СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обучения грамоте по теме "Гласная буква Я"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное образовательное учреждение

«Аладьинская школа»

муниципального образования -

Чучковский муниципальный район

Рязанской области

 

 

Конспект урока

обучения грамоте

по теме

"Гласная буква Я"

учитель I квалификационной категории

Сенюкова  Светлана   Александровна

 

 

 

 

 

2014-2015 уч. год

 

Конспект урока обучения грамоте по теме "Гласная буква Я"

Цель: Познакомить учащихся с гласной буквой Я, я.

Задачи:

обучающие:

  • закрепить знания учащихся об изученных буквах;
  • закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слова;
  • продолжить формировать умения работать с текстом;
  • продолжить формировать у учащихся умения организовывать себя и работать в заданном темпе;
  • формировать творческую активность учащихся;
  • формировать фонематический слух;
  • совершенствовать умения звукового анализа;
  • расширять словарный запас, кругозор детей.

развивающие:

  • развивать наблюдательность;
  • развивать и обогащать речь учащихся;
  • развивать познавательный интерес к чтению;
  • развивать фонематический слух;
  • способствовать развитию УУД;
  • развитие эмоциональной сферы, самоконтроля и психологических процессов: память, внимание, логическое мышление.

воспитательные:

  • воспитывать уважение к мнению одноклассников;
  • воспитывать дисциплинированность и усидчивость;
  • содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
  • содействовать профилактике утомляемости учащихся.

Оборудование: учебник,  магнитная доска, буквы, слоги, предметные картинки,  карточки со словами.

Этапы урока

Ход урока

УУД

Организационный момент.

У .-Начинается новый учебный день. Давайте поприветствуем друг друга.

Д. -Привет сосед!

      Улыбнись мне в ответ!

      Я хочу чтобы ты не грустил,

      Всем улыбки сегодня дарил!

У.  - С отличным настроением мы начинаем наш урок! Желаю вам, чтобы хорошее настроение не покинуло вас до конца урока!.

Организационно-регулятивные: волевая саморегуляция

Личностные: действия смыслообразования

Развитие речевого аппарата

1.Артикуляционная разминка.

Упр. «Качели» (один ученик перед классом показывает, а все повторяют за ним)

У. -На качелях я качаюсь –

Вверх, вниз, вверх, вниз.

И всё выше поднимаюсь –

Вверх, вниз, верх, вниз.

2.Дыхательная гимнастика.

Упр.  «Свечи»

1.Глубокий вдох через нос, долгий выдох через рот, стараясь задуть как можно больше свечек  на представляемом  пироге.

2. Глубокий вдох через нос, выдох через рот порциями, задувая каждую свечку отдельно.

3.Работа над дикцией.

Чистоговорки

Ло-ло-ло – не улице светло.

Лу-лу-лу – стул стоит в углу.

Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль.

 

Актуализация знаний.

1.Повторение изученных букв

2.Деление букв на группы

У. -На какие две группы можно разделить все буквы? (Гласные и согласные)

а) Разделить изученные буквы на две группы: гласные - согласные

Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

 Фиксация затруднений

 

 

 

 

 

 

 

Самоопределение к деятельности

У:- Какие затруднения возникли?

Д: - Буква Я.

У:- Почему?

Д: -Ещё не изучали.

У:-Значит какая сегодня тема урока?

Д: -Буква Я.

У: - Как вы думаете, чем будем заниматься?

Д: -Узнавать всё о букве Я.

У:- Как отличить гласные от согласных?

Д: - Гласные тянутся и поются:

Регулятивные: целеполагание

Познавательные: общеучебные: структурирование знаний; Логические: анализ объектов

 Построение проекта выхода из затруднения

б) Деление гласных на группы.

У: - Можно ли гласные разделить на две группы?

Д: -Да.

У: - На какие?

Д:- Показатель мягкости согласного звука, показатель твёрдости согласного звука.

в) Дальнейшее деление на группы.

У:- Можно ли разделить эту группу гласных (е, ё, и) ещё на две группы?

Д: -Да.

У: - Каким образом?

Д: - Буквы е, ё  - хитрые буквы.

У: - Почему?

Д: - В начале слова и после гласной обозначает два звука. После согласной - приказывает читаться мягко.

У: - Как вы думаете для чего мы это вспоминали?

Д: - Пригодится при изучении новой темы.

Познавательные: общеучебные: структурирование знаний; Логические: анализ объектов с целью выделения признаков

Изучение нового материала

1.Знакомство с буквой  Я.

У: -Кто знает, как называется буква, которая вызвала у нас затруднение при делении букв на группы?

Д: Буква Я.

