СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира по теме "Российский народ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соавторстве с И.В. Земцовой и Е.А. Кошеляевой для конкурса методических разработок "Уроки толерантности".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме "Российский народ"»

АННОТАЦИЯ


Предлагаемый урок окружающего мира был проведён в параллели 4-х классов («УМК «Перспектива»). Урок основан на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах. Субъектный опыт обучающихся являлся первоначальной базой для освоения содержания урока. Данный урок по типологии является уроком открытия новых знаний. Содержательная направленность урока была связана с формированием представлений об этнокультурном многообразии России, исторических традициях взаимопомощи и   солидарности населяющих ее народов, осмыслением взаимовлияния национальных культур.

Применение информационно-коммуникационных технологий способствовало активизации познавательной деятельности обучающихся. Выбранные формы работы (в группе, поиск и анализ информации, защита исследовательских работ, создание «Дерева толерантности», составление синквейна) позволили включить в работу всех детей с разными каналами восприятия информации.



Пояснительная записка


Тема

Российский народ


Класс

4


УМК

Перспектива


Место урока в системе уроков

Урок открытия нового знания

Педагогическая цель


создание условий для формирования представлений о России как многонациональном, толерантном государстве.




Задачи урока

  • систематизировать имеющиеся знания о российском народе, государственной символике;

  • формировать установки этнокультурной толерантности, открытости к межкультурному диалогу, гармонизацию межэтнических отношений у младших школьников;

  • способствовать овладению логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

  • развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность;

  • развивать умение работать в группе;

  • способствовать воспитанию уважения к культуре, традициям, языку разных народов.

Планируемые образовательные результаты


Личностные:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Метапредметные:

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.

Познавательные:

- выделять существенную информацию из текста учебника;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждение по теме урока;

- проявлять творческие способности при выполнении исследовательской работы.

Коммуникативные:

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;

- формировать умение слушать партнёра и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- аргументировать свою позицию.

Предметные:

- называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ;

- усвоить понятие «толерантность».

Социальная значимость

Интерес к проблеме этнокультурной толерантности личности обусловлен происходящими в современном обществе социальными, политическими и экономическими изменениями, в том числе усилением интеграционных и миграционных процессов.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ресурсы

А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Окружающий мир, 4 класс, часть 1, Москва «Просвещение», 2014г.

Интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал, толковый словарь, фотографии представителей разных народов.

http://www.kostyor.ru/5-07/stihi1.php (стихи о толерантности)

https://infourok.ru/klassniy-chas-tolerantnost-v-etnicheskom-i-kulturnom-mnogoobrazii-rossii-klass-1169127.html

http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/02/10/etnicheskaya-tolerantnost

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. - М., 2009.

  2. Асмолов А. Г. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М., 2010.

  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2012.

4. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / Под общ. ред. Гурова В. Н. – М., 2004.

Технологии и методики, применяемые на уроке

ИКТ. Презентация в формате Power Point служит для визуализации учебного материала, с её помощью происходит демонстрация и объяснение заданий, самопроверка работы в группах и самостоятельной работы учащихся.

Технология проблемного диалога. Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит к теме урока, на этапе воспроизведения знаний ученики создают продукт и представляют его классу.

Здоровьесберегающая технология. В ходе урока спланированы организационно -технические, санитарно – гигиенические условия здоровьесбережения, учитывающие индивидуальные показатели состояния учащихся.


Методы организации деятельности учителя и обучающихся

  • Коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемное изложение материала, ведение учебного диалога, самооценку.

  • Познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание нового материала.

  • Преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике.

  • Контрольный метод с целью выявления качества усвоения знания и дальнейшей коррекции.


Анализ результатов урока

  • Урок способствует развитию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

  • Задания направлены на активизацию мыслительной и практической деятельности обучающихся.

  • Групповая работа даёт возможность активной деятельности всех учащихся.

  • Рефлексия даёт возможность каждому ученику проанализировать результат своей деятельности.


Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Содержание урока

УУД

I.Организацион-ный момент.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.


