СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОПК Формирование традиционной русской идеологии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК  8

 

Формирование традиционной русской идеологии

 

Задачи: раскрыть смысл теории официальной народности как национальной идеи России, показав триединство ее составляющих; воспитывать патриотизм; развивать умение работать с текстами источников.

Оборудование: фотографии храма Христа Спасителя, портреты графа С.С. Уварова, императоров Александра I и Николая I, Наполеона.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОПК Формирование традиционной русской идеологии»

УРОК 8


Формирование традиционной русской идеологии


Задачи: раскрыть смысл теории официальной народности как национальной идеи России, показав триединство ее составляющих; воспитывать патриотизм; развивать умение работать с текстами источников.

Оборудование: фотографии храма Христа Спасителя, портреты графа С.С. Уварова, императоров Александра I и Николая I, Наполеона.


Х о д у р о к а


I. Проверка домашнего задания и повторение материала, изученного на прошлом уроке.

- В чем проявилась религиозная политика в отношении Русской Православной Церкви императоров Павла I, Александра I, Николая I?

- Сравните отношение к религии и религиозность императоров Наполеона и Александра I по тексту А.Н. Тростникова (проверка домашнего задания № 5 в Рабочей тетради).

- Как Наполеон оценивал личность русского императора?

- Какую версию о смерти Александра I поддерживает А.Н. Тростников?

- Как эта версия характеризует религиозность императора?

- Можно ли идею Александра I о строительстве храма Христа Спасителя как памятника победе в Отечественной войне 1812 г. назвать проявлением его религиозности? Докажите свою точку зрения.

Сообщение ученика об истории храма Христа Спасителя в г. Москве.

Учитель. Мы видим, как в истории храма Христа Спасителя отразилась российская история XIX-XX вв.

- Что общего и что различного в проведении религиозной политики императоров Павла I, Александра I, Николая I? (Работа с таблицей)

- Кто из императоров был наиболее последовательным в укреплении православия и Церкви? (Николай I)

- Что собой представляла духовная жизнь России к началу XIX в.? (В духовной жизни существовал разрыв между верхушкой общества и народом)

- Может ли государство, в котором нет единства его граждан, быть сильным и процветающим? Что может объединить сограждан (вспомните пример Отечественной войны 1812 г.)? (Единая национальная идея, идеология)


II. Объяснение нового материала.

Учитель. В XIX веке остро проявилась необходимость в утверждении такой идеологии. Император Николая I понимал значение национальной идеи в укреплении Российского государства. Нужен был мыслитель, который бы, опираясь на историческое прошлое России и видя ее будущее, сформулировал эту национальную идею. Таким человеком стал министр народного просвещения, граф Сергей Семенович Уваров.

1. Просветительская деятельность С.С. Уварова.

Рассказ учителя. Рассматривание портрета Уварова на с.65 учебника (Какие черты С.С.Уварова, на ваш взгляд, удалось отобразить художнику?).

Учитель. В чем же заключалась уваровская формула национальной идеи России, мы с вами узнаем, прочтя документ – выдержку из отчета С.С.Уварова о деятельности вверенного ему министерства. (Читается текст документа в учебнике, последний абзац п.1. & 8)

2.Оформление русской народной идеологии.

Учитель. Таким образом, национальная идея, сформулированная графом Уваровым, заключалась в трех словах, а именно: православие, самодержавие, народность. (Учитель выписывает эти три слова на доске.) Эта формула в истории стала называться по-разному: «теория официальной народности», «уваровская триада», «триединая национальная идея». В этой формуле в сжатой форме содержалась почти тысячелетняя история России. Она объясняла причину жизнеспособности российской государственности. Можно сказать, что данная формула открыла ДНК русской истории. Для того чтобы в этом убедиться, необходимо понять смысл и значение для развития России каждого элемента этой триады.

3. Понятие православия.

- Какую роль православие сыграло в истории Руси?

- Какое значение имела православная вера в жизни русского человека?

