Тема урока: Великая война и великая Победа. 4 класс
УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Цель урока: формировать понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, победы; уважительное отношение к истории России, своей семьи.
Образовательные:
актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г;
расширить знания о военных действиях в начале Великой Отечественной войны;
систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа;
Воспитательные:
- воспитывать человека-гражданина и патриота, готового защищать мир и своё Отечество;
- уважение к себе в результате достижений целей, поставленных на уроке.
Развивающие:
1. Развивать личностные умения:
- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
2. развивать предметные умения:
- понимания особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
3. развивать надпредметные УУД:
Развивать познавательные умения:
-поиска и выделения необходимой информации из различных источников;
-извлекать необходимую информацию из текста.
Оборудование: учебник Плешаков А.А., компьютер, МЭНЭДЖ МЭТ, № столов, карточки для работы в группах, презентация «Великая Отечественная война»
1. Организация класса.
– Встали ровно. Итак, у нас урок окружающего мира. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения. Поприветствуем соседа по плечу, соседа по лицу.
– Я верю в вас и знаю – у вас всё получится! Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.
КЛАСС
2. Проверка домашнего задания.
- Сегодня на уроке мы продолжим узнавать историю нашей родины. Начнем с проверки домашнего задания. Ребята, по какому разделу мы с вами сейчас работаем?
(Страницы истории отечества)
- Давайте вспомним памятные даты данного раздела.
- У каждой группы на партах лежат конверты желтого и красного цвета. Участники под номером один возьмите конверт желтого цвета, откройте его. Вы видите листочки с датами, ваша задача назвать, чем они знаменательны. Сейчас я даю вам одну минуту, вы обсуждаете в кругу и по истечению времени ответите по очереди.
ТАЙМД РАУНД РОБИН (говорить по кругу по времени)
1 группа:
988г – Крещение Руси – князь Владимир
1237г – нападение татаро - монгол – хан Батый
2 группа:
1240г – Невская битва – Александр Невский
1242 – ледовое побоище
3 группа:
1380 г – Куликовская битва – Дмитрий Донской
1480г – начало освобождения Руси от татаро – монгольского ига – Иван 3 «Великое стояние на реке Угре»
4 группа:
1812 г – Бородинское сражение
1914г – Первая Мировая война
5 группа:
1917г - революция, отречение Николая 2 от престола
1922 г – Образование СССР – союз советских социалистических республик, 15 республик.
СИНГЛ РАУНД РОБИН (ответ по очереди)
- Отвечать будет участник под номером 3, стол №2; участник под номером 1, стол № 1.и т.д.
- Закончили работу. Отложили листочки.
3. Изучение нового материала.
- Переходим к теме сегодняшнего урока. Прежде чем ее назвать Прослушайте отрывок из стихотворения (Ю. Воронов «В блокадных днях мы так и не узнали…») и подумайте о чем пойдет речь на уроке, чему будет посвящен сегодняшний урок.
Слайд 1
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали,
И только в сорок пятом —
Паспорта.
И в этом нет беды…
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда…
(Ю. Воронов)
- Чему посвящено это стихотворение Воронова? Сформулируйте тему урока.
Что такое война? (Ужас, страх, голод.)
– Тема у нас сегодня непростая, читаем хором: “Великая война и великая Победа”.
- Как вы думаете, почему эту войну называют Великой войной?
(Самая кровопролитная и разрушительная война, в ней погибли миллионы человек. Эта война была за свободу и независимость, освободительная война советского народа против фашистской Германии)
-Почему отечественная война? (Весь советский народ участвовал в этой войне: на линии фронта, в тылу на заводах работали женщины и подростки, даже дети)
- Почему победу в этой войне называют великой?
( не смотря на все трудности советский народ выстоял в этой страшной войне и победил)
- Как вы думаете какова цель нашего урока, что мы должны узнать, чему научиться?
(Узнать больше о ВОВ, учиться любить и уважать свою Родину и свой народ)
План:
1. Начало войны.
2. Основные этапы военных действий.
3. Окончание войны.
4. Герои войны.
Информация учителя.
22 июня1941 года Германская армия обрушила свой удар на Советский Союз.
Поиск информации в учебнике.
-Посмотрим, что об этом расскажет нам учебник. стр. 140. Обратите внимание на фотографию в учебнике. Какой момент истории страны изображён на ней. Послушайте, что же они слушают. (Звучит архивная аудиозапись сообщения о начале войны).
Информация учителя.
-1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая война, когда фашистская Германия напала на Польшу. Вслед за Польшей фашистам покорились 12 европейских стран, в том числе Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия. На рассвете 22 июня 1941 года Германия начала войну против Советского Союза. В 3 часа 30 минут части Красной армии были атакованы немецкими войсками на всём протяжении границы. Тысячи германских орудий и минометов открыли огонь по нашей пограничной полосе. Враг рассчитывал на быструю победу. О начале войны советские граждане узнали лишь в полдень, когда по радио выступил Вячеслав Молотов. Он сообщил: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну». Заканчивалась она словами «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».
Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. На борьбу с врагом поднялся весь народ, снабжали фронт всем необходимым, за станком стояли дети.
- Откройте учебник стр. 141 найдите и прочитайте какой девиз – призыв звучал в те годы?
-«Все для фронта! Все для победы!»- этот призыв звучал в те годы. Судьба страны решалась не только на полях сражений. Люди трудились без устали, чтобы фронт получал новейшее оружие: автоматы, самолеты, танки.
Информация учителя.
-Одно из первых сражений произошло у пограничной Брестской крепости.
Около месяца пограничники вели непрерывный бой, сдерживая напор врага. Почти все погибли.
Но враг стремился вглубь страны и приблизился к Ленинграду. Окружив город и отрезав его от тыла. Люди остались без воды и еды. Началась блокада Ленинграда которая длилась 900 дней.
А в это время германское командование было уверено, что скоро они войдут в Москву, и закончится война. Но для защиты столицы шли войска из разных концов страны. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. Победа под Москвой воодушевила всех людей.
Но фашистские войска начали новое наступление в направлении Сталинграда. (Волгограда) Началась 6 месячная Сталинградская битва. В результате этой битвы были окружены и захвачены в плен свыше 330 тыс. гитлеровцев. Сталинградская битва переломила ход войны.
Поиск информации в учебнике стр. 143
Информация учителя.
-Но враг не хотел сдаваться и начал новое наступление в Курском направлении. Враг хотел окружить и уничтожить наши войска.
Но советское командование разгадало замысел врага. 12 июня 1943г под деревней Прохоровка началось танковое сражение.
Сражение под Курском закончилось победой Советской Армии. И в честь этого прозвучал первый салют в Москве.
После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.
В начале 1945г советские войска вступили на территорию Германии.
Давайте найдем в учебнике кто - же руководил войском?
Поиск информации в учебнике стр. 144 (Маршал Георгий Константинович Жуков)
-И добравшись до Берлина, водрузили знамя Победы над Рейхстагом
В ночь с 8 по 9 мая 1945 года состоялось подписание договора о безоговорочной капитуляции Фашистской Германии.(т.е Германия признала свое поражение)
Настал день Великой Победы.
Физминутка ИТОГ УРОКА.
Перемешивание под музыку. («Микс пэа шэа» - «Перемешайся – найди пару, обсуди»).
Встали, задвинули стулья, перемешиваемся под музыку. Объединяемся по 4 человека
- Дайте «пять», поделитесь своими мыслями, идеями.(дать пять – это значит поприветствовать товарища)
- Начинает тот, у кого самые длинные волосы, светлая обувь, карие глаза, самый высокий, короткий волос, у кого самая темная кожа на руках.
-Когда началась Вторая мировая война? 1 сентября 1939 г
-Когда Германия напала на СССР? 22 июня 1941г
- В каком году наши войска вышли к границам Германии? (1944 г.)
-Когда была полностью освобождена территория советского Союза? (в 1944 году)
- Когда начался штурм Берлина? (в апреле 1945 г.)
-Какой день стал Днём Победы? 9 мая 1945г
Сколько человек потеряла наша страна? свыше 26 миллионов жизней
- Какая была та война?
- Скажите, а надо ли помнить о ней, если столько горя и разрушений она оставила после себя?
- Почему?
- Я надеюсь, что вы будите всегда помнить об этом и с уважением и благодарность относиться к людям старшего поколения. Это история не только нашего государства, но и каждого из нас, наших семей.
- Добились ли мы поставленных целей?
Узнали что-то новое?
Ребята, откройте красный конвертик. В нем вы найдете листочки зеленого и желтого цвета. Разложите посередине стола, а теперь я хочу спросить «Кому понравился урок, для кого он был поучительным?» Те, кому понравился, берут листочки зеленого цвета и приклеивают к нашей березе. Кому не понравился возьмите листочки желтого цвета и так же приклейте к березе.
А теперь запишем домашнее задание стр. 140-146 ответить на вопросы в конце параграфа, р.т. стр….
- На этом наш урок закончен. Всем спасибо.
988г
1237г
1240г
1242
1380 г
1480г
1812 г
1914г
1917г