Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, предметные иллюстрации с изображением солнца, звёзд, компаса, муравейника; конверты с разрезными картинками для работы в группах; письмо в конверте, копии письма для работы в парах; карточки с индивидуальными заданиями двух видов, карта сокровищ, сундучок с угощением, пятерки, жетоны для рефлексии.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечания |
1 | Организационный момент. 1 мин | - Ребята, нам предстоит сегодня на уроке узнать много нового и интересного. Давайте настроимся на работу. Закройте глаза, подумайте о чем-то хорошем и мысленно произнесите: «У меня все получится! Я умею делать все!». - Спасибо за ваши мысли и пожелания. У меня есть возможность помочь вам осуществить ваши мысли, быть вам полезной. Наш урок будет обязательно успешным для каждого из вас! Я желаю вам удачи. | Обучающиеся настраиваются на работу. | Электронная презентация. Слайд 1 |
2 | Актуализация знаний. 3 мин | - Прежде чем мы узнаем что-то новое, я хочу предложить вам выполнить вот такое задание. Перед каждым из вас на столе лежит лист с изображением схемы. Что это за схема? -Что на ней показано? Схема неполная. Догадайтесь, каким будет ваше задание? - Можно приступать к выполнению задания. - Сейчас мы проверим, правильно ли вы дополнили розу ветров. -Обменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте, справился ли он с заданием. Изображение правильной розы ветров вы видите на доске. - Молодцы! - Итак, мы немного освежили наши знания и готовы к дальнейшей работе. | - Это роза ветров. На ней указаны стороны горизонта. - Нужно дополнить розу ветров, указать стороны горизонта, которых не хватает на схеме. Учащиеся выполняют взаимопроверку. | Карточки с индивидуальными заданиями Слайд 2 |
3 | Мотивация учебной деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности. 5 мин | - Друзья, сегодня у нас необычный урок. Обычно на уроке окружающего мира вы узнаете что-то новое для себя. А сегодня мы не только узнаем кое-что новое, но и постараемся использовать это новое знание для нахождения клада. Скажите, кто всегда прячет клады? А вот сегодня роль пирата сыграю я. Конечно, я не буду привязывать себе деревянную ногу и сажать на плечо попугая. Я поступлю иначе. Что помогает кладоискателям найти заветный сундук с сокровищами? - Моё сокровище надежно спрятано. Но для вас я нарисовала карту, которая поможет отыскать то, что спрятано. Вот только просто так я вам эту карту не покажу. Нужно будет выполнить мои задания (а они будут сложными, уж я постаралась). При выполнении каждого задания будет открываться часть карты. Пройдя все испытания, вы увидите карту полностью и сможете найти то, что я спрятала. - Готовы ли вы к приключениям и трудным заданиям? Тогда – вперед! Но помните: сперва – новое знание, потом –задания, и только потом – сокровище в награду. А чтобы получить новое знание - отгадайте мои загадки. 1) Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет? 2) Вдоль небесных дорог Раскатился горох. Грач полетел, склевать захотел, Как ни тянулся – ни с чем вернулся. 3) Возле ёлок из иголок Летним днём построен дом, За травой не виден он, А жильцов в нём – миллион! 4) В кармане моём — Замечательный друг: Он знает, где север, И знает, где юг. - Попробуйте-ка догадаться: что общего у всех этих объектов? | -Клады прячут пираты. -Карта сокровищ. Дети отгадывают загадки. На доску помещаются картинки-отгадки. - Солнце. - Звёзды. - Муравейник. - Компас. Дети высказывают свои предположения. Если они верны, учитель предлагает подтвердить догадку. Если неверны – узнать, что объединяет все эти предметы. | Слайд 3 Иллюстрации с изображением отгадок – Солнца, звёзд, компаса, муравейника. |
4 | Подведение к теме урока. Постановка целей. 1 мин | - Догадались ли вы, о чем мы сегодня будем говорить? Какое новое знание откроем для себя? - Верно. А какова наша цель сегодня? -Раз уж вы так ловко отгадали все мои загадки – так и быть, кусочек карты я вам открою. И идем дальше. | Дети высказывают свои предположения относительно темы и целей урока. | Слайд 4 I-й элемент карты |
5 | Первичное усвоение новых знаний. 10 мин | - Представьте себе ситуацию: вы отправились в лес и нечаянно заблудились. Как быть? Как узнать, куда идти, в какой стороне город? - Компас, конечно – хороший помощник. Но вот беда – компаса у нас с собой нет. Не взяли. Что делать? -Правильно. Можно ориентироваться по небесным светилам – солнцу или Полярной звезде. Но и они не всегда видны на небе. А если погода пасмурная – что же, нам не удастся выбраться из леса? - В глубокой древности, когда люди еще не придумали компас, они умели находить дорогу домой по разным ориентирам, потому что были очень наблюдательными и любили смотреть по сторонам и все интересное замечать. Однажды они заметили, что мох на пнях растет с холодной – северной стороны. И использовали этот признак для ориентирования. Это и понятно. Ведь мох – холодолюбивое, северное растение. Вот он и выбирает прохладное место. И грибы на стволах деревьев тоже растут с северной стороны. А еще ветви деревьев в лесу с южной и северной стороны отличаются – как вы думаете, чем? Конечно, длиной. С теплой, южной, стороны ветки растут быстрее. А с какой стороны пригорка быстрее тает снег весной? Догадались? Конечно, с южной стороны. - А вот вам еще одна хитрость: на кусте шиповника или лесной малины ягоды быстрее зреют – как вам кажется, с какой стороны? Правильно, тоже с южной. Солнышко там припекает сильнее, ветер дует тёплый – вот