СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира "Счет лет в истории" , 4 класс , УМК "Гармония" с презентацией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира 4 класс по теме : " Счет лет в истории"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Счет лет в истории" , 4 класс , УМК "Гармония" с презентацией»

Учитель: Рапоткина Л.К.

УМК: Гармония

Класс -4 Дата проведения - 07.09.2017г.

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: Окружающий мир (О.Т. Поглазова),4 класс

ТЕМА: Счет лет в истории. Примеры явлений природы. (Природные явления и счет времени)

ТИП УРОКА: Урок изучения нового материала.

ЦЕЛИ: Систематизировать знания о начале сезонов по календарю, по солнцу, по фенологическим признакам;

Ввести понятия «сутки», «месяц», «год»;

Познакомить учащихся со старинными способами счёта времени;

Воспитывать уважение к знаниям, добытым нашими предками.

Планируемые результаты:

Предметные:

Время можно измерить от выбранной точки отсчёта с помощью временных отрезков разной длительности.

Метапредметные:

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи, понимать точку зрения другого, критично относится к своему мнению, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, сотрудничать в совместном решении задачи, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно планировать свою деятельность на уроке, давать самооценку своим достижениям, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, работать по алгоритму.

Познавательные: анализировать, сравнивать различные явления, определять круг своего незнания, самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, самостоятельно делать выводы, оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.


Методы: наглядный, словесный, практический, проблемный диалог

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник «Окружающий мир», презентация, сообщения учащихся, картинки, весы, яблоко, банки кувшин с водой, линейка, веревка




ЭТАПЫ УРОКА

ХОД УРОКА

ФОРМИРОВАНИЕ УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: проверка го-

товности учащихся,

их настроя на работу.

Организационный момент


Начать наш урок я хочу словами французского философа Жан-Жака Руссо:

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Я желаю вам сегодня на нашем уроке убедиться в правильности этого высказывания.



Регулятивные:

- формирование эмоционально-положительного настроя на урок, создание ситуации доверия;

Коммуникативные:

- планирование, сотрудничество с учителем, др. обучающимися.

Личностные:

- формирование личностного смысла учения, адекватно оценивать свои возможности, ориентация на понимание причин успеха в УД.


II.Проверка домашнего задания

Цель: проверить как дети подготовили домашнее задание

(Фронтальный)

Как человек познаёт окружающий мир?

- Какими могут быть цели путешествия?

- О чём в давние времена могли рассказывать возвратившиеся домой путешественники?

- О чём можно узнать у современных туристов?

- Как можно путешествовать в прошлое?

- Что изучает наука археология?

- Какие инструменты они используют?

- Какие исторические источники могут быть обнаружены в слоях земли?


- Расскажите о знаменитых находках археологов.( Уч-ся рассказывают о г. Помпеи, о берестяных грамотах, останках мамонтов.)



Личностные:

Формируем внутреннюю позицию школьника; умение определять и высказывать самые простые умозаключения.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли полно и точно;

- отвечать на вопросы учителя;


II. Актуализация знаний, определение темы урока и самоопределение деятельности.

Цель: подведение детей к формулированию темы

и постановке задач урока.










III.Практическая работа



- Как узнали, когда произошло извержение Везувия?

- Когда были обнаружены берестяные грамоты?

- Сколько лет назад стали вымирать мамонты?

- Как вы узнаёте, что завтра нужно идти в школу?

- Когда наступает праздник Новый год?


- Какой можно сделать вывод из всего сказанного?

Вывод: необходимо вести счёт времени.

- Как вы думаете , о чем сегодня пойдет речь на уроке?

- Какие цели можно поставить на урок?

(узнать, с помощью чего можно считать время)

Сегодня на уроке мы узнаем, как человек научился считать время.


Слайд № 1 – тема урока



Что необходимо знать, чтобы считать предметы?

- Что необходимо знать, чтобы узнать массу тела?

- Что необходимо знать, чтобы узнать длину предмета?

- Что необходимо знать, чтобы узнать объём жидкости?


