СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира по теме "По страницам летописи".УМК "Перспектива" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием электронного материала к учебнику.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме "По страницам летописи".УМК "Перспектива" 4 класс»

Тема «По страницам летописи»4 класс УМК «Перспектива»

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые результаты:

Предметные: показывать на карте места обитания разных племён, о которых рассказывает летопись; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике; знать фрагменты Повести временных лет, посвящённые вопросу о многообразии славянских и неславянских племён, обитавших на Восточно-Европейской равнине; определять по карте взаимное расположение племенных территорий; иметь представление об археологических находках, дополняющих сведения письменных источников о племенном многообразии населения Восточно-Европейской равнины в древности.

Личностные: осознавать ценность мирных отношений между людьми разного этнического происхождения, живущими на одной территории (на основе рассказа летописца Нестора)

Метапредметные: характеризовать связь значений славянских этнонимов с особенностями мест их обитания, с именами предполагаемых родоначальников племен; сравнивать между собой женские височные украшения, находить общее и различное.

Ход урока

  1. Организационный момент.

(Формирование личностных УУД)

  1. Проверка домашнего задания:

(Формирование коммуникативных, познавательных УУД)

На прошлом уроке мы познакомились с новыми терминами и понятиями, проверим как вы усвоили их.

А) Исторический диктант

  1. Наука о прошлом человечества с момента его зарождения: прошедшие события, жизнь и занятия людей, культура. – ИСТОРИЯ

  2. Промежуток времени в 100 лет. ВЕК

  3. Отец истории, совершивший путешествие на земли вдоль рек Дунай и Дон и описавший народы, жившие там. ГЕРОДОТ

  4. Монах Киево-Печёрского монастыря, составивший летописный свод «Повести временных лет». НЕСТОР

  5. Древний народ, пришедший с востока, из Азии, кочевавший в степях Причерноморья и достигший границы Египта. СКИФЫ

  6. Описание событий по годам. ЛЕТОПИСЬ

Б) Определи по году век:

988г, 1242г(5апреля), 1380(8сентября), 1812г, 1941-1945гг, 1961г.

На уроках чтения мы знакомились с событиями, произошедшими в эти года. Что вы знаете об этих датах?

3.Вхождение в тему урока

(Формирование познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД)


- Какие источники помогают изучать историю? (Письменные источники (предания, былины, легенды, летописи) и вещественное наследие или находки археологов (орудия труда, постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства)

- Вспомните значение слова «археология». (Историческая наука, которая позволяет заглянуть в то время, когда письменности ещё не было.)

- Почему наука археология важна и для изучения тех эпох, когда письменность уже существовала? (Она дополняет сведения, полученные из письменных источников.)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что археология и письменные источники дополняют друг друга и помогают, более точно познакомиться с определенными отрезками времени.

Слайд №3 - Сегодня я вам предлагаю совершить мысленное путешествие по страницам летописи. О какой летописи пойдет речь? (Повесть временных лет)

Слайд №4 – Кто автор этой книги? (монах Нестор)

Слайд №5 -А знаете ли вы, на какие вопросы отвечает эта летопись? (Предположения детей)

Давайте прослушаем информацию о том, как происходило расселение народов на Восточно-Европейской равнине.(электронное приложение№2)

Откуда пришли славянские племена? (Западной Европы)

Кто жил уже на этих просторах? (балтские и финно-угорские племена)

Что находят археологи в местах расселения племён? Женские украшения, височные кольца.

У вас на партах лежат картинки. Догадались, что это? Это височные кольца –женское украшение славян.

Рассмотрите их, чем они похожи, чем отличаются. Как вы думаете, эти украшения нашли в одном или разных местах? Что можно предположить?

Женщины, носившие эти украшения жили в разных местах, а значит и в разных племенах.

Сейчас наша задача узнать, где поселялись славянские племена, почему так назывались и какие украшения носили женщины этих племён. Поможет вам таблица и контурная карта. У детей на столе картинки с изображением височных колец разных племён, контурная карта, таблица (приложение)

Название племени

Причина названия

Поляне

плодородные земли (поля, степи)

Древляне

«сели в лесах», среди деревьев

Дреговичи

дрягва (болото)

Полочане

берега реки Полоты

Кривичи

имя родоначальника Крива

Радичи

имя родоначальника Радим

Вятичи

имя родоначальника Вятко

Северяне

жили севернее какого-то другого племени среднее течение р. Десны

Ильменские словене

оставили себе свое имя и название озера Ильмень



Электронное приложение №3 ПОЛЯНЕ

О каком племени узнали? Почему так назывались? Чем занимались? Какие украшения носили женщины этого племени? Подпишите картинку.

