СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока"Относительные местоимения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволит учителю провести урок в контексте системно-деяятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока"Относительные местоимения"»


Предмет Русский язык Класс

Автор УМК Т. А. Ладыженская

Тема урока Относительные местоимения

Тип урока урок «открытия» новых знаний

Планируемый результат

Знание морфологических особенностей относительных местоимений, умение различать относительные и вопросительные местоимения, знание роли относительного местимения,развитие мотивации к аналитеческой деятельности

Предметные умения



Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные

Самоопределение

Смыслообразование

Регулятивные

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Контроль

Коррекция

Познавательные

Извлечение необходимой информации из текста

Подведение под понятие

Постановка и решение проблем

Составление предложений по схеме Логические действия

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Выборочная работа

Коммуникативные

Работа в парах

Способность действовать с учётом позиций других

Основные понятия

Относительное местоимение

Союзное слово

Организация пространства



Межпредметные связи


Формы работы

Ресурсы

Искусство, литература

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

коллективная

мультимедийный проектор, доска, карточки, словари




Основные

этапы

занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые

технологии,

формы

Формируемые

УУД

1

Организационный

момент Самоопределение к деятельности.

Оформление тетрадей

Слайд 1.

Прочитайте басню С. Я. Маршака. Найдите мораль и прокомментируйте.

Случается нередко, что слепой

Заметит больше, чем увидит зрячий.

Слепой и зрячий горною тропой

Спускались вниз и спор вели горячий.

Пощупав палкой камень на пути,

Слепой успел преграду обойти.

А зрячий не заметил дынной корки

И покатился кубарем с горы.

У горцев на Кавказе с той поры

Есть поговорка: «Зрячий, но не зоркий»



- Как вы понимаете слово «зоркий»?


- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала зоркость, которая поможет нашему уроку быть успешным.


Читают басню, находят мораль и комментируют.














Зоркий - внимательный, наблюдательный

Ф, У

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)


2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Слайд 2.

Пр. р. №1 Парная работа

Работа с текстом. Выписать местоимения, определить разряд, падеж. Объяснить правописание слов.

Виктор Михайлович Васнецов – извес…ный художник. Перед нами картина «Алёнушка». С тоскующим взглядом и уставшая от поисков братца, Алёнушка сидит на берегу лесного ручья. Кому ей ра…сказать о печали? У кого попросить помощи? Тёмный лес обступил её и ( не) хочет выпускать из плена. Она надеет?ся на чудо, которое появит?ся из глубин вод.


- Подумайте, как в паре будете представлять свою работу.





Организует проверку

- Читаем местоимения. Аргументируем свой выбор.






Если вы правильно выполнилизадание, у вас нет ошибок поставьте на поля +


Обсуждают, выбранное слово записывают в тетрадь, определяют разряд, падеж.



















Определяют способ представления ответа

Отвечают:





Перед нами – личное, Т. п.

Кому – вопросительное, Д. п.

Ей – личное, Д. п.

У кого – личное, Р. п.

Её – личное, В. п.

Она – личное, И. п.

Которое- ?


Ставят +


ПР










Смыслообразование(Л)

Планирование учебного сотрудничества(К)

Целеполагание,прогнозирование, коррекция(Р)

Осознанное построение речевого высказывания, выбор эффективных способов решения(П)

3

Постановка проблемы, учебной задачи


-Почему возникло затруднение со словом « которое» ?


Где можно найти ответ на вопрос?




Затрудняемся, к какому разряду отнести.



В учебнике, ……..






ИР












Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывания

(П)

Целеполагание, планирование,(Р)

Смыслообразование(Л)

Постановка вопросов(К)



- Какая тема урока?

Попытайтесь сформулировать тему урока


Относительные местоимения.

ФР





Записывают тему в тетрадь ( там, где оставлено для этого место)



-На какие вопросы вы хотите найти ответ на нашем уроке?


1.Как отличать относительные местоимения от вопросительных

2.Морфологические признаки

3.Синтаксическая роль

ФР



-Как мы сами можем найти ответы на наши вопросы?




Найдём и прочитаем информацию в учебнике, интернете, справочнике, словаре



ФР

4

Открытие детьми

нового знания.


Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» стр.74

Формулирование правила.


Чтение теоретических сведений в учебнике.

-Что узнали?







Учащиеся читают и анализируют материал учебника.







Относительные местоимения употребляются без вопроса для связи частей сложного предложения. Относительные местоимения могут быть разными членами предложения.














ГР

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывания

(П)

Целеполагание, планирование,(Р)

Смыслообразование(Л)

Постановка вопросов(К)

5

Первичное

закрепление

во внешней речи.


№454 (1,2 предл.) Пунктуационный анализ


Записывают предложения, проводят разбор, определяя синтаксическую роль относительных местоимений.

1. Мы вышли на поляну и увидели, что произошло в лесу.

2.Посмотрите, какие цветы растут на поляне.


Структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий(П)


Проверим вашу зоркость. В начале урока нам встретилось в тексте сложное предложение, где средство связи относительное местоимение. Найдите это предложения.


Выполните пунктуационный анализ. Работаем в паре. Комментируем.



Она надеется на чудо, которое появится из глубин вод.





Поиск и выделение необходимой информации

(П)

Смыслообразование(Л)

Постановка вопросов(К)


физкультминутка

6

Самостоятельная

работа с

самопроверкой

по эталону

Продолжаем работу. Для выполнения следующего задания обратимся к №455(1,3 пр.) Подчеркнуть грамматические основы и относительные местоимения как член предложения.



Организует взаимопроверку




Охотник вышел к реке, в которой купались медвежата.

Мы остановились у крайней избы, за которой начиналось поле.



Проверяют работу по слайду, ставя + у каждого предложения


На поля + ставит тот, кто выполнил правильно





Оценка

Контроль

(Р)

7

Включение

в систему знаний

и повторение

Практическая работа №2

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания

(А) Я живо одевался, брал полотенце, книгу и шел купаться к реке в тени березняка, который располагался в полуверсте от дома.

(Б) Косые лучи утреннего солнца будили меня рано.

(В) Там я ложился на траву и читал, изредка взглядывая на серебряную поверхность реки.

(Г) А иногда забирался в яблоневый сад, в середину густого малинника.

Задание 1

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) ВБГА;
2) БАВГ;
3) АГБВ;
4) ГАВБ.

Задание 2

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?

  1. Который располагался;

  2. будили меня;

  3. ложился и читал;

  4. забирался.

………..















Действуют с учётом выделенных ориентиров, принимают учебную задачу(Р)

Обмениваются мнениями, слушают другого ученика, вступают в сотрудничество, строят понятные речевые высказывания(К)

8

Рефлексия.

Сегодня на уроке я……



Высказываются вслух по желанию или просьбе учителя.

ФР

Понимают значение знаний человека, самоконтроль, устанавливают связь между целью деятельности и её

результатом(Л)

Прогнозируют результаты уровня усвоения учебного материала, дают оценку своей деятельности(Р)

9

Д/з

Правило стр.153, №294



Построение самостоятельного процесса поиска(П)