I. Организационный момент. | Дети, здравствуйте! /Слайд 2 до начала урока/ -Все расселись по местам, никому не тесно? По секрету скажу вам: “Должно быть интересно!” Сегодня на уроке мы будем работать в группах. - Вспомните и скажите, какие правила работы в группе вы знаете? Правила работы в группе 1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен – предлагай! ***Думай, делай, предлагай, Слушай, не перебивай. -Какие условные знаки помогут организовать работу? Для каждой группы приготовлен портфель с заданиями, которые вы будете выполнять по моей просьбе. Для организации работы мы определили организатора группы. У каждого из вас есть оценочный лист, не забывайте в нем делать пометки о работе на уроке. Еще нам понадобится помощь «ХРАНИТЕЛЯ времени». Им будет учитель. Время выполнения работы будут ограничивать песочные часы. | Психологич. настраиваются на урок Называют правила работы в группе и условные знаки: – ответ готов, – просим помощи. Учитель демонстрирует кейс с заданиями Ученик, выбранный командой, встает и представляется учитель демонстрирует песочные часы | Личностные УУД: -готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового |
II. Проверка домашнего задания | 1.Откройте содержание учебника. - Какую главу изучаем? (Разнообразие растений) - С какими группами растений познакомились?(цветковые и хвойные растения, папоротники, мхи и водоросли) Откройте учебник с. 73. - Приведите примеры цветущих растений (груша, шиповник, горох). - В чем особенность хвойных растений?(нет цветков, плодов, а семена есть) - Какие растения размножаются спорами? (папоротники, мхи) - Какие растения не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков? (водоросли) Кейс. Задание 1 /Слайд 4/ Проверим, как вы усвоили изученный материал. - Организаторам групп нужно вынуть из портфеля заданий конверт с № 1 и выдать задания участникам группы. По сигналу хранителя времени начинаем и заканчиваем работу. Интегрированное задание: Проверим. 1гр. 2 гр. 3 гр. 2. Выполните самопроверку /Слайд 2/ 3гр. 2 гр. 1 гр. 3. Выполните самооценку /Слайд 2/ ( - справился сам, правильно, - справился с помощью, - не справился.) | На м/медийной доске открыта стр. Содерж. Ученики отвечают на вопросы учителя. Работают коллективно Отвечают на вопросы учителя. Организатор группы достает задание и раздает участникам группы 1 мин. Хранитель времени контролирует время выполнения работы. Проверяют по эталону Выполняют самопроверку Выполняют самооценку | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: изученную дома информацию обобщать в тестовом виде. Регулятивные УУД: 1. Развиваем умения оценивать свою работу. |
III. Определе ние темы, постановка цели и задач урока | Рассмотрите выставку книг, которые я взяла в школьной библиотеке. С какими книгами вы работали, а какие книги вам незнакомы? (знаем словари, не знаем Красная книга) Можем ли предположить: Какова будет тема урока? Откроем Содержание учебника и определим, верно ли наше предположение? Какой тип урока? (получение новых знаний) Откроем страницы учебника и поставим задачи на урок. ( на доске схематически определяются задачи: почему так названа Красная книга, содержание, как вести себя в природе) | Работают индивидуально Отвечают на вопросы учителя. Используя Содержание учебника и учебного материала на заданных страницах, формулируют тему урока. Задачи формулируют, используя Слова-маркеры: Выяснить… Определить… Раскрыть причины… Сделать вывод… | Регулятивные УУД: - умение самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока Коммуникативные – умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, принимают другое мнение |
IV. Актуализация знаний | Кейс. Задание 2 -Выдвиньте свои предположения, по какой причине книга названа красной? Какое значение может иметь это слово? Найдите его значение в словаре. (на столе лежат учебные словари) Организаторы групп достают задание под №2. По команде хранителя времени начинаем работу. Задания по группам 1 группа: Какое значение имеет слово КРАСНЫЙ применительно к слову ЦВЕТ. 2 группа: Какое значение имеет слово КРАСНЫЙ применительно к описанию качественной характеристики ЧЕЛОВЕКА. 