Учитель. Давайте прочтем размышления выдающихся людей России (педагога и священнослужителя) о роли православия в жизни отдельного человека и русского общества в целом. (Учащиеся читают тексты заданий № 2 и 3 к уроку в Рабочей тетради, формулируют главную мысль прочитанных отрывков.)

Учитель. В правление Николая I принципы защиты традиционной православной веры нашли отражение в Своде законов Российской империи (1833 г.). Велась антисектантская политика. Греко-униаты возвращались в православие. (Эти три пункта религиозной политики Николая I учащиеся записывают в таблицу, которую начали заполнять на прошлом уроке.)

4. Понятие самодержавия.

- Как вы, опираясь на историю Руси, понимаете термин «самодержавие»?

Учитель. Давайте посмотрим, как определяют термин «самодержавие» мыслители Л.А. Тихомиров и И.Л. Солоневич. Мы с вами говорили уже, как важно при анализе источника знать, кто его автор, каковы его убеждения, каков его жизненный путь. Этим два философа были убежденными монархистами и можно сказать, пострадали за свои взгляды. Оба написали труды, где обосновывали идею монархии. Особенно интересно, что Л.А. Тихомиров в юности был народовольцем и отстаивал идеи социалистические. Но его вынужденная эмиграция, знакомство с западной жизнью сделали его убежденным монархистом.1

Работа над текстами заданий № 4 и 5 к уроку в Рабочей тетради. Следует обратить внимание на то, что текст Л.А. Тихомирова достаточно сложен для понимания девятиклассниками. Целесообразно его сократить, начав читать на с.37 и прочтя три абзаца (кончая словами «ищет верховной власти Божественной»).

- Как Л.А.Тихомиров говорит о связи христианства и монархии? («Наиболее твердую почву для монархии дает именно христианство»)

- Как определяет русское самодержавие И.Л. Солоневич? («Диктатура совести») Почему?

Учитель. В период правления Николая I у России появляется официальный гимн.

Учащиеся читают четверостишие из этого гимна в учебнике на с. 69.

- Какими эпитетами в гимне назван царь? (Сильный, державный, православный)

5. Идея народности.

- Как вы понимаете это понятие?

- Чем оно отличается от понятия «нация»?

Учитель. Идея народности – это духовное осмысление нации, ее духовных и нравственных задач на земле. Немецкий философ Гердер свое мировоззрение выразил в замечательной фразе: «Народы – это мысли Бога». Эта мысль утверждает понимание нации и этноса не просто как биологической или социально-экономической общности, но как особого мистического организма, существующего ради определенной духовной цели. Об этом же писал и К.Д. Ушинский. (Учащиеся читают текст задания № 6 к уроку в Рабочей тетради и отвечают на вопросы: совпадают ли у К.Д. Ушинского понятия «народ» и «народность»? с чем он сравнивает эти понятия?)

Работа с заданием № 7 к уроку в Рабочей тетради.

- Какое место занимает язык в судьбе народа? Подумайте, все ли благополучно с русским языком в современной России? К чему это может привести?

6. Триединство идеала.

Учитель. Все составные части идеала не могут существовать друг без друга. Именно их единство делает Россию сильной, процветающей державой, которая способны выполнить свою историческую миссию – удержать мир от мрака бездуховности. Особенно наглядно единство принципов уваровской триады проявлялись в критические моменты русской истории, например, в годы Отечественной войны 1812 г.

Учитель рассказывает об участии священнослужителей в войне 1812 г., о подвиге священника Василия Васильковского (см. приложение к уроку).


Охранительная, удерживающая политика России. В уваровской триаде объединилось два идеала: Святой Руси и Великой Руси. Таким образом, реализация этой национальной идеи должна была преодолеть духовный разрыв российского общества – наследие реформ Петра I. Когда же в отечественной истории наступили времена отказа от принципов национальной идеи, это привело к катастрофе, о чем вы прочитаете дома в размышлениях митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).


III. Закрепление изученного материала.

- Что такое «национальная идея»?

