Тема «По страницам летописи»4 класс УМК «Перспектива»
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые результаты:
Предметные: показывать на карте места обитания разных племён, о которых рассказывает летопись; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике; знать фрагменты Повести временных лет, посвящённые вопросу о многообразии славянских и неславянских племён, обитавших на Восточно-Европейской равнине; определять по карте взаимное расположение племенных территорий; иметь представление об археологических находках, дополняющих сведения письменных источников о племенном многообразии населения Восточно-Европейской равнины в древности.
Личностные: осознавать ценность мирных отношений между людьми разного этнического происхождения, живущими на одной территории (на основе рассказа летописца Нестора)
Метапредметные: характеризовать связь значений славянских этнонимов с особенностями мест их обитания, с именами предполагаемых родоначальников племен; сравнивать между собой женские височные украшения, находить общее и различное.
Ход урока
Организационный момент.
(Формирование личностных УУД)
Проверка домашнего задания:
(Формирование коммуникативных, познавательных УУД)
На прошлом уроке мы познакомились с новыми терминами и понятиями, проверим как вы усвоили их.
А) Исторический диктант
Наука о прошлом человечества с момента его зарождения: прошедшие события, жизнь и занятия людей, культура. – ИСТОРИЯ
Промежуток времени в 100 лет. ВЕК
Отец истории, совершивший путешествие на земли вдоль рек Дунай и Дон и описавший народы, жившие там. ГЕРОДОТ
Монах Киево-Печёрского монастыря, составивший летописный свод «Повести временных лет». НЕСТОР
Древний народ, пришедший с востока, из Азии, кочевавший в степях Причерноморья и достигший границы Египта. СКИФЫ
Описание событий по годам. ЛЕТОПИСЬ
Б) Определи по году век:
988г, 1242г(5апреля), 1380(8сентября), 1812г, 1941-1945гг, 1961г.
На уроках чтения мы знакомились с событиями, произошедшими в эти года. Что вы знаете об этих датах?
3.Вхождение в тему урока
(Формирование познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных УУД)
- Какие источники помогают изучать историю? (Письменные источники (предания, былины, легенды, летописи) и вещественное наследие или находки археологов (орудия труда, постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства)
- Вспомните значение слова «археология». (Историческая наука, которая позволяет заглянуть в то время, когда письменности ещё не было.)
- Почему наука археология важна и для изучения тех эпох, когда письменность уже существовала? (Она дополняет сведения, полученные из письменных источников.)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что археология и письменные источники дополняют друг друга и помогают, более точно познакомиться с определенными отрезками времени.
Слайд №3 - Сегодня я вам предлагаю совершить мысленное путешествие по страницам летописи. О какой летописи пойдет речь? (Повесть временных лет)
Слайд №4 – Кто автор этой книги? (монах Нестор)
Слайд №5 -А знаете ли вы, на какие вопросы отвечает эта летопись? (Предположения детей)
Давайте прослушаем информацию о том, как происходило расселение народов на Восточно-Европейской равнине.(электронное приложение№2)
Откуда пришли славянские племена? (Западной Европы)
Кто жил уже на этих просторах? (балтские и финно-угорские племена)
Что находят археологи в местах расселения племён? Женские украшения, височные кольца.
У вас на партах лежат картинки. Догадались, что это? Это височные кольца –женское украшение славян.
Рассмотрите их, чем они похожи, чем отличаются. Как вы думаете, эти украшения нашли в одном или разных местах? Что можно предположить?
Женщины, носившие эти украшения жили в разных местах, а значит и в разных племенах.
Сейчас наша задача узнать, где поселялись славянские племена, почему так назывались и какие украшения носили женщины этих племён. Поможет вам таблица и контурная карта. У детей на столе картинки с изображением височных колец разных племён, контурная карта, таблица (приложение)
Название племени | Причина названия |
Поляне | – плодородные земли (поля, степи) |
Древляне | «сели в лесах», среди деревьев |
Дреговичи | дрягва (болото) |
Полочане | берега реки Полоты |
Кривичи | имя родоначальника Крива |
Радичи | имя родоначальника Радим |
Вятичи | имя родоначальника Вятко |
Северяне | жили севернее какого-то другого племени среднее течение р. Десны |
Ильменские словене | оставили себе свое имя и название озера Ильмень |
Электронное приложение №3 ПОЛЯНЕ
О каком племени узнали? Почему так назывались? Чем занимались? Какие украшения носили женщины этого племени? Подпишите картинку.
