Тема: «Совесть и раскаяние»
Цель: дать представление о роли покаяния в духовной жизни человека.
Задачи:
Обучающая: узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.
Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;
осознать разницу между покаянием и признанием ошибки;
развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;
развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;
развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.
Воспитывающая: понять, что значит жить в ладу со своей совестью.
Тип урока.
Урок изучения первичного учебного материала и закрепления полученных ранее знаний.
Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.
Используемые учебники и учебные пособия: учебник “Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры” (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2010), рабочие тетради, текст рассказа В.Осеевой «Кто его наказал?»
Используемое оборудование: компьютер, видеопроектор.
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Прозвенел звонок — начинается урок.
Ты, дружок, не зевай,
Думай, сравнивай, рассуждай.
2. Проверка домашнего задания.
1). Фронтальный опрос.
- Начнем урок с проверки домашнего задания.
Вспомним, о чем говорили на прошлом уроке. (О православном учении о человеке).
- Чем Бог одарил человека? (Свободой, любовью, разумом, творчеством).
- Чем являются у христиан разум, свобода, творчество и любовь? (Образом Бога в человеке).
- Когда душа становится богаче? ( Чем больше она подарит добра другим людям).
- Как вы понимаете выражение «болит душа»? (Человеку физически плохо от совершенного неправильного поступка).
2). Проверка дифферинцированной работы.
- Дома вы выполняли различные задания со словом “добро”: одни собирали пословицы и поговорки со словом «добро», другие находили добрые дела и поступки литературных и сказочных героев. Давайте проверим вашу работу. Итак, какие пословицы и поговорки вы подобрали.(Ответы детей).
- Перечислите добрые дела и поступки литературных и сказочных героев. (Ответы детей).
- Молодцы, вы хорошо справились с полученным домашним заданием.
3. Открытие новых знаний.
1). Постановка темы урока.
- А теперь перейдем к теме нашего урока. Внимательно послушайте рассказ писательницы Валентины Осеевой «Кто наказал его?» и предположите, о чем мы будем говорить на уроке.
Кто наказал его?
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
- Кто наказал его? - спросила соседка.
- Он сам наказал себя, - ответила мама.
- Как вы думаете, почему мальчик заплакал?
- Почему мама сказала, что мальчик сам себя наказал?
- Что должен сделать мальчик, чтобы вернуть любовь окружающих?
- Предположите , о чем мы будем говорить на уроке? (О совести.)
-Откройте учебник на стр.36. Прочитайте тему урока. (Совесть и раскаяние.)
-Запишите число и тему урока в тетради.
-Что вы должны узнать на уроке? Прочитаем на полях учебника.
(1.О подсказках совести.
2. Как исправлять ошибки.)
2).Работа с понятиями.
- Ребята, давайте порассуждаем, что такое добро? (Ответы детей.)
(Слайд 1.)
Добро-Это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога.
- Что такое зло? (Ответы детей.)
(Слайд 2.)
Зло-это то, что удаляет человека от добрых дел.
- У слова «зло» в православии есть синоним- «грех».
- Как вы понимаете, что такое грех? (Ответы детей.)
(Слайд 3.)
Грех-это недоброе чувство, мысль или дело.
- Ребята, а как вы думаете, грех и преступление-это одно и тоже? (Ответы детей.)
-Всякое преступление для православного человека-это грех, но государство не всякий грех считает преступлением.
-Как вы думаете, что может указать человеку на то, что он совершил грех? (Совесть.)
3). Коллективное чтение.
- А теперь поработаем с учебником. На странице 36 найдите рассказ «Отречение Петра». Прочитаем его вместе, а после чтения ответим на вопросы.
4). Беседа.
- О ком этот рассказ? (Об апостоле Петре.)
- Кем являлся апостол Петр для Иисуса Христа? (Одним из самых близких учеников.)
- Какой грех совершил Петр перед Иисусом? (Предал Его).
- Как вы думаете, почему апостол Петр отрекся от Иисуса? (Испугался).
- Как вы считаете, апостол Петр совершил грех или преступление? (Грех.)
- Признал ли Петр, что совершил грех? (Признал.)
– Что изменил в своей жизни апостол, когда понял, что совершил грех? (Заплакал, раскаялся).
- Что произошло с душой апостола Петра, когда он раскаялся? (Обновилась его душа, сделалась лучше, исправилась).
5). Работа с иллюстрациями.
-Посмотрите внимательно на иллюстрации в учебнике на странице 36-37. Предположите, какое событие происходит на первой иллюстрации?
(Иисус предсказывает апостолу Петру предательство.)
- Какой момент мы видим на второй иллюстрации?
(Петр отрекается от Иисуса.)
-Что изображено на третьей иллюстрации?
(Момент раскаяния Петра).
- Чему вас учит рассказ «Отречение Петра»? (Нельзя предавать близких, совершать грех).
- Что или кто указал апостолу Петру, что он совершил грех? (Совесть.)
6). Работа с понятием «совесть».
- В учебнике на стр. 37 в рубрике «Это интересно» два определения , что такое «совесть».
(Совесть — это внутреннее ощущуние человеком добра и зла.
Совесть -это внутренний советчик и судья.)
- Как вы понимаете эти определения?
7). Самостоятельная работа с учебником.
-А теперь вы узнаете ответ на первый вопрос, который стоит перед нашим уроком. Давайте его напомним. (О подсказках совести). Для этого самостоятельно прочитайте рассказ «Работа совести». На странице 37-38.
8). Работа в парах.
-Поработайте в парах. Найдите ответы на вопрос, какие два важных дела поручил Бог совести?
9).Работа в тетради.
-Выпишите в тетрадь подсказки совести.
(Подсказки совести:
1. Перед выбором подсказывает, как поступить.
2. После ошибки подсказывает, что нужно исправиться.)
Физкультминутка.
10). Работа над понятием «раскаяние».
- Ребята, как вы понимаете выражение «Человек раскаялся в содеянном поступке»?
-Найдите в учебнике определение, что называется раскаянием?
-Действительно, тот поступок, который виделся человеку хорошим, смешным, остроумным, после раскаяния может оцениваться как глупый, нечестный, трусливый.
11). Чтение текста учителем.
- Страница 39 вверху.
12). Самостоятельное чтение.
-А теперь мы узнаем ответ на второй вопрос, который стоял перед нашим уроком. Давайте его вспомним. (Как исправлять ошибки.)
- Самостоятельно прочитайте рассказ «Раскаяние».
13) Работа в парах.
- Поработайте в парах. Найдите ответ на вопрос: какие три шага есть в раскаянии?
14). Беседа по прочитанному.
- Назовите первый шаг в раскаянии.
-Как вы его понимаете?
-Назовите второй шаг в раскаянии. Что значит исправить свои ошибки?
-Какой третий шаг в раскаянии?
-Назовите самую короткую молитву покаяния. («Господи, прости!»).
15). Работа в тетради.
-Запишите в тетради три шага в раскаянии.
Рефлексия.
-Что нового для себя вы открыли сегодня на уроке?
-Что вы узнали о подсказках совести?
- Как нужно исправлять свои ошибки?
- Чему научил вас урок?
-Наш урок подошёл к концу. Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни.
- С помощью сигнальных карточек оцените свою работу на уроке.
Задание на дом.
-Запишите задание на дом: стр.36-39, 1 ряд - найти в интернете высказывания о совести великих людей, 2 ряд-найти пословицы и поговорки со словом «совесть».
- Спасибо за урок.