Распределены по группам. Настраиваются на урок.


Организует.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.




-Ребята, соедините свои ладони с ладонями соседа по группе. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Давайте произнесем следующие слова:

- Мы вместе.

- Мы сильны в своей дружбе.

- Мы уверены в себе.

- Мы всё можем.

- Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Я желаю вам хорошего настроения и активности на уроке.



Личностные: личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


II.Актуализация знаний.

Цель: применение зафиксирован-ных способов действий (норм).


Вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение по обсуждаемым вопросам.











Определяют, кого они видят на фотографиях.

Организовыва-ет повторение изученного ранее материала, уточняет тематические рамки.










Демонстрирует слайды, на которых изображены представители разных народов.

-Давайте вспомним, в каком сообществе каждый человек состоит с рождения? (В семье)

-Почему люди объединяются в особые группы? В каких группах состоите вы? (Ответы детей)

-А что объединяет отдельного человека со всеми другими людьми в своей стране? (Каждый человек – гражданин своего Отечества)

-Как называется наше Отечество? (Россия, Российская Федерация)

-Нашу страну называют многонациональной. Как вы думаете почему? (Ответы детей)

-Кто может назвать, какие народы населяют нашу страну? (Ответы детей)

-Постарайтесь по фотографиям определить представителей данных национальностей.

(слайды 2-5)

-Что объединяет каждый из этих народов? (Народные костюмы, обычаи, язык)

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.


III.Самоопреде-ление к деятельности. Локализация затруднений; построение проекта выхода из затруднений; обобщение затруднений во внешней речи; самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

-учить использовать приобретённые умения в диалоге с учителем и при работе с источником информации;

-выполнять учебные задания в группе;

-ориентироваться в разных вариантах выполнения заданий;

-планировать своё действие в соответствии с целью;

-представлять результат своей деятельности.



Столкнувшись с затруднением, пытаются найти ответ на проблемный вопрос.









Работают с толковым словарём.

Озвучивают тему и предполагае-мую цель урока.

Коллективно читают статью учебника.

Работают в группе при заполнении схемы. Сравнивают свой результат с заданным эталоном.









Используют приобретенные знания в диалоге с учителем.

Выдвигает проблему, подводит детей к определению темы и цели урока.


















Организует работу в группах, подготовив эталон для проверки.










Возвращается к проблемному вопросу, добиваясь нужного ответа.



- Ребята, посмотрите, что получается: в нашей стране живёт много людей разных национальностей, разных народов, у каждого народа есть свои обычаи, национальные костюмы, свой язык, но их всех относят к российскому народу? Почему? (Варианты ответов учащихся)

- Что вы не смогли объяснить? (Почему несколько народов относят к единому российскому народу)

- Каких знаний вам не хватило? (Знаний о том, что такое народ, по каким признакам можно объединить народы в единый)

- Определите по словарю значение слова «народ». (Народ – население государства, жители страны)

-Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока? (Российский народ)

-Какую цель перед собой поставите? (Ответы детей)

- Прочитайте текст учебника на с.8-9 и заполните схему, которая лежит у каждой группы.

(слайд 6)

-Как вы поняли смысл народного изречения «В главном – единство, во всём – любовь»? (Каждый народ в России имеет свои особенности, свой язык, культуру, традиции, но все народы объединяют любовь к Родине, память о прошлом, стремление сделать Россию богаче и краше)

-Как бы вы теперь ответили на вопрос, поставленный в начале работы?

(Ответы детей)

Личностные:

- проявлять интерес к теме урока.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение;

-формулировать корректные высказывания в рамках учебного диалога;

-адекватно использовать речь для представления результата.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.


IV. Включение в систему знаний. Исследователь-ская деятельность. Определение пространства толерантности класса.

Цели:

-формировать этнокультурную толерантность;

-организовать исследователь-скую деятельность.


Выполняют движения за учителем.






Высказывают свое мнение.


















































Обращаются к словарю, зачитывают определение.








Представители каждой группы записывают слова на доске по очереди.























Вступают в диалог с учителем.

Защищают свои работы.


