Электронное приложение №4 ДРЕВЛЯНЕ, ДРЕГОВИЧИ.
Что узнали о племенах? Почему так назывались? О чем рассказали археологам раскопки в этих местах? Какие украшения носили женщины этих племён? Подпишите картинку.
Электронное приложение №5 ПОЛОЧАНЕ, КРИВИЧИ
Почему так назвали себя жители этих племён? Что вы узнали о них?
Какие украшения носили женщины этих племён? Подпишите картинку.
Электронное приложение №6 ВЯТИЧИ, РАДИМИЧИ, СЕВЕРЯНЕ
Почему так назвали себя жители этих племён? Что вы узнали о них?
Какие украшения носили женщины этих племён? Подпишите картинку.
Электронное приложение №7 ИЛЬМЕНСКИЕ СЛОВЕНЕ
Почему так назвали себя жители этих племён? Что вы узнали о них?
Что означает слово «СЛОВЕНЕ»
Какие украшения носили женщины этих племён? Подпишите картинку.
Итак, мы с вами убедились в том, что названия племён происходит от местности, где они селились, или по имени основателя рода.
Физминутка
Я предлагаю вам побыть в роли древних славян. (Дети сопровождают слова учителя соответствующими движениями).
- Мы занимаемся земледелием:
- рубим деревья,
- пашем землю,
- сеем просо, пшеницу,
- жнём колосья,
- молотим зерно,
- замешиваем тесто,
- печём хлеб.
- Какой ароматный получился хлеб!
4. Продолжение работы по теме
Слайд№6- Посмотрите внимательно на карту на стр.13
Каким цветом выделена территория тех племен, о которых мы узнали? (Розовым) Как называются эти племена? (восточные)
Зеленым? Светло-зеленым?
Вблизи каких географических объектов селились все славяне? (Вблизи водоёмов, рек) Как вы думаете, почему? (Защита от врагов, давала воду для приготовления пищи, рыбу, можно было путешествовать по рекам)
- Ребята, как вы думаете, у всех этих племен были одинаковые условия для жизни?
-Ребята, а теперь откройте страницу 14 и прочитайте текст «в мире жить - с миром жить». Будьте готовы ответить на мои вопросы.
Как между собой жили славянские племена?
Как образовалась древнерусская народность?
Какие народы называли братскими?
Молодцы ребята, вы хорошо поработали.
Слайд №7 Для того чтобы закрепить, то о чём мы с вами сегодня говорили, давайте ответим на несколько вопросов:
- Какие вопросы о прошлом нашего Отечества поставил Нестор-летописец? (Откуда есть пошла Русская земля? Какие народы её населяли? Как они друг с другом ладили?)
- Как назывались балтские и финно-угорские племена, которые издревле жили на территории Восточно-Европейской равнины? (весь, чудь, корсь, мурома, меря, мордва, литва)
- Чем можно объяснить названия древних славянских племён? («Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели»)
- Почему русский, украинский и белорусский народы можно назвать братскими? (жили рядом, объединялись в семьи, рождали детей)
5. Итог
Какой вывод можно сделать познакомившись с этой темой.
6.Слайд №8 Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал, открыл для себя…….
Научился…….
Могу похвалить себя и своих одноклассников……
7. Слайд №9 Домашнее задание с.12-15, рабочая тетрадь с.8-9 № 1,2.
Название племени | Причина названия |
Поляне | |
Древляне | |
| дрягва (болото) |
| берега реки Полоты |
Северяне | |
| оставили себе свое имя и название озера |
| имя родоначальника Крива |
Радичи | |
| имя родоначальника Вятко |
Название племени | Причина названия |
Поляне | |
Древляне | |
| дрягва (болото) |
| берега реки Полоты |
Северяне | |
| оставили себе свое имя и название озера |
| имя родоначальника Крива |
Радичи | |
| имя родоначальника Вятко |



Ф.И._______________________________________________
А) Исторический диктант
Б) Определи по году век и запиши:
988г | 1242г | 1380г | 1812г | 1941-1945гг | 1961г |
| | | | | |
Ф.И._______________________________________________
А) Исторический диктант
Б) Определи по году век и запиши:
988г | 1242г | 1380г | 1812г | 1941-1945гг | 1961г |
| | | | | |
Ф.И._______________________________________________
А) Исторический диктант
Б) Определи по году век и запиши:
988г | 1242г | 1380г | 1812г | 1941-1945гг | 1961г |
| | | | | |