Предлагаемый урок окружающего мира был проведён в параллели 4-х классов («УМК «Перспектива»). Урок основан на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах. Субъектный опыт обучающихся являлся первоначальной базой для освоения содержания урока. Данный урок по типологии является уроком открытия новых знаний. Содержательная направленность урока была связана с формированием представлений об этнокультурном многообразии России, исторических традициях взаимопомощи и солидарности населяющих ее народов, осмыслением взаимовлияния национальных культур.
Применение информационно-коммуникационных технологий способствовало активизации познавательной деятельности обучающихся. Выбранные формы работы (в группе, поиск и анализ информации, защита исследовательских работ, создание «Дерева толерантности», составление синквейна) позволили включить в работу всех детей с разными каналами восприятия информации.
Задачи урока | систематизировать имеющиеся знания о российском народе, государственной символике; формировать установки этнокультурной толерантности, открытости к межкультурному диалогу, гармонизацию межэтнических отношений у младших школьников; способствовать овладению логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения; развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность; развивать умение работать в группе; способствовать воспитанию уважения к культуре, традициям, языку разных народов. |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - осознание своей этнической и национальной принадлежности; - формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Метапредметные: Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; - оценивать результат собственной деятельности. Познавательные: - выделять существенную информацию из текста учебника; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждение по теме урока; - проявлять творческие способности при выполнении исследовательской работы. Коммуникативные: - вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах; - формировать умение слушать партнёра и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; - аргументировать свою позицию. Предметные: - называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ; - усвоить понятие «толерантность». |
Социальная значимость | Интерес к проблеме этнокультурной толерантности личности обусловлен происходящими в современном обществе социальными, политическими и экономическими изменениями, в том числе усилением интеграционных и миграционных процессов. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Ресурсы | А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Окружающий мир, 4 класс, часть 1, Москва «Просвещение», 2014г. Интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал, толковый словарь, фотографии представителей разных народов. http://www.kostyor.ru/5-07/stihi1.php (стихи о толерантности) https://infourok.ru/klassniy-chas-tolerantnost-v-etnicheskom-i-kulturnom-mnogoobrazii-rossii-klass-1169127.html http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/02/10/etnicheskaya-tolerantnost |
Литература | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. - М., 2009. Асмолов А. Г. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М., 2010. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2012. 4. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / Под общ. ред. Гурова В. Н. – М., 2004. |
Технологии и методики, применяемые на уроке | ИКТ. Презентация в формате Power Point служит для визуализации учебного материала, с её помощью происходит демонстрация и объяснение заданий, самопроверка работы в группах и самостоятельной работы учащихся. Технология проблемного диалога. Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит к теме урока, на этапе воспроизведения знаний ученики создают продукт и представляют его классу. Здоровьесберегающая технология. В ходе урока спланированы организационно -технические, санитарно – гигиенические условия здоровьесбережения, учитывающие индивидуальные показатели состояния учащихся. |
Методы организации деятельности учителя и обучающихся | Коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемное изложение материала, ведение учебного диалога, самооценку. Познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание нового материала. Преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике. Контрольный метод с целью выявления качества усвоения знания и дальнейшей коррекции. |
Анализ результатов урока | Урок способствует развитию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Задания направлены на активизацию мыслительной и практической деятельности обучающихся. Групповая работа даёт возможность активной деятельности всех учащихся. Рефлексия даёт возможность каждому ученику проанализировать результат своей деятельности. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Содержание урока | УУД |
I.Организацион-ный момент. Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. | Распределены по группам. Настраиваются на урок. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/25/s_58d6b6e8a6617/595808_1.jpeg) | Организует. Проверяет готовность обучающихся к уроку. | -Ребята, соедините свои ладони с ладонями соседа по группе. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Давайте произнесем следующие слова: - Мы вместе. - Мы сильны в своей дружбе. - Мы уверены в себе. - Мы всё можем. - Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Я желаю вам хорошего настроения и активности на уроке. | Личностные: личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II.Актуализация знаний. Цель: применение зафиксирован-ных способов действий (норм). | Вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение по обсуждаемым вопросам. Определяют, кого они видят на фотографиях. | Организовыва-ет повторение изученного ранее материала, уточняет тематические рамки. Демонстрирует слайды, на которых изображены представители разных народов. | -Давайте вспомним, в каком сообществе каждый человек состоит с рождения? (В семье) -Почему люди объединяются в особые группы? В каких группах состоите вы? (Ответы детей) -А что объединяет отдельного человека со всеми другими людьми в своей стране? (Каждый человек – гражданин своего Отечества) -Как называется наше Отечество? (Россия, Российская Федерация) -Нашу страну называют многонациональной. Как вы думаете почему? (Ответы детей) -Кто может назвать, какие народы населяют нашу страну? (Ответы детей) -Постарайтесь по фотографиям определить представителей данных национальностей. (слайды 2-5) -Что объединяет каждый из этих народов? (Народные костюмы, обычаи, язык) | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. |
