II. Актуализация знаний, определение темы урока и самоопределение деятельности. Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. III.Практическая работа | - Как узнали, когда произошло извержение Везувия? - Когда были обнаружены берестяные грамоты? - Сколько лет назад стали вымирать мамонты? - Как вы узнаёте, что завтра нужно идти в школу? - Когда наступает праздник Новый год? - Какой можно сделать вывод из всего сказанного? Вывод: необходимо вести счёт времени. - Как вы думаете , о чем сегодня пойдет речь на уроке? - Какие цели можно поставить на урок? (узнать, с помощью чего можно считать время) Сегодня на уроке мы узнаем, как человек научился считать время. Слайд № 1 – тема урока Что необходимо знать, чтобы считать предметы? - Что необходимо знать, чтобы узнать массу тела? - Что необходимо знать, чтобы узнать длину предмета? - Что необходимо знать, чтобы узнать объём жидкости? Вывод: необходимо знать «мерки» - единицы измерения. - Чтобы узнать длину предмета, надо взять линейку с мерками (мм, см, м) и приложить её к измеряемому предмету. - Узнайте длину верёвки.( выходит ученик и измеряет) - Чтобы узнать массу тела, надо взвесить его на весах, т.е. уравновесить с помощью гирь определённой массы (кг, г) - Узнайте массу яблока.( выходит ученик и взвешивает) - Чтобы узнать объём воды в кувшине, надо перелить воду в сосуды определённого объёма (0,5 л, 1 л, 2 л) или мерный кувшин. - Узнайте объём воды в кувшине.(выходит ученик и выполняет задание) - Люди придумали как измерить длину, массу, объём. | Познавательные: Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы Коммуникативные: Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: Формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу; Формируем умение составлять план и последовательность действий. Личностные: Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
I V. Изучение нового материала Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу. V.Физминутка VI Продолжение работы над новой темой | Что такое сутки. - А как же измерить время? Что такое сутки? Почему день сменяется ночью?(слайд № 2) Ответы на эти вопросы вы можете найти в учебнике на стр 11. ( 1ряд ищет ответы на 1 вопрос, 2 ой на второй, третий на третий) -(Единицы измерения для счёта времени наши предки определили, наблюдая повторяющиеся природные явления. Одно из самых ярких явлений, которое можно наблюдать ежедневно – это смена дня и ночи.) Стр.12, слайд № 2 - Почему день сменяется ночью? (День сменяется ночью из – за того, что Земля вращается вокруг своей оси. При этом Солнце освещает то одну, то другую её сторону. ) - Укажите на рис. «Смена дня и ночи», где утро и где ночь. - Где утро и где полдень? - Где утро и где вечер? (Чтобы определить, где наступает на Земле утро, а где вечер, надо учесть направление движения Земли.. Та часть Земли, на которой была ночь, начинает освещаться Солнцем. Утро наступает на границе тени и света (эта линия нам видна). Там, где был день, наступает вечер (эта линия нам не видна – она с другой стороны рисунка). - Почему мы говорим «солнце восходит», «солнце заходит», ведь движется Земля , а не солнце? ( Эти высказывания родились у наших предков давным - давно. Тогда люди представляли себе, что солнце поднимается утром на небо, чтобы освещать и обогревать Землю, а на ночь, сойдя с неба, гаснет до утра, т. е. отдыхает, как люди и звери. Они полагали, что Солнце за сутки обходит вокруг Земли.) - Что такое сутки? - Сутки – это одна из основных мерок времени. Она используется и в лунном, и в солнечном календарях. Слайд № 3 (Сутки – период вращения Земли вокруг своей оси =24часа) - Как вы думаете, какое время суток важнее? Работа в парах Стр.13( задание) - Давайте отдохнем( проводят физминутку дежурные) Как считают годы. - отгадайте загадку: Четыре раза в год они Земли наряд меняют пёстрый. Бегут, бегут за днями дни, Приходят и уходят сёстры. (времена года) - Солнце и Земля «творят» для нас дни и ночи. Кроме того, каждый год они «творят» нам времена года. - Земля движется вокруг Солнца. Путь по которому Земля вращается вокруг Солнца, называют земной орбитой. Слайд № 4 -Наблюдения за сезонными изменениями в природе подсказали древним людям мерку счёта времени побольше. Люди заметили, что в определённом порядке наступают разные времена года, сезоны: весна, лето, осень, зима. А потом они повторяются. И стали они считать годы от весны до весны, другие – от зимы до зимы, древние славяне – от лета до лета. Недаром мы говорим: сколько тебе лет? Столько лет прошло! И древние наши летописи – это описание жизни наших предков по летам, т.