внедрения».

Кампания «телефонного внедрения» - это проведение опроса социологического характера по телефону в целях сообщения избирателям информации о кандидате. Избирателю звонят от имени некой социологической службы и просят ответить на несколько вопросов. Причем избиратель во время беседы должен несколько раз услышать фамилию кандидата. В последнюю неделю перед голосованием агитаторы звонят по тем телефонам, где собеседники проявили расположенность к контакту.

Поздняков Роман: Прочное место среди технологий работы с избирателями «на дому» занимает «директ- мэйл», или адресная доставка. Директ – мэйл- это распространение агитационных материалов, адресованных конкретному избирателю.

Львиную долю в числе этих материалов занимают различного рода письменные послания кандидата или его сторонников к избирателю. Главная их особенность состоит в том, что в таком послании к избирателю обращаются по имени - отчеству, а в конце стоит подпись кандидата.

Существуют следующие основные разновидности именного послания: *открытка (письмо)- поздравление избирателя с какой-либо знаменательной датой;

*обращение кандидата с просьбой отдать за него свой голос и кратким изложением аргументов в пользу этого;

*обращение от группы поддержки кандидата (лучше, если это будут известные в округе люди).

Наряду с адресной доставкой агитационных материалов в избирательной кампании используется и безадресная доставка: распространение по почтовым ящикам материалов (листовок, буклетов, календарей и др.), не содержащих личного послания к избирателю.

Традиционными для избирательных кампаний являются технологии проведения массовых акций - митингов, собраний, шествий, пикетов, зрелищных мероприятий, встреч кандидата с избирателями и др.

Кривоносова Валентина: Позиционирование - это выявление тех групп, на которые в дальнейшем будет оказываться воздействие, определение параметров, которыми будет отличаться предлагаемый этим группам образ кандидата (политической партии).

Существуют как минимум две причины необходимости технологии позиционирования.

Во-первых, ее использование позволяет избежать рассеивания информационного воздействия. Если кандидат раздает предвыборные обещания по принципу «морякам – воду, детям – мороженое», стремясь охватить как можно более широкую аудиторию, то он рискует потерять даже часть своих твердых сторонников.

Во – вторых, технология позиционирования позволяет предотвратить распыление ресурсов. Если кандидат апеллирует ко всем избирателям округа, то определенная доля ресурсов расходуется и на тех, кто ни при каких обстоятельствах не собирается голосовать за него, а значит – впустую. В то же время редкий кандидат обладает неограниченными финансовыми или материально – техническими ресурсами, не говоря уже об остальных. Соответственно, необходимо такое проведение кампании, которое даст наилучшее соотношение затрат и прибыли. Для того, чтобы избежать обозначенных недостатков в проведении избирательной кампании, необходимо решить, на что направить основные усилия, т.е. определить те электоральные сегменты, которым будет уделено приоритетное внимание.

Суть ведущей к успеху политической стратегии заключается в том, чтобы делать выбор, и часто, жесткий выбор. Это, конечно, не означает, что кандидат должен полностью исключить из поля зрения тех, кто не входит в избранную им группу; просто тем, кто не входит в избранную им группу; просто тем, кто в нее входит, должно быть уделено приоритетное внимание.

Технология позиционирования строится на том, что следует не только определить группы избирателей, на которые будет оказываться воздействие, но и разработать для каждой группы отдельный комплекс мероприятий. Исключительно эффективной в этом отношении можно признать избирательную кампанию Б.Ельцина 1996 года. В ее рамках были разработаны два разных комплекса мероприятий, ориентированных на неопределившихся избирателей (как в смысле своих предпочтений, так и участия в голосовании вообще). Для молодежи это была акция «Голосуй или проиграешь», для остальных избирателей – акция «Выбирай сердцем».

Джумаевы Айдер и Арсен: В сообщениях СМИ использование в избирательных кампаниях некорректных технологий таковые зачастую обозначаются термином «черный PR». В данном случае следует учитывать, что такое словосочетание в научном смысле абсурдно, поскольку противоречит самой сущности « паблик рилейшнз» в ее классической трактовке. PR, по сути, может быть только «белым». Однако до сих пор остается открытым вопрос о том, какие конкретно способы и приемы предвыборной борьбы можно однозначно отнести к этой группе технологий, что это такое - некорректные избирательные технологии.

На первый взгляд, некорректными следует считать технологии, связанные с нарушением закона, а значит, все те приемы, которые соответствуют букве закона, являются корректными. Однако столь однозначная трактовка неоправданно сужает массив некорректных технологий. Дело в том, что к избирательной кампании возможно использование таких методов, которые не являются противоправными, но и честными их не назовешь.

Сказанное позволяет утверждать, что к группе некорректных технологий следует отнести не только противоправные действия, но и те, которые противоречат нормам морали. Такие действия, хотя они и соответствуют принципу «разрешено все, что не запрещено», общественное мнение трактует как недопустимые.

Таким образом, некорректные избирательные технологии - это совокупность противозаконных или этически сомнительных средств, способов, приемов организации и проведения избирательной кампании, направленных на создание преимущества над соперниками.

Алехина Мария: Политики еще не осознают всю силу влияния Интернета, который заставить их иметь дело с онлайновым « предсказателем правды» и будет воздействовать на исход всеобщих выборов. Многие политики не очень хорошо понимают феномен Интернета, что отчасти объясняется их возрастом. Сегодня Интернет уже играет заметную роль в финансировании политиков, но пока не затронул выборы. Согласно прогнозам специалистов, через пять лет программы - «предсказатели правды» призовут политиков к ответу.

