Прозвенел звонок веселый Начинаем наш урок. Любознательные дети Хотят знать про все на свете. А пока проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ли на месте, все ль в порядке: Ручка, книжки и тетрадки? Ну и сам всегда в порядке -Ребята, предлагаю вашему вниманию прослушать звуковую композицию, Слушают звуковую композицию -Что услышали? (море, дождь…) -Что объединяет эти звуки? (связано с водой) - О чём будем говорить на уроке? - Определите тему нашего урока… Поговорим о воде К нам на урок пришла любознательная гостья-капля воды Она поможет вам определить цели нашего урока Читаю стихотворение, которое появляется на доске. На огромной планете Земля Жила скромная чистая капля Ей вопросы мешали, друзья: «А туман – это я? А ледок – это я? А ручей, океан – это я? Для чего всем нужна я? Есть ли польза во мне? Есть ли тайна… моего состоянья?» Какие вопросы интересовали капельку? -Что на уроке вы хотели бы узнать? (Для чего нужна вода? Какова польза воды? Какими свойствами обладает вода? Какие бывают состояния воды? Нужно ли охранять воду? Как охранять воду?) Я предлагаю сегодня работать по плану: Будем шагать по ступенькам нашего плана урока вместе с капелькой Для чего нужна вода? Какова польза воды?-это 1 ступенька 1. Значение воды Какими свойствами обладает вода? Какие бывают состояния воды?-это 2 ступенька 2. Свойства и состояния воды Нужно ли охранять воду? Как охранять воду?)-это 3 ступенька 3.Охрана воды Ну, что в путь! - Ребята, вода – это вещество знакомое очень хорошо нам всем. -Скажите, в повседневной жизни, где мы можем увидеть воду? (Воду мы можем увидеть в морях, океанах, реках, родниках. Она течёт из крана. ) -Где используем её? (Воду используем для приготовления пищи, лекарств, для поливки полей и огородов и т.д.) Вода – одно из самых распространённых веществ на Земле. Посмотрите на модель земли .Моря и океаны занимают больше половины всей поверхности Земли. Но кроме этого, ещё и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Вода содержится в организмах животных, растений, человека. Вода в природе – вещество самое главное. Есть такая арабская пословица: «Где вода иссякла, там страна приходит в упадок». Как вы её понимаете? (ответы детей) Что произойдёт, если вода исчезнет? Можно прожить без воды? Сам человек долго без воды жить не может. В то время как без пищи 30-50 дней,а без воды 3-4 дня
Мы видим, насколько важна вода в жизни человека, а чтобы правильно использовать воду, надо знать её свойства. Это мы и попытаемся выяснить, проделав несколько простых опытов. А где проводят опыты? - Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр. В нём будут работать две исследовательские лаборатории. Кто занимается исследованиями? Я предложила поработать Ярославу с толковым словарём -Кто такой исследователь? - Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью. Что будет предметом исследования?( Вода.) Работать будем в группах. -Объединяемся в группы. 1-Раздобарин Я.,Зотова В.,ЖерносенкоР. Майненгер Н., Вебер Н 2.Егоров В.,Чазова О, 3.Вебер Н,Майненгер В.,Урумбаев Р. Какие правила надо соблюдать, работая в группе? При проведении опытов чётко следуй инструкциям (инструкции под номерами) При выполнении опыта будь аккуратным. - Первые два опыта мы выполним вместе, остальные опыты – самостоятельно. -Почему? (будем учиться), Договоритесь 1.Кто читает инструкцию 2.Кто проводит опыт 3.Кто записывает выводы Записывать выводы будите на листочке ,в капельках 4. Кто будет рассказывать о проведённых опытах Не забывайте о сигнале готовности группы ОПЫТ 1. -Работаем по инструкции№1 Возьмите инструкцию. Читаем первый пункт. Распределяем! Читаем второй пункт. Берем! Читаем 3 пункт. Пробуем! 4 пункт. Обсуждаем, определяем. 5 пункт. Записываем! ОПЫТ 1.Записываем вывод на капельке №1 ОПЫТ 2. -Работаем по инструкции№2 При любом опыте или исследовании, нюхать нужно правильно. Для этого держим сосуд на расстоянии 20 см, и движением руки направляем поток воздуха в свою сторону. Существуют вещества, которые имеют резкий запах, и можно обжечь носовую полость. Записываем вывод на капельке №2