е. по годам. - Что такое год? Чему он равен? Слайд № 5 -При движении Земли направление и наклон её оси не изменяются. Это и приводит к изменению условий освещения Земли Солнцем в течение года. Четыре сезона ежегодно сменяют друг друга. Время года, когда Солнце в полдень высоко поднимается на небе и освещает земную поверхность дольше в течение суток – это лето. Время года, когда Солнце в полдень низко поднимается на небе и дни самые короткие – это зима. Осенью и весной Земля освещается Солнцем одинаково. Но первый весенний месяц следует после зимы, поэтому он холоднее осеннего. Слайд 6 - Чем определяется смена сезонов на Земле? (движением Земли вокруг солнца и наклоном её оси относительно плоскости орбиты.) - В русском языке слово «день» имеет два значения: «сутки» и «день». Продолжительность суток (24 часа) в течение года не меняется, а вот продолжительность светового дня меняется существенно от зимы к лету, соответственно меняется и продолжительность ночи. - Где можно найти данные о продолжительности дня и ночи на каждый день года? (в отрывном календаре) Слайд 7,8 - Эти данные очень точно вычисляют астрономы, отслеживающие движение Земли вокруг Солнца и её вращение вокруг оси. - Весной и осенью день равен ночи. Бывает это 21 марта и 23 сентября. Называется это время – дни весеннего и осеннего равноденствия. Летом самый длинный день в году, ночь самая короткая - 22 июня – день летнего солнцестояния. 21 декабря – день зимнего солнцестояния, когда день самый короткий, а ночь самая длинная. Как считают месяцы. - Отгадайте загадки: 1) Круглолица, белолица, Во все зеркала глядится. (Луна) 2) Рогатый, а не бодается. (Месяц) Как считают месяцы прочтем в учебнике и ответим на вопросы. Слайд 9 -С давних пор люди использовали для счёта времени ещё одно повторяющееся явление природы – изменение вида луны на ночном небе. Древние отмечали 4 вида Луны, которые сменялись через 7 дней. Около двух дней Луны не видно на небе, а затем всё повторяется. Так появились мерки – месяц и неделя. Начало месяца определяли по появлению на небе тонкого серпика Луны. До сих пор в эти дни говорят: «месяц народился». Слайд 10 - Почему меняется и повторяется вид Луны? -Видна луна потому, что она освещается Солнцем. При движении Луна занимает разное положение относительно Солнца и Земли. Поэтому и вид её на небе меняется. - Почему луну называют ещё и месяцем? - За какое время Луна совершит один оборот вокруг Земли? Слайд 11 | Личностные: Формируем внутреннюю позицию школьника; умение определять и высказывать самые простые умозаключения. Регулятивные Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение); умение на основе анализа объектов делать выводы;умение представлять информацию по предложенному плану. Коммуникативные: Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос;. Познавательные: Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из текста; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение); умение на основе анализа объектов делать выводы;умение представлять информацию по предложенному плану. Коммуникативные: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, |
IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей X.Задание на дом | Какие задачи у нас сегодня были на уроке? Удалось ли нам их решить? Каким способом? Где можно применить новые знания? Что у вас на уроке получилось хорошо? Над чем еще надо поработать? Выставление оценок Стр 10 -17.ПТ стр.5 № 10(исследование провести в течение месяца) | Личностные: Формируем умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов Регулятивные: Формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; Формируем начальные формы рефлексии. |