III.Самоопреде-ление к деятельности. Локализация затруднений; построение проекта выхода из затруднений; обобщение затруднений во внешней речи; самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цели: -учить использовать приобретённые умения в диалоге с учителем и при работе с источником информации; -выполнять учебные задания в группе; -ориентироваться в разных вариантах выполнения заданий; -планировать своё действие в соответствии с целью; -представлять результат своей деятельности. | Столкнувшись с затруднением, пытаются найти ответ на проблемный вопрос. Работают с толковым словарём. Озвучивают тему и предполагае-мую цель урока. Коллективно читают статью учебника. Работают в группе при заполнении схемы. Сравнивают свой результат с заданным эталоном. Используют приобретенные знания в диалоге с учителем. | Выдвигает проблему, подводит детей к определению темы и цели урока. Организует работу в группах, подготовив эталон для проверки. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/25/s_58d6b6e8a6617/595808_2.jpeg) Возвращается к проблемному вопросу, добиваясь нужного ответа. | - Ребята, посмотрите, что получается: в нашей стране живёт много людей разных национальностей, разных народов, у каждого народа есть свои обычаи, национальные костюмы, свой язык, но их всех относят к российскому народу? Почему? (Варианты ответов учащихся) - Что вы не смогли объяснить? (Почему несколько народов относят к единому российскому народу) - Каких знаний вам не хватило? (Знаний о том, что такое народ, по каким признакам можно объединить народы в единый) - Определите по словарю значение слова «народ». (Народ – население государства, жители страны) -Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока? (Российский народ) -Какую цель перед собой поставите? (Ответы детей) - Прочитайте текст учебника на с.8-9 и заполните схему, которая лежит у каждой группы. ( слайд 6) -Как вы поняли смысл народного изречения «В главном – единство, во всём – любовь»? (Каждый народ в России имеет свои особенности, свой язык, культуру, традиции, но все народы объединяют любовь к Родине, память о прошлом, стремление сделать Россию богаче и краше) -Как бы вы теперь ответили на вопрос, поставленный в начале работы? (Ответы детей) | Личностные: - проявлять интерес к теме урока. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: -формулировать собственное мнение; -формулировать корректные высказывания в рамках учебного диалога; -адекватно использовать речь для представления результата. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
IV. Включение в систему знаний. Исследователь-ская деятельность. Определение пространства толерантности класса. Цели: -формировать этнокультурную толерантность; -организовать исследователь-скую деятельность. | Выполняют движения за учителем. Высказывают свое мнение. Обращаются к словарю, зачитывают определение. Представители каждой группы записывают слова на доске по очереди. Вступают в диалог с учителем. Защищают свои работы. Ученики на листочках бумаги в форме листа дерева пишут, что надо сделать, чтобы класс стал пространством толерантности, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе. | Осуществляет профилактику утомления. Подводит учащихся к понятию «толерант-ность». Организует игру. Выясняет, какие проблемы возникают в общении между людьми разных национальнос-тей. Знакомит со школьной статистикой. Организует защиту детских исследовательских работ. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/25/s_58d6b6e8a6617/595808_4.jpeg) Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. | Физминутка (под песню «Я, ты, он, она, вместе – целая страна). -Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одариваю». Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей) (слайд 7) Его слова - подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, независимо от национальности - это великое искусство людей и называется оно - толерантность. Об этом мы и будем говорить сейчас. На Земле насчитывается около трех тысяч народов. В России же проживает приблизительно 166 национальностей и народностей. (слайд 8) Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как: Петр Иванович Багратион – российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812 г. Абрам Петрович Ганнибал – генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп. Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» – из обрусевших датчан. Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики – из поляков. Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения? (слайд 9) - Давайте выясним, что же обозначает слово «толерантность». (Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) (слайд 10) -Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. -А теперь давайте проведем деловую игру. На доске выложено слово «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». Постарайтесь к каждой букве подобрать слово, обозначающее качества толерантного человека. Ь (представители каждой группы записывают слова на доске по очереди) - Как вы думаете, какие проблемы возникают в общении между людьми разных национальностей? (Ответы детей) -А в нашей школе такие проблемы возникали? (Нет). Почему? (Ученики нашей школы уважают традиции, обычаи и культуру каждой национальности) - Как происходит диалог наций в нашей школе, мы и узнаем из ваших исследовательских работ. (Ученики заранее были разделены на 4 группы; каждая группа в течение недели готовила материал по культуре определенного народа, заполнив по окончании работы бланк оценки работы в группе). (Приложение 1, 2) - В нашем классе также учатся дети разных национальностей. Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? -Возьмите каждый по листочку и напишите на нем, что, по-вашему, надо сделать, чтобы класс стал пространством толерантности. | Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение, самооценка. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
V.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Дети составляют синквейн на заданную тему. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/25/s_58d6b6e8a6617/595808_5.jpeg) | Организует работу групп, инициирует рефлексию детей. Подводит итог с помощью стихотворения Алёны Калининой (гимназия №41, 8 «А» класс, Санкт-Петербург) | - В завершение нашего разговора я предлагаю вам снова поработать в группах и составить синквейн к слову «толерантность». (слайд 11) (Толерантность. Отзывчивый, снисходительный. Взаимодействовать,уважать, прислушиваться. Мы такие разные, этим и прекрасны мы. Будь терпимым!) Толерантность. Что это такое? — Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу: «Это все земное. То, на чем стоит Планета вся». Непонятно? Что же, объясняю: Это счастье на Планете всей. Это то, что я всех принимаю. Всех людей, кто веры не моей. Толерантность, — я сказала, — это То, на чем стоит Планета вся, И другого не найти ответа. В этом я уверена, друзья. Толерантность — это всепрощенье Тех, кто нам обиды наносил. Толерантность — это примиренье Всех враждебных в этом мире сил. Толерантность — это люди света Разных наций, веры и судьбы Открывают что-то, где-то, Радуются вместе. Нет нужды Опасаться, что тебя обидят Люди, цвета, крови не твоей. Опасаться, что тебя унизят Люди на родной Земле твоей. Ведь Планета наша дорогая Любит всех нас: белых и цветных! Будем жить, друг друга уважая! Толерантность — слово для живых! (слайды 12, 13) | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность. Личностные: установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |