СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Описание комнаты"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок развития речи.

Цели:

-  углубить знания о типе речи описании.

- закрепить   умение определять тип речи описание;

- выполнять требования к написанию сочинения с учетом особенностей типа речи описание;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

- воспитывать любовь и уважение к богатству русского языка.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: оценивать важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прек­расном» и отрицания «безобразного».

Регулятивные: соотносить результат своей дея­тельности с целью и оценивать его.

Познавательные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Коммуникативные: учиться критично относиться к собственному мнению

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Описание комнаты"»

Урок русского языка в 5 классе

«Описание комнаты»

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: урок развития речи.

Цели:

- углубить знания о типе речи описании.

- закрепить умение определять тип речи описание;

- выполнять требования к написанию сочинения с учетом особенностей типа речи описание;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

- воспитывать любовь и уважение к богатству русского языка.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: оценивать важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прек­расном» и отрицания «безобразного».

Регулятивные: соотносить результат своей дея­тельности с целью и оценивать его.

Познавательные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Коммуникативные: учиться критично относиться к собственному мнению

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (2мин).

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Психологический настрой (рефлексия настроения и эмоционального состояния). Дети определяют свое настроение с помощью карточек с героями из мультфильма «Винни-Пух».

Ослик Иа – печальное, Сова – спокойное, уравновешенное, Тигра – веселое.

Демонстрируют своё настроение.

Владение основами самоконтроля, демонстрировать приемы регуляции эмоциональных состояний для достижения эффекта активизации (Р)

II. Целеполагание (3 мин.)

Цель этапа: уметь определять тему и цель урока по эпиграфу, выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение. 


Работа с эпиграфом к уроку

– Обратим внимание на эпиграф к нашему уроку: Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живет… М.М. Рощин

- О чем пойдет речь на нашем уроке? Какова его тема? А из чего состоит дом, из каких помещений?

Как вы считаете, комната может характеризовать того, кто в ней живет?

- Определите цели занятия.

- Как вы думаете, где нам может пригодиться умение описывать комнату?

(Оцените свою работу в листе самооценки).

Анализируют эпиграф, определяют тему и цели урока.



Мотивация, определяют, людям каких профессий необходимо умение описывать помещение (писатель, дизайнер, художник, криминалист)

Высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему урока и его последующее содержание (Р)

целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества  Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Самоопределение, смыслообразование (Л)

III. Актуализация знаний. (7 мин.)

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»


Работа с текстом на стр. 120-121.

- Познакомьтесь с отрывком из воспоминаний о писателе Л.Андрееве. Определите, к какому типу речи относится текст. Какие типы речи вам еще известны?

Он любил всё огромное. В огромном кабинете, на огром­ном письменном столе стояла у него огромная чернильни­ца. Камин в кабинете был величиной с ворота, а сам каби­нет — точно площадь. Его дом в деревне высился над всеми домами: каждое бревно стопудовое, фундамент — гранит­ные глыбы.

Помню, незадолго до войны он показал мне чертёж грандиозного здания.

- Что это за дом? — спросил я.

- Это не дом, это стол, — отвечал Леонид Андреев.

Оказалось, что он заказал архитектору проект много­этажного стола, обыкновенный письменный стол был ему тесен и мал.

Такое тяготение к огромному сказывалось у него на каж­дом шагу и свидетельствовало о широте и щедрости натуры.

(По К. Чуковскому)

- Найдите в тексте описание кабинета. С какой целью оно дано? Докажите, что кабинет Л.Андреева отражает особенности его характера.

- Вернемся к эпиграфу: Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живет… М.М. Рощин. Согласны ли вы с данным утверждением?

- Выделите опорные слова, которые помогают сделать вывод о том, что перед нами текст-описание кабинета.

Как такие детали называются? Вспомните термин.

(Оцените свою работу в листе самооценки).

Физкультминутка.

У меня красивый дом, (согнутые в локтях руки перед собой, соединяют пальцы)

Я живу с рожденья в нем (шагают на месте)

Потолки в нем – вот такие, ( тянемся вверх)

А все комнаты – большие (руки в стороны, поворачиваем голову вправо-влево)

Милый дом, родной мой дом – (хлопают в ладоши)

Хорошо, уютно в нем! (Приседают, сложив руки крышей)

Предлагаю вам поиграть. Запишите в тетрадь перечень «говорящих» деталей, характерных для комнат людей, занимающихся различными видами деятельности (1 ряд спортсмен, 2 – путешественник, 3 – художник). Кто больше?

Давайте проверим, возьмите карандаш и отметьте плюсами детали, названные вашим одноклассником (Оцените свою работу в листе самооценки).

Дают характеристику описанию.

Перечисляют типы речи.



Анализируют текст в парах.


Определяют тип речи.

Зачитывают описание кабинета Леонида Андреева, доказывают, что кабинет отражает характер писателя.



















Называют «говорящие» детали, свидетельствующие о том, что Л. Андреев писатель (кабинет, письменный стол, чернильница).












Подбирают «говорящие» детали по заданной теме.








Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)


IV. Первичное закрепление (5+5+10 мин.)

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания;

выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; проведение коррекции


- Что нам нужно, чтобы написать сочинение-описание комнаты?

Сейчас вам предстоит разделиться на группы и выбрать капитана, который поможет мне распределить задания.

Каждой группе предстоит поработать с предложенными материалами и выполнить свое задание, связанное с композицией, лексикой, основной мыслью, темой и с «говорящими» деталями. Время выполнения 5 мин.

Группа, закончившая работу дружно взявшись за руки, поднимает их вверх.

Групповая работа


Карточка 1 Слова для справок

Прочитайте и запомните написание слов:
Комната, занавеска, портьера, диван, кровать, пианино, телефон, палас, торшер, картина, потолок, шифоньер, ламинат, линолеум, письменный; зеркало, справа, слева, направо, налево, неподалёку, здесь, здесь же, тут же, посреди, посредине.


2. Работа с памяткой

Памятка “Как написать сочинение-описание помещения”.

Работая над сочинением-описанием помещения, помните о последовательности изложения материала!

- Любое сочинение-описание пишется по плану.

1. Общее впечатление.

2. Описание деталей.

3. Ваше отношение к предмету описания.


Примерный план описания

I. Помещение. (Комната, которую я вижу на картинке, …

Размеры комнаты (какие?)…

Стены (какие?)….

Окно (какое?)…

Полы (какие?)….

II. Мебель.

Стол (какая?)….

Стулья (какие?)….

Диван (какой?)…

Шкаф (какой?)….

III. Вывод (в зависимости от замысла пишущего: "Я очень люблю свою комнату", "Вот в таком доме хотелось бы мне жить", "Вот так выглядит моя комната в новой квартире" и т.п.).


3. Работа по предотвращению ошибок при создании текста-описания комнаты.

Прочитайте 2 текста и скажите, в каком из них ученик лучше описывает свою комнату, обоснуйте свою точку зрения:


  1. Мы живём в доме на втором этаже.

В моей комнате есть диван, два кресла, шкаф, трельяж, компьютер, стол, стул, пианино, телевизор и видеомагнитофон. В ней нет спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную стенку. Ещё в моей комнате есть три окна.



2) У меня есть комната. Она просторная и светлая, и в ней много интересного.

Когда входишь в комнату, напротив двери видишь окно. На окне висят зелёные занавески. Обои - тоже зелёные. Справа от окна стоит мой секретер и стул, а слева - большой серый диван, на котором я сплю. Над диваном висит разноцветный ковёр со сложным рисунком. В моей комнате есть большой коричневый шкаф, где висят мои вещи и лежат игрушки. На столике в углу - телевизор и магнитофон. На потолке - красивая люстра.

Мне очень нравится моя уютная комната.


- Во 2 тексте автор лучше описывает комнату.

В 1 тексте есть много ошибок:

1. Нарушена структура описания: вводная часть практически не связана с основной, заключения вовсе нет, в основной части описание комнаты непоследовательно.

2. Не раскрыта основная мысль: не понятно, как автор относится к своей комнате.

3. Плохо раскрыта тема: некоторые предложения вообще не нужны («В ней нет спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную стенку.»).

4. Описание не позволяет представить комнату, т.к. предметы, находящиеся в комнате, совсем не охарактеризованы. Нет ни одного прилагательного, описывающего их.

-Как вы думаете, о чем вы еще не сказали?

( Конечно, второй текст лучше описывает комнату, но все же в нем чего-то не хватает.

Давайте вернемся к эпиграфу. “Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живет…”)

Индивидуальное задание одной из групп. Добавьте в текст, который кажется вам более правильным «говорящие» детали.

Не забывайте оценивать результаты своей работы.

(Оцените свою работу в листе самооценки).

Возвращаемся на свои места, следующий этап работы вы будете проводить в парах.

4. Создайте с помощью карточек свое сочинение-описание комнаты по предложенным картинкам, включите в него “говорящие детали”, чтобы можно было увидеть и понять героя. (задание № 5 на стр. 121).

(Оцените свою работу в листе самооценки).

Делятся на четыре группы.

Выбирают капитана команды


Знакомятся со словами на карточке









Знакомятся с памяткой “Как написать сочинение-описание помещения”, работают с ней


































Анализируют два текста и объясняют их недостатки.


I группа рассматривает тексты с точки зрения структуры текста (см. план)

II группа рассматривает тексты с точки зрения лексики (см. существительные, прилагательные)

III группа рассматривает тексты с точки зрения темы и основной мысли текста

IV группа рассматривает тексты с точки зрения наличия говорящих деталей и добавляет их.





Сильные учащиеся в процессе работы консультируют более слабых учащихся.

Выступает один человек из группы.

(Наша группа поработала с памяткой. Прочитала два текста и пришла к выводу, что требованиям к сочинению-описанию соответствует текст №…, потому что…)


В ходе ответов каждой группы, дети делают пометки в своих материалах, обозначают тему и основную мысль текста, подчеркивают прилагательные, указывают названия частей текста, вписывают в пропуски «говорящие» детали.




























Учащиеся работают в парах.

Зачитывают 2-3 сочинения, учащиеся работают с памятками и словами для справок.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование;  извлекать информацию, представленную в разных формах (фотографии); преобразовывать информацию из одной формы в другую (на основе фото, плана составлять рассказ) (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Интерес к созданию собственных текстов; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей (Л)

(П)

Контроль, коррекция, оценка(Р)

V. Итог урока (рефлексия) (7 Мин.)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


  1. Домашнее задание: написать сочинение-описание

«Моя комната» или «Комната моей мечты»,

Индивидуальное задание (по желанию) нарисовать иллюстрацию к сочинению.

  1. Давайте вернемся к целям урока, достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой.

  2. Работа с рефлексивной анкетой.


Записывают домашнее задание





Анализируют цели урока.


Анализируют работу на уроке с помощью рефлексивной анкеты.






Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)





Рефлексивная анкета

Ученика 5 класса _________________________

1. На уроке я работал…


активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я…


доволен / не доволен


  1. Сегодня на уроке мне было …

Или

  1. Сегодня я понял, что …

все понятно


мне нужно еще поработать над материалом урока.

4. Материал урока мне


Бесполезен / пригодится в дальнейшей жизни

5. Мое настроение

Прикрепи картинку










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!