- воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству, к культурным традициям нашей многонациональной страны.
Оборудование: карточки с пословицами, презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего настроения и успехов в сегодняшнем необычном уроке. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.
II. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе. Характеристика пособия для учащихся.
- Рассмотрите обложку учебника, прочтите название.
- Учебное пособие познакомит вас с основами светской этики.
Запись в тетради: Этика - учение о правилах поведения человека.
Что такое добро и зло, добродетель и порок? Что значит быть моральным? В этом поможет разобраться светская этика. Вы узнаете, что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и многое другое.
Светская этика даст знания, которые помогут вам совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь окружающих лучше.
- Прочитайте «Содержание» темы предстоящих уроков.
- Есть ли среди прочитанных слов такие, значения которых вам не известны?
- Какие темы занятий вас интересуют уже сейчас?
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- давайте определим тему сегодняшнего урока.
У вас на партах лежат листочки с набором слов, соберите из этих слов пословицы.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
- Прочитайте, какие пословицы у вас получилось.
- Что объединяет эти пословицы? (О родине)
- Прочитайте название сегодняшнего урока.
IV. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.
- Как вы понимаете тему урока: Россия – наша Родина? – слайд 1.
-Определим цель нашего урока? (Проводится совместное целеполагание:
- пополнить знания о нашей Родине, ее народах и культурных традициях, для того чтобы полученные знания помогали лучше ориентироваться в современном мире.)
V. Работа по теме урока. Основные понятия.
1. Родина, Отечество.
-А что такое Родина? (место, где человек родился, где живут близкие ему люди)
Родина – это место где ты родился, нашу страну мы тоже называем Родиной.
( Вывешивается на доске табличка со словом Родина)
Слово родина происходит от слова род (ряд поколений, происходящих от одного предка, родоначальника). От этого слова, как от родоначальника, происходит много других слов: родители, родственники, родословие, народ.
- давайте прочитаем рассказ К.Д.Ушинского « Наше Отечество» и подумаем, какие синонимы к слову Родина можно подобрать?
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.
Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и все в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Родина – Отечество, матушка - Россия, родная мать.
4. Практическая работа с ассоциативно-определительным материалом.
- Что такое Родина? (Запись на доске высказываний детей на каждую букву слова «Родина»)
Р – Россия, род, родители, родственники, россияне…
О – Отечество, отец…
Д – дом, дети, дерево…
И – имя, искусство…
Н – небо, надежда …
А – адрес…
- ребята, а вы знаете символы нашей страны – России ? ( ответы детей).
Наши символы:
гимн – Государственный гимн звучит в особо торжественных случаях. Во время его исполнения все присутствующие встают. Этим они выражают своё уважение к стране. Музыку нашего гимна написал композитор А.В.Александров, а слова – С.В.Михалков - прослушивание гимна – слайд 2.
герб – слайд 3.
Сочетает знаково-символическое начало. Герб можно разглядывать, им можно любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно уметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогал ему победить змея. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Эти цвета красивы в картинах природы и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет - символ чистоты, красный - символ жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит символизирует высокое и чистое.
флаг – слайд 4.
Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, синей и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, трёхцветный флаг России утверждён первым российским императором – Петром I.
С 1993 года государственный флаг Российской Федерации.
- Что вы знаете о цветах нашего флага?
(Есть разные версии. По одной из них, это единство моря, земли и неба. По другой – вверху расположен божественный мир, воплощённый в белом небесном цвете, ниже – синий небосвод, а под ним – мир людей, красный цвет. Есть и такая версия: белый символизирует веру, чистоту, синий – благородство, верность, а красный – героизм, отвагу, смелость.)
- давайте нарисуем наш флаг в тетради.
- Наша Родина с проживающими на ее территории народами подобна огромному дереву.
- давайте обратимся к тексту учебники – стр.5-6.
- объясните, что означал этот образ в представлении древних предков.
- нарисуйте в тетради, как вы представляете себе мировое дерево.
Игра «Паутинка» - дети передают клубок, называя важные слова сегодняшнего урока, так нить всех соединяет - символизируя единство.
Задание на дом.
Нарисовать рисунок на тему: «Россия - наша Родина».