Вывод: необходимо знать «мерки» - единицы измерения.


- Чтобы узнать длину предмета, надо взять линейку с мерками (мм, см, м) и приложить её к измеряемому предмету.

- Узнайте длину верёвки.( выходит ученик и измеряет)


- Чтобы узнать массу тела, надо взвесить его на весах, т.е. уравновесить с помощью гирь определённой массы (кг, г)

- Узнайте массу яблока.( выходит ученик и взвешивает)


- Чтобы узнать объём воды в кувшине, надо перелить воду в сосуды определённого объёма (0,5 л, 1 л, 2 л) или мерный кувшин.

- Узнайте объём воды в кувшине.(выходит ученик и выполняет задание)


- Люди придумали как измерить длину, массу, объём.


Познавательные:

Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы

Коммуникативные:

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные:

Формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу;

Формируем умение составлять план и последовательность действий.

Личностные:

Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

I V. Изучение

нового материала

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу.




































V.Физминутка


VI Продолжение работы над новой темой






















  1. Что такое сутки.


- А как же измерить время? Что такое сутки? Почему день сменяется ночью?(слайд № 2)

Ответы на эти вопросы вы можете найти в учебнике на стр 11.

( 1ряд ищет ответы на 1 вопрос, 2 ой на второй, третий на третий)

-(Единицы измерения для счёта времени наши предки определили, наблюдая повторяющиеся природные явления. Одно из самых ярких явлений, которое можно наблюдать ежедневно – это смена дня и ночи.)


Стр.12, слайд № 2


- Почему день сменяется ночью? (День сменяется ночью из – за того, что Земля вращается вокруг своей оси. При этом Солнце освещает то одну, то другую её сторону. )

- Укажите на рис. «Смена дня и ночи», где утро и где ночь.


- Где утро и где полдень?

- Где утро и где вечер? (Чтобы определить, где наступает на Земле утро, а где вечер, надо учесть направление движения Земли.. Та часть Земли, на которой была ночь, начинает освещаться Солнцем. Утро наступает на границе тени и света (эта линия нам видна). Там, где был день, наступает вечер

(эта линия нам не видна – она с другой стороны рисунка).

- Почему мы говорим «солнце восходит», «солнце заходит», ведь движется Земля , а не солнце? ( Эти высказывания родились у наших предков давным - давно. Тогда люди представляли себе, что солнце поднимается утром на небо, чтобы освещать и обогревать Землю, а на ночь, сойдя с неба, гаснет до утра, т. е. отдыхает, как люди и звери. Они полагали, что Солнце за сутки обходит вокруг Земли.)

- Что такое сутки?

- Сутки – это одна из основных мерок времени. Она используется и в лунном, и в солнечном календарях.

Слайд № 3

(Сутки – период вращения Земли вокруг своей оси =24часа)

- Как вы думаете, какое время суток важнее?


Работа в парах


Стр.13( задание)

- Давайте отдохнем( проводят физминутку дежурные)



  1. Как считают годы.

- отгадайте загадку:

Четыре раза в год они

Земли наряд меняют пёстрый.

Бегут, бегут за днями дни,

Приходят и уходят сёстры.

(времена года)

- Солнце и Земля «творят» для нас дни и ночи. Кроме того, каждый год они «творят» нам времена года.

- Земля движется вокруг Солнца. Путь по которому Земля вращается вокруг Солнца, называют земной орбитой.


Слайд № 4


-Наблюдения за сезонными изменениями в природе подсказали древним людям мерку счёта времени побольше. Люди заметили, что в определённом порядке наступают разные времена года, сезоны: весна, лето, осень, зима. А потом они повторяются. И стали они считать годы от весны до весны, другие – от зимы до зимы, древние славяне – от лета до лета. Недаром мы говорим: сколько тебе лет? Столько лет прошло! И древние наши летописи – это описание жизни наших предков по летам, т.е. по годам.


- Что такое год? Чему он равен?