Ученики на листочках бумаги в форме листа дерева пишут, что надо сделать, чтобы класс

стал пространством толерантности, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.


Осуществляет профилактику утомления.


Подводит учащихся к понятию «толерант-ность».





























































Организует игру.


























Выясняет, какие проблемы возникают в общении между людьми разных национальнос-тей. Знакомит со школьной статистикой. Организует защиту детских исследовательских работ.




Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.



Физминутка (под песню «Я, ты, он, она, вместе – целая страна).


-Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одариваю». Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

(слайд 7)

Его слова - подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, независимо от национальности - это великое искусство людей и называется оно - толерантность. Об этом мы и будем говорить сейчас.

На Земле насчитывается около трех тысяч народов. В России же проживает приблизительно 166 национальностей и народностей.

(слайд 8)

Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как:

  1. Петр Иванович Багратион – российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812 г.

  2. Абрам Петрович Ганнибал – генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп.

  3. Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» – из обрусевших датчан.

  4. Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики – из поляков.

Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

(слайд 9)

- Давайте выясним, что же обозначает слово «толерантность».

(Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям)

(слайд 10)

-Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

-А теперь давайте проведем деловую игру. На доске выложено слово «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». Постарайтесь к каждой букве подобрать слово, обозначающее качества толерантного человека.

  • Т – терпение

  • О – ответственность

  • Л – любовь

  • Е – единство

  • Р – равенство

  • А–альтруизм (нравственная солидарность с другими человеческими существами)

  • Н–независимость

  • Т – товарищество

  • Н–неравнодушие.

  • О – общение

  • С – справедливость

  • Т – терпимость.

Ь

(представители каждой группы записывают слова на доске по очереди)


- Как вы думаете, какие проблемы возникают в общении между людьми разных национальностей? (Ответы детей)

-А в нашей школе такие проблемы возникали? (Нет). Почему? (Ученики нашей школы уважают традиции, обычаи и культуру каждой национальности)

- Как происходит диалог наций в нашей школе, мы и узнаем из ваших исследовательских работ.

(Ученики заранее были разделены на 4 группы; каждая группа в течение недели готовила материал по культуре определенного народа, заполнив по окончании работы бланк оценки работы в группе).

(Приложение 1, 2)

- В нашем классе также учатся дети разных национальностей. Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

-Возьмите каждый по листочку и напишите на нем, что, по-вашему, надо сделать, чтобы класс стал пространством толерантности.


Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.




















Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

























Личностные: самоопределение, самооценка.

































Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



V.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Дети составляют синквейн на заданную тему.


Организует работу групп, инициирует рефлексию детей.








Подводит итог с помощью стихотворения Алёны Калининой (гимназия №41, 8 «А» класс,
Санкт-Петербург)





- В завершение нашего разговора я предлагаю вам снова поработать в группах и составить синквейн к слову «толерантность».

(слайд 11)

(Толерантность.

Отзывчивый, снисходительный.

Взаимодействовать,уважать, прислушиваться.

Мы такие разные, этим и прекрасны мы.

Будь терпимым!)


Толерантность. Что это такое? —
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: «Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся».
Непонятно? Что же, объясняю:
Это счастье на Планете всей.
Это то, что я всех принимаю.
Всех людей, кто веры не моей.
Толерантность, — я сказала, — это
То, на чем стоит Планета вся,
И другого не найти ответа.
В этом я уверена, друзья.
Толерантность — это всепрощенье
Тех, кто нам обиды наносил.
Толерантность — это примиренье
Всех враждебных в этом мире сил.
Толерантность — это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность — слово для живых!
(слайды 12, 13)


Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность.

Личностные: установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.





VI.Домашнее задание.

Имеют возможность выбрать домашнее задание с учётом собственных возможностей.

Предоставляет право свободного выбора, используя технологию здоровьесбере-жения.

-В качестве домашнего задания я предлагаю вам составить рассказ на тему «Мы – разные, мы – вместе!» в рабочей тетради. По желанию можете проиллюстрировать свою работу рисунками или фотографиями.

(Приложение 3)

Личностные: самоопределение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!