Предмет Русский язык Класс 6а |
Автор УМК Т. А. Ладыженская |
Тема урока Относительные местоимения |
Тип урока урок «открытия» новых знаний |
Планируемый результат Знание морфологических особенностей относительных местоимений, умение различать относительные и вопросительные местоимения, знание роли относительного местимения,развитие мотивации к аналитеческой деятельности | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
Личностные | Самоопределение Смыслообразование |
Регулятивные | Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция |
Познавательные | Извлечение необходимой информации из текста Подведение под понятие Постановка и решение проблем Составление предложений по схеме Логические действия Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Выборочная работа |
Коммуникативные | Работа в парах Способность действовать с учётом позиций других |
Основные понятия | Относительное местоимение Союзное слово |
Организация пространства | Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Искусство, литература | Фронтальная Индивидуальная Парная коллективная | мультимедийный проектор, доска, карточки, словари |
| Основные этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые технологии, формы | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент Самоопределение к деятельности. | Оформление тетрадей Слайд 1. Прочитайте басню С. Я. Маршака. Найдите мораль и прокомментируйте. Случается нередко, что слепой Заметит больше, чем увидит зрячий. Слепой и зрячий горною тропой Спускались вниз и спор вели горячий. Пощупав палкой камень на пути, Слепой успел преграду обойти. А зрячий не заметил дынной корки И покатился кубарем с горы. У горцев на Кавказе с той поры Есть поговорка: «Зрячий, но не зоркий» - Как вы понимаете слово «зоркий»? - Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала зоркость, которая поможет нашему уроку быть успешным. | Читают басню, находят мораль и комментируют. Зоркий - внимательный, наблюдательный | Ф, У | Самоопределение (Л) Смыслообразование (Л) |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Слайд 2. Пр. р. №1 Парная работа Работа с текстом. Выписать местоимения, определить разряд, падеж. Объяснить правописание слов. Виктор Михайлович Васнецов – извес…ный художник. Перед нами картина «Алёнушка». С тоскующим взглядом и уставшая от поисков братца, Алёнушка сидит на берегу лесного ручья. Кому ей ра…сказать о печали? У кого попросить помощи? Тёмный лес обступил её и ( не) хочет выпускать из плена. Она надеет?ся на чудо, которое появит?ся из глубин вод. - Подумайте, как в паре будете представлять свою работу. Организует проверку - Читаем местоимения. Аргументируем свой выбор. Если вы правильно выполнилизадание, у вас нет ошибок поставьте на поля + | Обсуждают, выбранное слово записывают в тетрадь, определяют разряд, падеж. Определяют способ представления ответа Отвечают: Перед нами – личное, Т. п. Кому – вопросительное, Д. п. Ей – личное, Д. п. У кого – личное, Р. п. Её – личное, В. п. Она – личное, И. п. Которое- ? Ставят + | ПР | Смыслообразование(Л) Планирование учебного сотрудничества(К) Целеполагание,прогнозирование, коррекция(Р) Осознанное построение речевого высказывания, выбор эффективных способов решения(П) |
3 | Постановка проблемы, учебной задачи | -Почему возникло затруднение со словом « которое» ? Где можно найти ответ на вопрос? | Затрудняемся, к какому разряду отнести. В учебнике, …….. | ИР | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывания (П) Целеполагание, планирование,(Р) Смыслообразование(Л) Постановка вопросов(К) |
| | - Какая тема урока? Попытайтесь сформулировать тему урока | Относительные местоимения. | ФР |
| | Записывают тему в тетрадь ( там, где оставлено для этого место) | |
| -На какие вопросы вы хотите найти ответ на нашем уроке? | 1.Как отличать относительные местоимения от вопросительных 2.Морфологические признаки 3.Синтаксическая роль | ФР |
| -Как мы сами можем найти ответы на наши вопросы? | Найдём и прочитаем информацию в учебнике, интернете, справочнике, словаре | ФР |
4 | Открытие детьми нового знания. | Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» стр.74 Формулирование правила. Чтение теоретических сведений в учебнике. -Что узнали? | Учащиеся читают и анализируют материал учебника. Относительные местоимения употребляются без вопроса для связи частей сложного предложения. Относительные местоимения могут быть разными членами предложения. | ГР | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывания (П) Целеполагание, планирование,(Р) Смыслообразование(Л) Постановка вопросов(К) |
5 | Первичное закрепление во внешней речи. | №454 (1,2 предл.) Пунктуационный анализ | Записывают предложения, проводят разбор, определяя синтаксическую роль относительных местоимений. 1. Мы вышли на поляну и увидели, что произошло в лесу. 2.Посмотрите, какие цветы растут на поляне. | | Структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий(П) |
| Проверим вашу зоркость. В начале урока нам встретилось в тексте сложное предложение, где средство связи относительное местоимение. Найдите это предложения. Выполните пунктуационный анализ. Работаем в паре. Комментируем. | Она надеется на чудо, которое появится из глубин вод. | | Поиск и выделение необходимой информации (П) Смыслообразование(Л) Постановка вопросов(К) |
| физкультминутка |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Продолжаем работу. Для выполнения следующего задания обратимся к №455(1,3 пр.) Подчеркнуть грамматические основы и относительные местоимения как член предложения. Организует взаимопроверку | Охотник вышел к реке, в которой купались медвежата. Мы остановились у крайней избы, за которой начиналось поле. Проверяют работу по слайду, ставя + у каждого предложения На поля + ставит тот, кто выполнил правильно | | Оценка Контроль (Р) |
7 | Включение в систему знаний и повторение | Практическая работа №2 Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания (А) Я живо одевался, брал полотенце, книгу и шел купаться к реке в тени березняка, который располагался в полуверсте от дома. (Б) Косые лучи утреннего солнца будили меня рано. (В) Там я ложился на траву и читал, изредка взглядывая на серебряную поверхность реки. (Г) А иногда забирался в яблоневый сад, в середину густого малинника. Задание 1 В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? 1) ВБГА; 2) БАВГ; 3) АГБВ; 4) ГАВБ. Задание 2 Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений? Который располагался; будили меня; ложился и читал; забирался. ……….. | | | Действуют с учётом выделенных ориентиров, принимают учебную задачу(Р) Обмениваются мнениями, слушают другого ученика, вступают в сотрудничество, строят понятные речевые высказывания(К) |
8 | Рефлексия. | Сегодня на уроке я…… | Высказываются вслух по желанию или просьбе учителя. | ФР | Понимают значение знаний человека, самоконтроль, устанавливают связь между целью деятельности и её результатом(Л) Прогнозируют результаты уровня усвоения учебного материала, дают оценку своей деятельности(Р) |
9 | Д/з | Правило стр.153, №294 | | | Построение самостоятельного процесса поиска(П) |