Слайд № 5


-При движении Земли направление и наклон её оси не изменяются. Это и приводит к изменению условий освещения Земли Солнцем в течение года. Четыре сезона ежегодно сменяют друг друга. Время года, когда Солнце в полдень высоко поднимается на небе и освещает земную поверхность дольше в течение суток – это лето. Время года, когда Солнце в полдень низко поднимается на небе и дни самые короткие – это зима. Осенью и весной Земля освещается Солнцем одинаково. Но первый весенний месяц следует после зимы, поэтому он холоднее осеннего.


Слайд 6


- Чем определяется смена сезонов на Земле? (движением Земли вокруг солнца и наклоном её оси относительно плоскости орбиты.)

- В русском языке слово «день» имеет два значения: «сутки» и «день». Продолжительность суток (24 часа) в течение года не меняется, а вот продолжительность светового дня меняется существенно от зимы к лету, соответственно меняется и продолжительность ночи.


- Где можно найти данные о продолжительности дня и ночи на каждый день года? (в отрывном календаре)


Слайд 7,8

- Эти данные очень точно вычисляют астрономы, отслеживающие движение Земли вокруг Солнца и её вращение вокруг оси.

- Весной и осенью день равен ночи. Бывает это 21 марта и 23 сентября. Называется это время – дни весеннего и осеннего равноденствия. Летом самый длинный день в году, ночь самая короткая - 22 июня – день летнего солнцестояния. 21 декабря – день зимнего солнцестояния, когда день самый короткий, а ночь самая длинная.


  1. Как считают месяцы.

- Отгадайте загадки:

1) Круглолица, белолица,

Во все зеркала глядится. (Луна)

2) Рогатый, а не бодается. (Месяц)

Как считают месяцы прочтем в учебнике и ответим на вопросы.


Слайд 9


-С давних пор люди использовали для счёта времени ещё одно повторяющееся явление природы – изменение вида луны на ночном небе. Древние отмечали 4 вида Луны, которые сменялись через 7 дней. Около двух дней Луны не видно на небе, а затем всё повторяется. Так появились мерки – месяц и неделя. Начало месяца определяли по появлению на небе тонкого серпика Луны. До сих пор в эти дни говорят: «месяц народился».


Слайд 10


- Почему меняется и повторяется вид Луны?

-Видна луна потому, что она освещается Солнцем. При движении Луна занимает разное положение относительно Солнца и Земли. Поэтому и вид её на небе меняется.


- Почему луну называют ещё и месяцем?

- За какое время Луна совершит один оборот вокруг Земли?


Слайд 11






Личностные:

Формируем внутреннюю позицию школьника; умение определять и высказывать самые простые умозаключения.

Регулятивные

Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста;

способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение); умение на основе анализа объектов делать выводы;умение представлять информацию по предложенному плану.

Коммуникативные:

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос;.








Познавательные:

Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из текста;

способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение); умение на основе анализа объектов делать выводы;умение представлять информацию по предложенному плану.



Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.











Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками,


VII. Работа в тетради


Цель: совершенствовать умение работать самостоятельно

Стр. 3 № 5,6


Регулятивные

Формируем умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.


VIII.Итог урока



- Ка происходит счет лет в истории?

- Можно ли прожить без знания времени?

- От чего происходит смена дня и ночи?

- Чему равен полный оборот Земли вокруг своей оси?

- Сколько времени надо Земле, чтобы обернуться вокруг Солнца?

- Что такое високосный год?

- Почему в году 12 месяцев?

- У всех ли народов земли счёт лет начинается в одно и то же время года?




IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей





X.Задание на дом

Какие задачи у нас сегодня были на уроке?

Удалось ли нам их решить?

Каким способом?

Где можно применить новые знания?

Что у вас на уроке получилось хорошо?

Над чем еще надо поработать?


Выставление оценок





Стр 10 -17.ПТ стр.5 № 10(исследование провести в течение месяца)

Личностные:

Формируем умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

Регулятивные:

Формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;

Формируем начальные формы рефлексии.





















2