Электронное приложение №4 ДРЕВЛЯНЕ, ДРЕГОВИЧИ.

Что узнали о племенах? Почему так назывались? О чем рассказали археологам раскопки в этих местах? Какие украшения носили женщины этих племён? Подпишите картинку.

Электронное приложение №5 ПОЛОЧАНЕ, КРИВИЧИ

Почему так назвали себя жители этих племён? Что вы узнали о них?

Какие украшения носили женщины этих племён? Подпишите картинку.

Электронное приложение №6 ВЯТИЧИ, РАДИМИЧИ, СЕВЕРЯНЕ

Почему так назвали себя жители этих племён? Что вы узнали о них?

Какие украшения носили женщины этих племён? Подпишите картинку.

Электронное приложение №7 ИЛЬМЕНСКИЕ СЛОВЕНЕ

Почему так назвали себя жители этих племён? Что вы узнали о них?

Что означает слово «СЛОВЕНЕ»

Какие украшения носили женщины этих племён? Подпишите картинку.

Итак, мы с вами убедились в том, что названия племён происходит от местности, где они селились, или по имени основателя рода.

Физминутка

Я предлагаю вам побыть в роли древних славян. (Дети сопровождают слова учителя соответствующими движениями).

- Мы занимаемся земледелием:

- рубим деревья,

- пашем землю,

- сеем просо, пшеницу,

- жнём колосья,

- молотим зерно,

- замешиваем тесто,

- печём хлеб.

- Какой ароматный получился хлеб!

4. Продолжение работы по теме

Слайд№6- Посмотрите внимательно на карту на стр.13

Каким цветом выделена территория тех племен, о которых мы узнали? (Розовым) Как называются эти племена? (восточные)

Зеленым? Светло-зеленым?

Вблизи каких географических объектов селились все славяне? (Вблизи водоёмов, рек) Как вы думаете, почему? (Защита от врагов, давала воду для приготовления пищи, рыбу, можно было путешествовать по рекам)

- Ребята, как вы думаете, у всех этих племен были одинаковые условия для жизни?

-Ребята, а теперь откройте страницу 14 и прочитайте текст «в мире жить - с миром жить». Будьте готовы ответить на мои вопросы.

  1. Как между собой жили славянские племена?

  2. Как образовалась древнерусская народность?

  3. Какие народы называли братскими?

Молодцы ребята, вы хорошо поработали.

Слайд №7 Для того чтобы закрепить, то о чём мы с вами сегодня говорили, давайте ответим на несколько вопросов:

- Какие вопросы о прошлом нашего Отечества поставил Нестор-летописец? (Откуда есть пошла Русская земля? Какие народы её населяли? Как они друг с другом ладили?)

- Как назывались балтские и финно-угорские племена, которые издревле жили на территории Восточно-Европейской равнины? (весь, чудь, корсь, мурома, меря, мордва, литва)

- Чем можно объяснить названия древних славянских племён? («Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели»)

- Почему русский, украинский и белорусский народы можно назвать братскими? (жили рядом, объединялись в семьи, рождали детей)

5. Итог

Какой вывод можно сделать познакомившись с этой темой.

6.Слайд №8 Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал, открыл для себя…….

Научился…….

Могу похвалить себя и своих одноклассников……



7. Слайд №9 Домашнее задание с.12-15, рабочая тетрадь с.8-9 № 1,2.



































Название племени

Причина названия

Поляне


Древляне



дрягва (болото)


берега реки Полоты

Северяне



оставили себе свое имя и название озера


имя родоначальника Крива

Радичи



имя родоначальника Вятко







Название племени

Причина названия

Поляне


Древляне



дрягва (болото)


берега реки Полоты

Северяне



оставили себе свое имя и название озера


имя родоначальника Крива

Радичи



имя родоначальника Вятко

































Ф.И._______________________________________________

А) Исторический диктант

1


2


3


4


5


6


Б) Определи по году век и запиши:

988г

1242г

1380г

1812г

1941-1945гг

1961г









Ф.И._______________________________________________

А) Исторический диктант

1


2


3


4


5


6


Б) Определи по году век и запиши:

988г

1242г

1380г

1812г

1941-1945гг

1961г









Ф.И._______________________________________________

А) Исторический диктант

1


2


3


4


5


6


Б) Определи по году век и запиши:

988г

1242г

1380г

1812г

1941-1945гг

1961г