3 группа: Какое значение имеет слово КРАСНЫЙ в значении ОПАСНОСТИ, ТРЕВОГИ. -В каком значении используется слово красная в названии книги? (цвет, красивая) - Выяснили, почему Красная книга именно такого цвета? Можем снять вопрос? (еще нет: мажет красная потому, что такого цвета, а может - красивая) /Слайд 3/ Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. В. Берестов -Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими, а есть такие, которых мы никогда не увидим. Не губи нас – кричат животные! Остановись – шепчут растения! -А почему они исчезают? (нечего есть, негде жить) - И всё потому, что люди, не зная, а часто и попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в неё. - Что же они делают? (Люди вырубают леса, распахивают поля, охотятся на животных, вылавливают рыбу) и поэтому их становится всё меньше. Человек услышал мольбу природы. Редкие и исчезающие виды растений и животных стал заносить в Красную книгу. Красная книга – красная! Значит природа в опасности! - А что делать, если какое-то животное почти исчезло с лица Земли? Если осталось небольшое количество особей? - Давайте попробуем найти ответ в учебнике стр.81 - Теперь можем ответить на вопрос, что делать, если какое-то животное исчезает с лица Земли? (нужно занести его в «Красную книгу»и беречь) | Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки Работают по группам 1. Красная – цвет в спектре между оранжевым и фиолетовым 2. Красная (девица)-красивая. 3.Красная - слово тревоги и опасности. (опасность: пустить красного петуха (поджечь) На информацион ном листе постановки задач учитель не снимает вопрос с изображения книги. Слушают и отвечают на вопросы учителя. Читают в учебнике 1 абзац на стр. 81, отвечают на вопрос | Коммуникативные УУД: - умение вести диалог, формулируют ответы на вопросы и выводы, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: осмысливают учебный материал, действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, словарей, собственного опыта . |
V. Изучение нового материала | /Слайд 4/ -Именно поэтому Международный союз охраны природы в 1966 году составил и выпустил первую Международную Красную книгу. Хранится она в швейцарском городе Морж. В нее заносят данные обо всех растениях и животных, которые нуждаются в опеке и защите человека. /Слайд 5 / Красная книга: Информирует какие виды животных и растений в опасности. Предупреждает об исчезновении этих видов. Призывает изучать эти виды. Советует как сохранить эти редкие виды растений и животных. /Слайд 6 / Первая Красная книга в России вышла в 1978 году и называлась она Красная книга СССР. Следующее издание увидело свет в 1988 г. А ныне действующая книга появилась в 2008 г. А как оформлена эта книга, мы сейчас выясним. Кейс. Задание 3 Достанем из портфеля Задание 3. Выполняйте задание и маркером отмечайте то, что выполнили. Время ограничено, по окончании работы – подаем условный знак. 1 группа: Прочитайте текст Выясните, флажками какого цвета обозначают растения в Красной книге. Приготовьте листы бумаги с флажками такого же цвета для размещения их на доске. Если присмотреться к удивительному миру русской природы с зеленью лугов и шумом березовых рощ, то можно открыть удивительные и редкие растения, которые, к сожалению, находятся на грани вымирания. Они занесены в Красную книгу России. Флажком черного цвета в Красной книге отмечены ВЕРОЯТНО ИСЧЕЗНУВШИЕ растения. Это те растения, которых вероятно уже нет на Земле. К ним относятся, например: магнолия белая. Флажком красного цвета в Красной книге России отмечены ИСЧЕЗАЮЩИЕ виды растений. Их численность сократилась до такого уровня, что в ближайшее время они могут исчезнуть совсем. Это подснежник Борткевича, кубышка японская и другие. Флажком синего цвета в книге отмечены СОКРАЩАЮЩИЕСЯ В ЧИСЛЕННОСТИ растения. Если человек не изменит своего отношения к природе, со временем он утратит возможность любоваться и этими растениями. К ним относятся к примеру касатик Людвига (кукушкины слёзки). Флажком зелёного цвета обозначают РЕДКИЕ виды растений, которые имеют малую численность. Это, к примеру, растение, которое встречается в нашей области – кандык сибирский Флажком серого цвета НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ ПО СТАТУСУ растения. Это растения, которые, вероятно, относятся к одной из предыдущих групп, но информации о них ещё не достаточно. Одно из таких растений шафран крымский. Флажком оранжевого цвета - растения, численность которых удалось восстановить или она восстанавливается. Это, к примеру, такое растение как орехоносный лотос. 2 группа: Прочитайте текст Выясните, на какие группы поделили растения на страницах Красной книги. Приготовьте надписи в соответствии с цветом флажков для размещения их на доске. 