ягоды и краснеют быстрее. -Давайте вернемся к нашим отгадкам. Догадались ли вы, для чего нужен муравейник заблудившемуся путнику? Дело в том, что склоны муравейника неодинаковые. Южный склон более пологий, а северный - более крутой. Это нужно для того, чтобы муравейник лучше прогревался солнцем. Да и сам муравейник муравьи строят почти всегда с южной стороны дерева – так муравьишки получат больше света и тепла. Все эти природные приметы – муравейники, ветки деревьев, ягоды, сугробы, мох на пнях – называются местными признаками. А определение сторон горизонта по этим признакам – ОРИЕНТИРОВАНИЕМ ПО МЕСТНЫМ ПРИЗНАКАМ. Наблюдательность и знание местных признаков помогут вам найти дорогу домой. Но необходимо соблюдать два очень важных правила. Первое: нужно точно знать, в каком направлении находится ваш дом. Тогда вы будете знать, в каком направлении вам двигаться. Второе: не стоит определять сторону горизонта только по одному местному признаку. Их обязательно должно быть несколько – чтобы исключить ошибку. Итак, повторим еще раз все местные признаки. | Дети предлагают использовать компас. Дети высказывают различные предположения. Дети высказывают предположения. Дети высказывают предположения. Дети совместно с учителем повторяют местные признаки, с которыми познакомились. | Слайд 5 Слайды 6,7,8,9,10,11 Слайды 12,13,14 |
6 | Первичная проверка понимания. Игра «Определи стороны горизонта правильно». 5 мин | -Предлагаю вам проверить себя. У вас на столах лежат карточки с изображениями местных признаков. Рассмотрите их и обозначьте на рисунках правильные стороны горизонта. Вписывайте букву в пустое окошко. Каждый работает самостоятельно, не подсказывает соседу и не смотрит в его карточку. - Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте, правильно ли он выполнил задание. Эталон выполнения задания вы видите на интерактивной доске. - Задание выполнено. Открываю ещё одну часть карты сокровищ. | | Карточки для выполнения заданий Интерактивная доска – Приложение 1 II-й элемент карты |
7 | Динамическая пауза. 1 мин | - Вы немного устали, давайте отдохнем и подвигаемся. Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.) Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.) Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.) Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.) Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.) Ищем ракушки в песке (Наклоны.) И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.) Чтоб побольше их собрать, — Надо чаще приседать. (Приседания.) Отдохнули? Не ленитесь, на места скорей садитесь. | Учащиеся выполняют упражнения в соответствии с текстом физминутки. | |
8 | Первичное закрепление. Задание «Письмо барона Мюнхгаузена»». 7 мин | -Ребята, каких знаменитых путешественников вы знаете? -Нам пришло письмо от знаменитого путешественника и выдумщика барона Мюнхгаузена. Хотите прочитать его? Я подготовила для вас несколько ксерокопий этого забавного письма. Сейчас предлагаю вам поработать в парах. Заодно и проверим, какие вы дружные. Письмо Мюнхгаузена, как и все его истории, содержит ошибки. Вам обязательно что-то покажется странным и даже неправильным в его письме. Вы должны найти и исправить все ошибки барона. Но не орфографические, а географические. Задание ясно? Приступайте. - А теперь проверим вашу внимательность и сообразительность. Очень не хотелось бы, чтобы вы оказались такими же незнайками и путаниками, как барон Мюнхгаузен. Что ж, проверим, как вы справились с этим заданием. - Молодцы! Для вас открыта ещё одна часть карты. Осталось совсем чуть-чуть – и вы у цели. Работаем дальше. | Ответы детей. Дети читают текст письма, находят фактические ошибки, исправляют их. Вариант письма на интерактивной доске обсуждается после окончания работы во всех группах, ошибки исправляются устно. | Слайды 15,16 Листы с текстом письма по количеству парт Интерактивная доска – Приложение 2 III-й элемент карты |
9 | Закрепление. Работа в группах. Задание «Собери картинку». 5 мин | - Вам предстоит выполнить последнее, самое сложное задание. А чтобы облегчить вам задачу, предлагаю поработать дружно – в группах. Распределитесь на группы. Задание такое: из рассыпавшихся частей собрать картинку. На ней изображен один из местных признаков. Будьте внимательны: я приготовила для вас ловушки. Не попадитесь в них! Приступайте. - Отлично! Последнее задание выполнено. Открываю последнюю часть карты. - Кто-нибудь догадался, где же спрятано моё сокровище? - Угощайтесь. Шоколад – для подкрепления сил, ведь вы много потратили их за все время, пока выполняли задания. А это – ваши оценки за старание и труд. Сегодня на уроке все-все получают пятерки! | Дети выполняют задание, складывают картинки. Когда работа будет завершена, должны заметить, что стороны света на картинках указаны неправильно, и исправить, обосновав свое решение. Прочитав карту, дети находят сокровище и открывают шкатулку. В шкатулке – угощение и пятерки. | Конверты с частями картинок - по количеству групп IV-й элемент карты Шкатулка с угощением и пятерками |
10 | Итог урока. Рефлексия. 2 мин | - Понравился ли вам наш урок? В чем были затруднения? Что не получилось? Что особенно запомнилось? Что больше всего вам понравилось? -На моем столе лежат жетоны. Оцените себя – поставьте на обратной стороне жетона оценку за свою работу на уроке – и вложите жетоны в шкатулку. В ней будут храниться ваши самые честные оценки. -Благодарю всех за урок. Молодцы! Отдыхайте. | | Жетоны для рефлексии, шкатулка Слайды 17,18 |