Учитель: В ходе пресс – конференции мы познакомились с современными избирательными технологиями. А теперь давайте обратимся к справочным материалам, которые находятся на рабочем столе (приложение №2,№3).

*Что такое политический маркетинг?

*Назовите этапы избирательной кампании?

*Что такое сегментирование электората?

А теперь предлагаю вам применить имеющиеся знания на практике и выполнить творческое задание, алгоритм выполнения задания у вас на столе (на выполнение данного задания учитель отводит 5-7мин.)

Учитель проверяет выполнения творческого задания, подводит итог урока.












Приложение к уроку

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ТЕХНОЛОГИИ МАРКЕТИНГОВОГО ТИПА

Политический маркетинг – это основанная на изучении рынка система информационного воздействия на него с целью обеспечения поддержки граждан. Любые действия в ее рамках должны строиться на достоверных данных.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФОРМИРОВАНИЕ

РЕКЛАМА ИМИДЖА ПОЛИТИКА

функции:

  • информативная

  • коммуникативная

  • социально – ориентирующая

ТЕХНОЛОГИИ НЕМАРКЕТИНГОВОГО ТИПА

ПРОПАГАНДА АГИТАЦИЯ

позитивное отношение побуждение поведенческой

населения к тем или иным активности

представлениям и ценностям,

закрепление их в сознании граждан

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

  1. РАБОТА С ИЗБИРАТЕЛЯМИ «НА ДОМУ»:

  • «от двери к двери»;

  • «телефонное внедрение»;

  • «директ – мэйл» или адресная доставка.

  1. ПРОВЕДЕНИЕ МАССОВЫХ АКЦИЙ:

  • митинги;

  • собрания;

  • шествия;

  • пикеты;

  • зрелищные мероприятия;

  • встреча кандидата с избирателями.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ

*определить группы избирателей;

* разработать для каждой группы отдельный комплекс мероприятий.

СЛОВАРЬ УРОКА.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - это совокупность политических знаний, отношений, ценностей, убеждений людей.

ЭЛЕКТОРАТ - совокупность избирателей данного избирательного округа, избиратели, голосующие за определенную политическую партию.

ДИРЕКТ - МЭЙЛ - это распространение агитационных материалов, адресованных конкретному избирателю.

СЕГМЕНТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТОРАТА - это выделение групп избирателей, ведущих себя одинаково по отношению к кандидату или политической партии.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ- это основанная на изучении рынка система информационного воздействия на него с целью обеспечения поддержки граждан.

МЕНТАЛИТЕТ - образ, способ мышления личности; склад ума, мировосприятие.

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - общество, основанное на принципах демократии.

ДЕМОКРАТИЯ-политический режим, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан.

ПРОЦЕДУРА - официальный порядок действия, выполнения чего-то.

ПОЛИТОЛОГ- ученый, специалист по вопросам политики.

НЕКОРРЕКТНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - это совокупность противозаконных или этически сомнительных средств, способов, приемов организации и проведения избирательной кампании, направленных на создание преимущества над соперниками.

МАНИПУЛЯЦИЯ - это психологическое воздействие, направленное на неявное побуждение другого к совершению определенных манипуляторов действий.

ИМИДЖ в избирательной кампании – это сложившееся в сознании избирателей представление о кандидате (политической партии).

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - реализация стандартного перечня целей (заданного содержанием самой деятельности), стандартных способов решения этих целей и задач.



Сегментирование электората


*)твердые сторонники;

*)нетвердые сторонники;

*)безразлично настроенные граждане;

*)нетвердые противники;

*)твердые противники;

*)лишние сторонники;

*)негативно настроенные граждане.






ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ.



  1. СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ –анализ предвыборной ситуации с целью определения положения партии на политической арене; оценку влияния внешней среды, выявление имеющихся проблем.


  1. МАРКЕТИНГОВЫЙ СИНТЕЗ – выдвижение целей; оценку целей(почему нужно достичь именно этих целей, а не каких-либо других); определение иерархии задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей.


  1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – выдвижение возможных стратегий( как именно нужно действовать для достижения поставленных целей); выбор рабочей стратегии; решение о разработке стратегии.


  1. ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – определение тактики; разработку оперативного плана и его реализацию.


5. МАРКЕТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ - это сбор информации о результатах деятельности и ее оценка.

ДОСКА УМНЫХ МЫСЛЕЙ.

« Истинный человек и сын Отечества есть одно и тоже». А.Н. Радищев


«Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего Отечества, либо мерзавец своей жизни». А.Н. Островский


«Неистовство людей во время массовых митингов вызывает изумление. Но еще больше поражает сознание того, что на всех на них распространяется избирательное право». В. Швебель


«Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному – власть». Пифагор


«Видеть легко, трудно предвидеть». Ф. Бенджамин


«Избирательный бюллетень сильнее пули». А. Линкольн


«Борцы за народное счастье не любят счастливых людей». А. Давидович


«Демократия – это не власть большинства, а защита меньшинства». А. Камю


«Повелевать собою – величайшая власть». Сенека


«Свобода возможна только при демократии, то есть при доступном для всех участии в волеизъявлении». К. Ясперс


«Ложь и коварство – прибежище глупцов и трусов». Ф. Честерфилд







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!