- Зачем она нужна государству, обществу, отдельному человеку? (Государству – для процветания, обществу – для мира, отдельному человеку – для устойчивой жизни с надеждой на будущее)

Выполнение заданий № 1 и 9 к уроку в Рабочей тетради?

- Как вы думаете, почему именно граф Уваров сформулировал национальную идею России? (Образованный человек, который много читал, патриот, для которого важна была судьба России, министр народного просвещения, который заботился о достойном образовании и воспитании юношества)

- Один ли граф С.С. Уваров сформулировал национальную идею России?

- Как вы думаете, могла ли эта идея быть сформулированной во времена Петра I? Докажите свою точку зрения.

- Можно ли памятник, посвященный тысячелетию российской государственности, назвать "монументальным воплощением национальной идеи России"? Докажите свою точку зрения.

- Сохранила ли значение идея официальной народности в наши дни? Если да, то как она применима в современной действительности России?


IV. Домашнее задание: & 8 учебника, ответить на вопрос к параграфу; задания № 8 и 10 к уроку. Вспомните, кто царствовал в России во второй половине XIX века, и основные характеристики этих правителей.



В помощь учителю


БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Лев Алекса́ндрович Тихоми́ров (19 (31) января 1852, Геленджик – 16 октября 1923, Сергиев Посад) - русский общественный деятель, в молодости – народоволец. В 1872-1873 гг. - активный член общества «чайковцев», вёл пропаганду среди рабочих. В ноябре 1873 г. арестован, судился по «процессу 193-х». В 1878 г. - член центра Земли и воли» и редакции её печатного органа. В 1879 г. - член Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и редакции «Народной воли», от имени «исполнительного комитета» составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 г. На Липецком съезде 20 июля 1879 года (на котором была организована «Народная воля») поддержал решение съезда о цареубийстве. В 1882 г., желая избежать ареста, Тихомиров уезжает за границу — в Швейцарию, затем во Францию. Издавал вместе с П.Л.Лавровым «Вестник Народной воли». В 1888 г. отрёкся от революционных убеждений, открыто выступив против прежних идей в предисловии ко второму изданию книги «La Russie politique et sociale» (1888). В целом книга принадлежала к литературе, запрещённой в России, но в предисловии доказывалось, что революция немыслима в России и что людям прогрессивного образа мыслей необходимо стремиться к мирной эволюции. В 1888 г. Тихомиров просил помилования, был помилован Высочайшим повелением от 10 ноября 1888 года и смог вернуться в Россию.

Прибыв в Петербург, бывший революционер отправился в Петропавловский собор поклониться праху царя Александра II, против которого боролся и в подготовке убийства которого участвовал. Тихомиров становится деятельным сотрудником «Московских ведомостей» и «Русского обозрения». В 1903—1906 годах работает над исследованием «Монархическая государственность». В 1907 г. был приглашён из Москвы лично П.А.Столыпиным в Петербург, де занял должность члена Совета Главного управления по делам печати. После революций 1917 г. остался без работы. За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде (где и умер 16 октября 1923 г.). Здесь он создал трактат «Религиозно-философские основы истории», в котором анализирует историю человечества с религиозной точки зрения. В этой книге (впервые опубликована лишь в 1997 г. в издательстве журнала «Москва») показано развитие в человеческой истории различных религиозных течений, взаимная связь и преемственность религиозных идей и заблуждений разных времен, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. На этом фоне Тихомиров доказывает истинность и глубину православного понимания истории.

Ива́н Лукья́нович Солоне́вич (1 (13)ноября 1891, местечко Цехановец, Бельский уезд, Гродненская губерния – 24 апреля 1953, Монтевидео, Уругвай) – русский публицист, мыслитель, исторический писатель и общественный деятель. Получил широкую известность как автор книг об СССР («Россия в концлагере» и другие) и теоретик монархизма. Участвовал в Белом движении и антисоветском подполье. Бежал из концлагеря, жил в эмиграции в Финляндии, Болгарии, Германии, Аргентине и Уругвае. Издавал газету «Голос России» в Болгарии и «Наша страна» в Аргентине. Организовал «народно-монархическое» движение, пропагандировал идею самобытной русской самодержавной монархии, критикуя не только социализм, но и вообще любые попытки устройства государственной жизни России путём внедрения заимствованных извне идеологий. Изложил свои идеи в концептуальном труде «Народная монархия», на сегодня являющемся самой тиражируемой и популярной монархической книгой на русском языке.