- Ребята, следующая часть исследовательской работы – самостоятельная. Вы все работаете с инструкциями под определённым номером ,лежащими на столе вашей лаборатории Проводите свой опыт. Вывод записываете на капельке. Номер капельки и инструкции совпадает. Если ваш опыт №3,то и вывод на капельке №3записываете 1 группа-опыт 3 (камень) , опыт 5 (чашка) ,опыт 7(стак 2, песок, лож. соль) 2 группа – опыт 4 (блюдце), опыт 6 (кисть, краска, стакан2) опыт 8 ( тряпка) - Итак, вернемся к результатам исследования первых двух опытов, какие свойства воды мы открыли? Представьте и прокомментируйте свои исследования. Все заполняют капельки по мере обсуждения. Все ли капельки заполнили? А знаете почему ещё остались капельки? Мы будем проводить ещё опыты и знакомиться с другими свойствами воды Займите свои места за партами Вы уже знаете, что вода в природе может находиться в разных состояниях -Вспомните , какие 3 состояния воды вы знаете?(жидкое ,твёрдое, газообразное) Откройте учебник на стр.88.Рассмотрите рисунок- схему. Какие явления можно отнести к жидкому состоянию воды?(дождь, роса, простая вода) Твёрдое(снег, лёд, иней) Газообразное(пар, облако, туман) - Вернемся к капельке, на какие вопросы мы помогли ей ответить. (А ледок это я? А туман – это я? Тайны состояния) Какие еще вопросы интересуют капельку? ( А ручей, океан - это я?)-Что бы вы ответили капельке? Так, где живет капелька? (в луже, море, океане) -Сколько состояний воды вызнаете? Какие? Капелька проверит ваши знания ,тетрадь откройте на стр.29 и самостоятельно выполните 23 задание.(проверка в парах, взаимопроверка) Были ошибки допущены ребятами - Ребята, но наша гостья уверяет, что воды на Земле одновременно и много, и мало. Что она имеет в виду, разве может быть такое? - Если мы обратимся к глобусу, какое соотношение земли и воды увидим? (воды больше) И вода находится не только на поверхности земли, но и под землей. ВОДЫ МНОГО! НО ЧТО ЗНАЧИТ МАЛО? (ответы детей) Подсказка: вода в морях и реках разная? -Её много в морях и океанах, но морская вода солёная, и непригодная для питья. Пресной воды, которую можно пить значительно меньше, и она с каждым годом сокращается. -А по какой причине? (загрязнения) -Объясните, отчего загрязняется вода? - Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку. - Как еще человек загрязняет воду? (Бросает мусор, моет машины.) - Давайте подумаем, что мы с вами можем сделать, чтобы вода была чистая, например, в нашем озере? Ребята, внесите свои предложения по охране воды. ( Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других. По возможности очищать берега близлежащих рек, озер. Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу. Не уничтожать растения и обитателей водоемов. Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.) - Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно” ? (ответы детей) - Надеюсь, вы так и будете поступать. Нужно охранять воду и зачем? С капелькой добрались до верхней ступеньки Достигли вы той цели которуюставили? -Давайте оценим свою работу. Доволен работой, всё получилось – голубую капельку Испытывал чувство неуверенности, сомневался - жёлтую капельку Не было желания работать, не интересно-зелёную капельку Прикрепите к нашей гостье - Ребята! Капелька вами довольна. Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение. И как результат –познакомились со свойствами воды. Молодцы! Спасибо вам, ребята, за работу, и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь. -Оценки за работу с коментариями - Дома я предлагаю вам выполнить задания по рабочей тетради стр.28 № 20,22. |