Организационный момент | Цель для учителя: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта | - Здравствуйте ребята, меня зовут Н.Б., я работаю учителем в другой школе и учу таких же деток как и вы и они передают вам привет и желают удачи на уроке, пожелайте и вы удачи друг другу. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, с таким настроением начнем урок. Давайте составим план нашего урока: - повторить изученное - В группах - Практическая работа - ф/м - Узнать новое - Д/З - Ребята, отгадайте загадку: Дышит, растет, а ходить не может? Слайд | Улыбаются друг другу и желают удачи - Высказывают предположения - растение | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний | Цель для учителя: дать возможность самостоятельно вспомнить, выделить группы растений Цель для учащихся: уметь группировать растения по их признаками свойствам | -В царстве растений учёные насчитывают около 500 тысяч видов. Все они, в зависимости от их строения, объединены в группы. -Назовите группы растений, которые вы знаете. - Как вы различаете деревья, кустарники и травянистые растения. -Какова особенность папоротников, мхов и водорослей? - Как они размножаются? | - Цветковые и хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли. У деревьев – ствол, у кустарников – много тонких стволиков, у травянистых растений – стебли. -Никогда не цветут и не имеют семян. - Спорами – мельчайшими частичками. | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
Постановка учебной задачи | Цель для учителя: организовать и направить к восприятию нового материала Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока | А знаете, что некоторые виды растений стали исчезать или их осталось очень мало. - А про растения, которые исчезают, стали редкие, можно где то узнать или прочитать? Предположите. - Что нужно делать, чтобы растений не становилось меньше и они не исчезали? - Одним словом, что нужно соблюдать? Попробуйте сформулировать тему урока? – Откройте учебник на странице «Оглавление», прочитайте как звучит тема урока, на какой странице будем работать? Слайд - Нам нужна эта тема? Зачем? – Назовите цель нашего урока? Запомните ее. - Как вы думаете, почему эту книгу назвали красной? Слайд - О какой опасности? | В книге, в журнале, и т.д. Беречь их, не рвать, не топтать, не вырывать с корнями, не ломать деревья. правила У с. 81, тема: Красная книга России. Правила поведения на природе. Какие растения занесены в Красную книгу, узнать новые правила поведения на природе, попробовать разобраться в этих вопросах, помочь живой природе Проговаривают. - Красный цвет можно увидеть на пожаре - огонь. - В светофоре. Сигнал светофора красного цвета - опасность, переходить дорогу нельзя. - В дорожных знаках красный цвет – цвет предупреждения. - Красный цвет говорит об опасности. | Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
Построение проекта выхода из затруднения. Первичное усвоение новых знаний | Цель для учителя: дать учащимся конкретное представление о существовании Красной книги России, Алтайского края, Смоленского района Цель для учащихся: уметь ориентироваться в разных источниках Работа в группах. Цель для учителя: расширить знания о некоторых растениях занесенных в Красную книгу России. Цель для учащихся: уметь ориентироваться в предложенных книгах, работать с содержанием и алфавитным указателем. | Слайд На нашей планете существовало много разных видов растений. И людям казалось, что они всегда будут жить и расти. Они использовали растения для своих нужд, безжалостно уничтожали их. И пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернет их. Поэтому наступила необходимость создать документ, который бы смог остановить человечество от бездушного уничтожения живой природы. Назвали этот документ Красная книга. Слайд Слайд К. книги бывают разного уровня, Красная книга России, Красная книга Алтайского края, Красная книга Смоленского района (Представьте ребята, создана К.К. Смол. р-на учениками школы № 1 и №2) - Что бы было удобно найти нужное растение в книге есть содержание или алфавитный указатель названий растений. И в К.К. России есть еще флажки разного цвета. Слайд Я раздам вам книги, сами прочитайте какая книга вам досталась и найдите алфавитный указатель. -Рассмотрите в У. цветковые растения, занесенные в Красную книгу России. Прочитайте их внимательно. Давайте найдем некоторые из этих растения в ваших книгах и убедимся, действительно ли они там есть. Слайд Лютик легко узнать по золотисто - желтым цветкам. Растет во влажных местностях, рядом с водоемами и болотами. Колокольчик персиколистный - многолетнее растение с голубоватыми, сине-фиолетовыми, светло - лиловыми, реже белыми цветами. Растет в светлых лесах, опушках. (в К. книгу Алтайского края занесен колокольчик крапиволистный) Ландыш - многолетнее растение с очень приятным запахом. Украшает лес весной. Ландыш растет в лесах, на опушках и полянках, любит тень. Считается лекарственным растением.