Митрополи́т Иоа́нн (в миру Ива́н Матве́евич Снычёв; (9 октября 1927, село Ново-Маячка, Каховский район, Херсонская область – 2 ноября 1995, Санкт-Петербург) – епископ Русской Православной Церкви, с 20 июля 1990 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, постоянный член Священного Синода, мыслитель, богослов и историк церкви.


УЧАСТИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 г.2

Во время войны основной задачей военного духовенства было удовлетворение религиозных чувств воинов через совершение богослужений и треб. В военное время для них это было особенно важно, т.к. постоянные опасности и возможная гибель требовали духовной поддержки. Каждый полк имел своего священника, свою походную церковь и, как правило, свою икону, считавшуюся покровительницей этого армейского подразделения…

Богослужения и молебны, регулярно проводимые полковыми священниками, поднимали моральный дух русской армии, укрепляли ее мужество. Перед сражением, обходя позиции своих полков, священники напоминали солдатам о долге и присяге. На поле брани они напутствовали умирающих под неприятельскими выстрелами, а когда было необходимо, воодушевляли солдат своим личным примером – вставали с крестом в руке впереди полка, увлекая его в атаку… Нередко за мужество на поле боя священнослужители удостаивались наград.

В 1812 г. первый в истории России и единственный за всю Отечественную войну священник 19-го егерского полка Василий Васильковский был награжден орденом Святого Георгия Победоносца. Молодой (в 1812 г. ему было 34 года), храбрый и преданный своему делу, он в первый раз отличился 15 июля, в сражении под Витебском. С самого начала боя отец Василий «по искреннему усердию» шел впереди полка с крестом в руках, благословляя им идущих в атаку воинов. Затем в разгар боя, находясь среди сражающихся, он исповедовал и причащал Святыми Тайнами тяжело раненых и умирающих. Во время своих пастырских трудов Васильковский был ранен в левую щеку. Рана получилась от рикошета ядра, ударившегося около священника в землю, которая, с осколками камней, засыпала его лицо. Не обращая внимания на кровоточащую рану, отец Василий по-прежнему находился в гуще боя, повторяя солдатам, что, осеняемые святым крестом, они обязательно сломят неприятеля. Внезапно Васильковский почувствовал сильный удар в грудь. Пуля попала в середину креста, висевшего на его груди. Крест спас (в буквальном смысле) самоотверженного пастыря, но все же сильная контузия заставила его покинуть поле сражения. Этот подвиг принес отцу Василию в награду камилавку, и вскоре, еще не излечившись окончательно, он вернулся в свой полк, деля с ним тяготы и славу.

Новый подвиг, совершенный Васильковским в бою под Малоярославцем, заставил о нем заговорить. Командир 6-го корпуса генерал Д.С.Дохтуров в донесении на имя главнокомандующего отмечал, что священник Васильковский в этом бою, «находясь впереди полка с крестом, своим наставлением и примером мужества поощрял солдат поражать врагов и умирать бесстрашно за веру и Государя». Раненный в голову, он был вынесен с поля боя. По представлению М.И. Кутузова, император пожаловал Василию Васильковскому орден Святого Георгия Победоносца.

Витебск и Малоярославец – наиболее яркие эпизоды пастырской деятельности Васильковского, всегда отличавшегося высоким подвижничеством. Однако тяжкие труды, раны и контузии подорвали здоровье отца Василия, и 24 ноября 1813 г. он скончался во Франции, во время заграничного похода.


1 Основные сведения об авторах анализируемых тестов учитель найдет в приложении к уроку.

2 Мельникова Л.В. Русская Православная Церковь в Отечественной войне 1812 года. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2002. – Сс. 95-108.