У: Какой звук или звуки мы слышим, когда произносим эту букву?

Д: - Мягкий согласный звук [й], гласный звук [а]

У: - Значит, к какой группе букв мы отнесём эту букву Я?

Д: - К хитрым гласным е, ё.

У: -Почему?

Д: У них у всех есть мягкий согласный звук [й].

У: - Сделаем вывод: буква Я гласная или согласная?

Д: - Гласная.

У: -Гласные поются. Какой звук мы будем тянуть, петь, когда будем произносить букву Я?

Д: - Гласный звук [а]

У: - Как вы думаете, как  мы её будем читать в начале слова и после гласной буквы? А после согласной?

Д: - В начале слова и после гласной два звука [йа], а после согласной один звук [а] и согласный произносить мягко.

2. Чтение слогов с буквой Я в начале слога и после согласных (Использование ЭОР)

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

Физминутка 1

Показывать движения

У: - Как живёшь?

Д: - Вот так!

У: - Как идёшь?

Д: - Вот так!

У: - Как бежишь?

Д: - Вот так!

У: - Ночью спишь?

Д: - Вот так!

У: - Как даёшь?

Д: - Вот так!

У: - А берёшь?

Д: - Вот так!

У: - Как грозишь?

Д: - Вот так!

У: - А шалишь?

Д: - Вот так!

Коммуникативные: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы

Первичное закрепление

У: - С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

Д: - С гласной буквой Я.

У: - На что похожа буква Я?

Д: (Предлагают свои варианты)

У:  Поглядите-ка, друзья,

     Смастерил скворечник я.

     А в скворечник залетела

     Вместо птички буква Я! (Приложение)

У: - Что узнали мы о букве Я?

Д: - В начале слова обозначает два звука.

У: -Найдите на рисунке и назовите слова, в начале которых есть буква Я.

Работа по Азбуке (с.24)

У:- Посмотрите на рисунок в жёлтой рамочке. На что похожа ветка с яблоком и листиком?

Д: -На букву Я

У:-Почему буквы Я я вверху страницы красного цвета?  (Гласные)

Работа со звуковой схемой

У:-Разгадайте ребус.                                                              Как называется цветок, который рядом с буквой Я?

Д: -Мак. А слово –  яма.

У: Какая буква стоит в начале этого слова? (Я)

Какие ещё буквы есть в этом слове? (М, А) (На доске появляется слово ЯМА)

У:-Сделайте звуковую схему этого слова. (На доске один ученик делает схему)

У: -Сколько букв в слове ЯМА? (3), а звуков? (4).

У:-Почему количество звуков больше количества букв?

Д: -Буква Я обозначает 2 звука: мягкий согласный звук [й], гласный звук [а].

У: - В этом слове буква Я стоит вначале, и мы произносим 2 звука: мягкий согласный звук [й], гласный звук [а].

-Когда ещё буква Я тоже обозначает два звука?

Д: - После гласного буква Я тоже обозначает два звука.

Чтение слов с доски (Использование ЭОР)

Маяк,  туя, Зоя, сеяла, линия.

У: -Посмотрите на слова. После каких букв стоит буква Я? (После гласных)

-Сколько звуков будет обозначать буква Я в словах? (2)   Прочитаем хором эти слова.

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков

 Физминутка 2

Любую, по желанию учащихся.

 Коммуникативные: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы

 Включение в систему знаний

Работа по Азбуке (с.24-25)

Работа с иллюстрацией к сказке

У:-Кого вы видите на зелёном рисунке?

-Что они делают?

-Давайте прочитаем сказку о них и узнаем точно, что же они делают.

Чтение текста цепочкой по одному предложению

Работа с текстом.

У:- Где росла яблоня?

   -Кто увидел яблоко?

  -Почему заяц не смог сорвать яблоко?

  -Как яблоко оказалось у ежа?

  -Что произошло дальше? Что предложил медведь?

  -Что сделал заяц? Почему?

 - Что же делают заяц и ёж на рисунке?

  -Прочитайте пословицу и сделайте вывод из неё и сказки.

Познавательные: общеучебные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. 

 

 Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

У: - С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

У: - Что можете сказать про букву Я?

У: - Какую функцию он выполняет, когда стоит после согласной буквы?

Самооценка

У: - Поднимите пальцы вверх, кто всё понял и у кого всё получилось.

У: - У кого всё получилось, но было тяжело, поставьте большие пальцы навстречу друг другу.

У: -Кто ещё не понял и нужно поработать, опустите пальцы вниз.

 Дети оценивают себя.

Личностные: нравственно - этическая ориентация, в т.ч. и оценивание усваиваемого содержания