- Когда издавали книги, это растение еще не было занесено в К.К., а в данный момент оно уже в опасности. Прострел луговой - многолетнее невысокое растение, цветущее в апреле-мае. Отсюда народное название - "подснежник". Растет на лугах, в лесах. Считается лекарственным растением. (в К. книгу Алтайского края занесен прострел колокольчатый) Кувшинка белая - многолетнее водное растение. Цветет с мая месяца до первых заморозков. Каждый цветок кувшинки держится 4 дня, потом вместо цветка появляется плод. (в К. книгу Алтайского края занесена кувшинка чистобелая и кувшинка четырехугольная) Кубышка желтая - многолетнее водное растение с крупными желтыми цветами, цветущими все лето. Растет зарослями в прудах, озерах. - Когда издавали книги, это растение еще не было занесено в К.К., а в данный момент оно уже в опасности. Птицемлечник дуговидный - многолетнее растение. Обитает в лесах. Цветки белые или слегка желтоватые, не имеют запаха. ф\м для глаз - А сейчас каждая группа поработает со своим растением. Прочитайте название растения на стикере в книге на самой первой странице. - Найдите это растение. Сигнализируйте, чья группа готова. Слайд Чей цветок, та группа отвечает (выберите спикера): Золотой корень Алт. Кр., Водяной орех Алт. Кр, Фиалка надрезанная Рос., Пион Марьин корень Алт. кр. Лотос орехоносный Рос. - Кто работает с К.К. России, какой флажок около вашего растения? Слайд ф\м вывешиваю знаки - Посмотрите на доску, что здесь появилось? Да, знаки опасности. Возьмите красные конверты, прочитайте каждый свое ключевое слово, посовещаясь в группе выберите знак, который подходит к вашему слову. Возьмите его. Внимание задание: Слайд Сформулируйте правило поведения на природе по знаку. Пользуйтесь У. Договоритесь, кто будет выступать. - Посмотрите на доску, почему 1 знак лишний, никто его не взял? - Предположите, что он значит? Слайд | - Работают самостоятельно, вспоминают какие растения они встречали. Некоторые растения находятся под угрозой исчезновения. Они могут погибнуть, если их не охранять. Найти свое растение. - стоит флажок….цвета. - что бы знать в какой опасности находится то, или иное растение. - появились знаки. Представляем правило. - не было подходящего слова к нему. - он нам неизвестен. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Первичная проверка понимания | Цель для учителя: установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы, закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу. Цель для учащихся: Учить детей работать в группе, умению договариваться между собой, прислушиваться к мнению каждого; формировать умение выделять главное; обучающийся сможет задуматься о том, кем он является природе и выразить своё отношение к ней. | Возьмите 2 конверт - зеленый Найдите ошибки в правилах и исправьте их, обоснуйте свое мнение. 1. Гуляй в лесу только по тропинкам. 2. Губи деревья (ломай ветки, делай на стволах надписи, собирай сок). 1. Подкармливай зверей и птиц зимой. 2. Редкие растения не охраняй, они всё равно вымрут. 1. Никогда не наноси вреда природе. 2. Можно разорять гнёзда и убивать ядовитых, жалящих и некрасивых животных. 1. Не убивай зверей и птиц – это творения природы. 2. Разжигай костры в лесу, делай новые кострища, не береги почву, её очень много. 1. Не трогай жилищ животных и детёнышей. 2. Сори там, где отдыхаешь. - Зачитайте только предложение, где ошибка. - Зачем мы изучаем эти правила. | Выступают дети. - Да нужно выполнять эти правила, так мы сможем немного помочь природе. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
Рефлексия учебной деятельности | Цель для учителя: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Цель для учащихся: аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни. Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цель для учащихся: правильно выполнить домашнее задание | Вернемся к нашему плану: мы выполнили пункты плана? - Цель урока достигли? - Обсудите, как вы работали в группе и обоснованно поставьте оценки. - Встаньте те, кто получил 5 кто получил 4 поставьте оценку в дневник. Слайд Запишите домашнее задание. Прочитать материал учебника с. 81-85. Нарисуй свой экологический знак. Слайд Закончите 1, 2 предложения в группе. Слайд Оцените, как вы поработали. - Давайте украсим полянку цветами. - Молодцы! Вы очень хорошо поработали. - Спасибо за урок! | - повторить изученное - В группах - Практическая работа - ф/м - Узнать новое - Д/З Каждый человек должен быть другом природе. Должны охранять и беречь её, чтобы окружающий нас мир продолжал радовать нас своей красотой. Мыв ответе за нашу природу. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. |