3 группа: Прочитайте текст Выясните, какие животные на страницах какого цвета в Красной книге. Приготовьте фотографию одного из животных для размещения их на доске в соответствии с цветом страницы. Проверка - У нас получились страницы красной книги. – По какой причине вносят растения в Красную книгу? - Выяснили, почему книга так названа? Можем снять вопрос? (Физкультминутка) А теперь немного отдохнем , физкульминутку проведем ФИЗМИНУТКА Вышел в лес наш дружный класс – Это раз. Огляделась детвора – Это два. Белка скачет, посмотри – Это три. Ставит мишка лапы шире – Так идем на счет четыре. С зайцем будем приседать - Это пять. А теперь за парты сесть - Это шесть. К сожалению, некоторые растения так же стали встречаться очень редко. Рассмотрите иллюстрацию учебника на с. 81 /Слайд 7/ Здесь изображены растения, занесенные в Красную книгу России. Рассмотрите их, какие из этих растений вам встречались? Эти растения встречаются в разных районах Сибири и охраняются законом. /Слайд 7 / В 2000 году вышло в свет первое издание Красной книги Кемеровской области. С 2001 по 2010 годы, сформирован обновленный список видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Кемеровской области. В него вошли 164 вида растений и 135 видов животных. /Слайд 8 / Красная книга Кемеровской области - это официальный документ, который содержит сведения о численности, необходимых мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира. | Слушают и запоминают Читает хорошо читающий ученик, контроль за выполнением задания ведет старший в группе Дети вывешивают на доску результаты работы На информационном листе постановки задач учитель снимает вопрос с изображения книги и страниц. Выполняют физминутку Рассматривают иллюстрации учебника на с.81, перечисляют названия растений, встречающихся в их регионе Слушают и запоминают | Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий, действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Логические: дополняют и расширяют имеющиеся знания. Познавательные: используют различные способы поиска, передачи информации. Коммуникативные: умеют излагать своё мнение, участвуют в учебном диалоге Регулятивные УУД: -умение работать по плану, используя разные источники информации |
VI. Самостоя тельное, творческое использование получен ных знаний | -Красива русская природа. Но чтобы следующие поколения людей на Земле могли видеть то, что мы видим сегодня, многое зависит от нас с вами. А поэтому мы обязаны выполнять определённые правила поведения в природе. Кейс. Задание 4 /Слайд 9/ Достаем папку № 4 из портфеля заданий. Сейчас мы поиграем в игру «Думающие шляпы». Цвета шляп и их действия: черный – опасения и критика; белый – цифры и факты; желтый – шляпа оптимиста (видит хорошее), красный – чувства, переживания, догадки; зеленый – цвет идей и предложений; синий – подводит итог, делает вывод. Рассмотрите рисунки и правила на стр. 82-85. Перед вами заготовки знаков. За 4 мин. Вам нужно составить знак, который определяет правила поведения в природе в соответствии с описанием обладателя шляпы. - Какой знак выбирает команда черных шляп? (не ломайте ветки, не уносите детенышей, иначе …) - Какой знак выбирает команда белых шляп? (Берегите почву: за 200-300 лет нарастает слой только 15 мм) - Какой знак выбирает команда желтых шляп? (Берегите прекрасный мир растений) - Какой знак выбирает команда красных шляп? (Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны и не издавайте громких звуков.) Какой вывод сделает команда синих шляп? (знак зеленые ладони и планета) + стихотворение Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! Е. Евтушенко. Хранитель времени объявляет о начале работы. (пока ученики работают, учитель оценивает работу учеников на уроке по оценочным листам) Проверим вашу работу. Дайте свои рекомендации: как вести себя в природе. - Выяснили, как вести себя в природе? Можем снять вопрос? | Работают в группах, формулируют вывод, оформляют его в виде знака. Надевают шляпу определенного цвета для команды. Рассматривают содержание текста и иллюстрации учебника на с.82-85, перечисляют правила поведения в природе и делают аппликацию знака Следит за временем На информационном листе постановки задач учитель снимает вопрос с изображения знака. | Коммуникативные УУД: -умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; - умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация и др.), делать выводы |
V. Обобщение усвоенного материала. Домашнее задание. | - Так почему же книгу назвали красной? Как нужно относиться к природе? Мы получили ответы на поставленные вопросы в начале урока и теперь знаем, что такое Красная книга, и каждый из вас сделал вывод: как относиться к природе! -А сейчас, встаньте те, кто не только добился поставленных целей, но и получил за работу «5», «4». Кейс. Задание 5 Дома нарисовать и знать название какого-либо растения, занесенного в Красную книгу Кемеровской области. Где вы найдете информацию? (интернет, школьная библиотека) | Отвечают на проблемный вопрос, делают выводы по уроку Записывают домашнее задание | Познавательные УУД. - поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно –следственных связей Регулятивные: действуют по инструкции учителя, осуществляется пошаговый контроль своих действий |