Урок обучения грамоте
Тема: Звуки [з, з']. Буквы З з.
Дидактическая цель: сформировать у учащихся знания о звуках [з], [з'], и буквах З з.
Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)
Задачи: 1. Образовательная : познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [з, з '], буквами З з. Учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой.
Развивающая: развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, культуре общения, умение слушать друг друга, воспитывать наблюдательность, чуткое отношение к природе.
Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, проблемно-поисковый
Формы проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, учебный диалог.
Организационный момент.
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться
– Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить. Сядем, когда услышим согласный звук [о] [у] [а] [и] [ы] [м] Докажите, что это согласный звук. А ещё какой это звук? (звонкий твёрдый)
Давайте вспомним, чем различаются буквы и звуки.
- Ребята, сегодня мы продолжаем путешествовать по стране Звуков и Букв.
2. Речевая разминка
Но сначала нам нужно сделать речевую разминку.
Комар летел и протяжно звенел – “ЗЗЗЗ”.
Дети–комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят: [з’ з’ з’ з’].
Комар звенит: [З З З З], комарик: [з’ з’ з’ з].
-Отлично.
3. Самоопределение к деятельности
Назовите 2 новых звука. Определите, с чем сегодня познакомимся? А чему надо научиться?
(познакомимся с новыми звуками и буквой, которая обозначает эти звуки; будем учиться выделять новые звуки в словах, рассказывать всё о новой букве, читать слоги, слова и предложения с этой буквой)
А как мы будем работать?
(Сначала выясним, какие это звуки, как называется новая буква. Затем будем учиться находить новые звуки в словах, читать слоги, слова и предложения с этой буквой. В конце урока проверим свои умения)
4. Работа по теме урока
Ребята, сегодня я предлагаю вам самим побыть исследователями. Вы будете работать в группах с новыми звуками и новой буквой.
Напоминаю правила работы в группе
1. Говори вежливо, не перебивай
2.Называй собеседника по имени
3.Работаем дружно
4. Говорим тихо, вполголоса
Задания группам
1. Охарактеризуйте звук[з]. Для этого произнесите его по очереди и определите какой он (гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий). Объясните, почему. Обозначьте его цветовым квадратиком
2. Придумайте слова с твёрдым согласным звуком [з]
3. Охарактеризуйте звук [з’]. Для этого произнесите его по очереди и определите какой он (гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий). Объясните, почему. Обозначьте его цветовым квадратиком
4. Придумайте слова со мягким согласным звуком [з’]
5. Как называется новая буква. На что она похожа? Сравните большую и маленькую буквы.(у учащихся на партах алфавит)
6. Составьте слоги с новой буквой. Прочитайте их.
.а .у .ы .и .о .е
а. у. ы. и. о. е.
А теперь давайте послушаем результаты вашей работы
1 группа(сообщает) Каким цветом обозначим этот звук? Возьмите этот квадратик
2 группа (сообщает) А у кого в нашем классе в начале имени или фамилии этот звук? (Зверев, Зорков, Зара)
3 группа (сообщает) Каким цветом обозначим этот звук? Возьмите этот квадратик
4 группа (сообщает)
-А теперь давайте удивим наших гостей. Покажем им, что мы умеем составлять звуковые схемы к словам. Зима и зайка. (двое у доски, а остальные - на партах). Разделим слова на слоги. -Поставим ударение. Определим какой слог ударный. - Заменим уже известные нам звуки буквами. - Какие звуки вы не смогли заменить буквами? Почему? |
5 группа (сообщает)
Познакомимся с новой буквой, она сегодня к нам пришла(ученица рассказывает стихотворение)
Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты.
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка!
Напечатаем эту букву в тетради для печатанья.
А вот такой эта буква была в старославянской азбуке. Как она называлась? (земля)
6 группа (Читает слоги)
Подведём итоги работы в группе. Почему в группе интереснее и легче работать?
Чью работу вы хотите особенно отметить и за что?
Физминутка
Только в лес мы вошли,
появились комары. (Изображаем звуком)
1 – хлопок над головой,
2 – хлопок за спиной.
Видим мы – из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках убежим.
Первичное закрепление
-А теперь над чем надо поработать?
Поучимся читать слова с буквой З. Прочитаем слова в столбиках хором
зима разные заинтересовали
Зина звери заползали
зимовали узнали выползали
засыпали
- Назовите двусложные, трехсложные слова. Как вы определили количество слогов в слове?
А в каком слове больше всего слогов? Сколько слогов?(7)
Слова прочитали, а теперь над чем надо поработать? Работаем с текстом.
Работа с текстом «Зоопарк».
В Азбуке на с. 91-92 прочитайте название текста.
- Можно ли по названию текста определить его содержание?
- Бывали ли вы в зоопарке?
-Прочитайте текст самостоятельно и приготовьтесь задать вопросы по содержанию.
(Один ученик читает текст вслух)
-А теперь поработайте в паре и задайте друг другу вопросы
Рефлексия
Узучив новую букву, нам надо проверить свои знания и умения.
Самостоятельная работа
1. Обозначьте первый звук в словах «зебра», «змея», «звезда», «зяблик» соответствующим квадратиком.
2. Расскажите друг другу, что вы узнали про новую букву.
Проверим себя.
(1. Выкладывают зелёный, синий, синий, зелёный квадратики)
Буква «З» обозначает 2 согласных звонких звука: твёрдый [з] и мягкий [з’]
Итог.
Итак, с чем сегодня надо было познакомиться, чему научиться?
А теперь оцените свои знания о букве «З» и умения различать согласные звуки твёрдый [з] и мягкий [з’] (Поднимите соответствующий кружок
жёлтый – Я всё понял! Я – молодец!
зелёный – Не всё понял, есть ошибки. Надо ещё поработать
красный – Мне надо ещё стараться, много ошибок!
А зачем нам всё это нужно знать и уметь?
Как думаете, чему нам предстоит научиться завтра на уроке обучения грамоте?
Наш урок подошёл к концу. Давайте его закончим стихотворением, с которого начали урок.
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться