№ п/п | Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методические комментарии |
| Этап самоопределения к деятельности (организационный) Задача – создание положительного эмоционального настроя. | Дети берутся за руки, улыбаются друг другу. Приветствуют друг друга, учителя. | -Приветствие учащихся: Начинаем ровно в срок, Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу! | Создание эмоциональной комфортности как необходимого условия для успешной деятельности всех участников процесса овладения знаниями. Коммуникативные УУД использование в общении правил вежливости, умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное) Регулятивные УУД Организация своего рабочего места. |
| Постановка проблемы урока, целей. | Дети смотрят музыкально—развивающий мультфильм «Транспорт» | Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие. Куда? А вот чтобы ответить на этот вопрос посмотрим небольшой мультфильм. | Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные УУД: -Умение вступать в диалог(отвечать на вопросы, уточнять непонятное) Познавательные УУД: -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. |
Речь шла о машинах, поездах, самолётах и т.д. Транспорт. Мы будем говорить о транспорте. | Беседа после просмотра мультфильма: -Ребята о чём шла речь в мультфильме? - Как машины, поезда, самолёты, велосипеды, корабли можно назвать одним словом? - Как вы думаете, почему я предложила посмотреть именно этот мультфильм? О чём мы будем говорить сегодня на уроке? - Вот мы с вами и назвали, о чём пойдёт речь на нашем уроке. |
| Формулирование цели и задач урока | Определение темы, целей урока. Дети отвечают на вопросы учителя | -Тема нашего урока «Транспорт. Кто работает на транспорте». Прочитайте ещё раз тему и скажите, что мы уже знаем по этой теме?( Всё ли знаем, что ещё можем узнать сегодня на уроке…) | Регулятивные УУД: -Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
| Открытие нового знания. | Самостоятельная работа учащихся. 1 команда-самолёт, 2 команда-автомобиль 3 команда- корабль | - Итак, я предлагаю вам отправиться в путешествие. А, чтобы мы могли путешествовать, нам необходимо выбрать одно из транспортных средств. У каждой команды на столе лежат подсказки. И чтобы узнать на чём же команда отправится в путешествие вам необходимо по порядку соединить все точки. - Ну, что ж транспортные средства у нас готовы, а мы готовы отправить в путешествие? -Тогда в путь! | Регулятивные УУД: -Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Регулятивные УУД: -Умение оценивать свою работу. |
| История создания транспорта. | Дети прослушивают историю создания транспорта. Людям надо было перевозить грузы, почту, самим передвигаться. | -И нас уже ждёт станция «Историческая». Здесь нас ждёт история создания автомобилей. - Было время, когда человек умел только ходить и бегать,а ездить не умел. Да и не на чем было.
Позже человек научился ездить на лошади. Люди переезжали с места на место верхом на лошадях. А как они могли перевезти вещи?
Пришлось изобрести колесо и сделать телегу. На ней люди перевозили различные грузы. Потом решили ездить сами, но было неудобно.
Так появилась карета, которая защищала пассажиров от ветра, дождя и снега, а ещё там появились рессоры – специальные пружины, благодаря которым пассажиры не подскакивали на каждой кочке.
Долгое время конный транспорт был основным. Но сколько хлопот с лошадьми. Корми, пои, ухаживай. А сила от них не такая уж и большая.
Поэтому люди изобрёли паровую машину, которая ехала только пока вода в котле оставалась горячей. Вода остывала и машина останавливалась. Водитель выходил из машины и снова разводил под котлом огонь. Это было не только неудобно, но ещё и опасно. Паровую машину установили на повозку. Вам она покажется смешной. Телега и телега. Тяжёлая, на больших колёсах. Впереди котёл, вроде огромной медной кастрюли. Двигалась медленно, со скоростью пешехода.
Посмотрите на разные паровые машины.
А потом автомобили начали быстро менять свой вид. Стали строить легковые машины
Машина стала видоизменяться, усовершенствоваться пока не превратилась в автомобиль, который ездит сейчас по нашим дорогам. Беседа по данному сообщению: - Ребята, а теперь подумайте и скажите пожалуйста, так для чего же люди придумали и создали машины? | Коммуникативные УУД: -Умение вступать в диалог(отвечать на вопросы, уточнять непонятное) |
| Знакомство с классификацией транспорта. | Работа в группах. 1 команда – На картинке автобус, поезд, автомобиль и самолёт. Среди картинок лишняя с самолётом, потому, что он передвигается по воздуху, а остальные по земле. 2 команда- лишняя картинка машина, передвигается по земле, остальные по воде. 3 команда- лишняя картинка машина, передвигается по земле, остальные по воздуху. Транспорт бывает: Наземный, воздушный, водный. Уч-ся работают в парах. Проверка выполнения задания. | -Молодцы. И мы двигаемся дальше и впереди у нас станция, которая называется « Что здесь лишнее? - Каждый из вас когда-нибудь играл в игру «Найди лишний предмет». -Сейчас для каждой группы на экране появится картинка, на которой изображено несколько предметов.. Вам нужно обсудить в группе и определить какая из них явно лишняя, найти её и объяснить, почему она лишняя. Молодцы, а теперь подведём итог вашей работы и ответим на вопрос «Каким же бывает транспорт?» А теперь я предлагаю поработать в парах. У вас на столах есть конверты. В них лежать картинки различных видов транспорта. Ваша задача разделить их на три группы: воздушный, водный и наземный. | Коммуникативные УУД:формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; формировать умение обобщать и классифицировать по признакам. |
| Физминутка | Дети выполняют движения, следят глазами за картинкой. | Электронная физминутка для глаз. | |
| Знакомство с функциями транспорта. | Дети получают задания учителя.
- Все эти транспортные средства объединяются тем, что они перевозят людей. - Пассажиры. - Пассажирский. -Все эти виды транспортных средств перевозят грузы. -Грузовой. Просмотр мультфильма «Смешарики: Азбука безопасности». - Автомобили специального назначения. - Скорая, пожарная, полиция и т.д. - Чтобы перевозить грузы, пассажиров и помогать людям в разных трудных ситуациях | Определение функций транспорта: команды учащихся выполняют задания учителя определяя функции транспорта: - Внимание, сейчас на экране будут появляться картинки, ваша задача внимательно их рассмотреть и определить, что объединяет эти картинки. Готовы? Начинаем. - Хорошо, а как же называют людей передвигающихся на этих транспортных средствах? -Значит какой это транспорт? А теперь, двигаемся дальше и перед вами следующие картинки. - Значит какой это транспорт?
-Очень хорошо, а сейчас небольшая загадка: ( Знакомство с автомобилями специального назначения)
Если кто-то заболел, Срочно нас зовет на помощь, — Набери скорей ноль-три... И приедет... (Скорая помощь) - Итак, что же это за машина? Пассажиров она не возит, да и грузы перевозить не её задача. Для чего нужны такие машины? Ответить на эти вопросы нам помогут знакомые нам герои. -Ребята, вы просмотрели мультфильм, а теперь ответьте мне на вопрос, о каких еще автомобилях вы узнали? - Какие автомобили относятся к автомобилям специального назначения? Для чего нам нужны такое автомобили? | Коммуникативные УУД:формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; формировать умение обобщать и классифицировать по признакам. |
| Обобщение полученных знаний | Работа в парах. Дети делят виды транспорта по группам, по заданию учителя. | -Итак,подведем небольшой итог и ответим для чего же сегодня нам служат машины? - Вернёмся к нашим картинкам. Я предлагаю вновь поработать в парах. И сначала мы попробуем найти пассажирский транспорт( грузовой, специального назначения). Объясните почему вы так считаете. | |
| Знакомство с некоторыми профессиями на транспорте. | Дети отвечают на вопросы учителя. Водитель автобуса Велосипедист Мотоциклист ВодительСкорой помощи Лётчик Тракторист Крановщик Вагоновожатый -Профессии. -О профессиях. Дети отгадывают загадки. | -Замечательно, можно отправляться дальше и теперь мы добрались до станции «Загадкино», а значит ждут нас здесь загадки. А вот чтобы узнать про что будут загадки я предлагаю поиграть в игру « Кто управляет этим видом транспорта?» - Мы с вами знаем, что ни одна машина не может передвигаться без помощи человека. Я буду называть вид транспорта, а вы называете кто им управляет. Автобус Велосипед Мотоцикл Скорая помощь Поезд Самолёт Трактор Подъёмный кран Трамвай - Ребята, подумайте и скажите лётчик, тракторист, крановщик, вагоновожатый и т.д., как мы можем назвать одним словом? - Так о чём у нас будут загадки? Ходят шумно поезда И сигналят иногда Нам гудками или свистом, А ведут их ... (машинисты) Вижу в небе самолет Как светящийся комочек, Управляет им пилот, По другому просто ... (лётчик) Выезжает на дорогу Он обычно спозаранку, На педаль поставив ногу И рукой крутя баранку. (шофёр) Он водил вокруг Земли И суда, и корабли, Повидал он много стран, Мой знакомый ... (капитан) С огнём бороться мы должны, С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны, Ответь скорее, кто же мы? (пожарные) Как воздушная принцесса, В форме лётной ... (стюардесса) | Коммуникативные УУД: -Умение вступать в диалог(отвечать на вопросы, уточнять непонятное) |
| Итог урока. | | -Ребята, а каким видом транспорта пользуетесь вы? На какие виды делится транспорт? Как человек использует разные виды транспорта? | Коммуникативные УУД: -умение выражать свои мысли полно и точно. |
| Рефлексия. | Каждый ученик получает карточку, на которой изображен светофорчик. | Ребята, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие, и теперь я прошу вас оценить урок и нашу с вами работу на уроке. - А теперь звенит звонок, всем спасибо за урок! | Коммуникативные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения |