МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ГОРОДА МЦЕНСКА
Открытый урок
по литературе
в 5 классе
по теме : «Пейзажная лирика А.А. Фета»
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Миронюк О.Н.
2013 г.
Цели урока:
образовательная: познакомить учащихся с пейзажной лирикой А.А.Фета, его жизнью и творчеством, с понятием пейзажная лирика, повторить художественные средства выразительности, учить находить главное в стихотворении, анализировать лирические произведения;
развивающая: развивать речь, критическое мышление, аналитические способности, память;
воспитательная: воспитывать уважение друг к другу, дружбу, любовь к природе.
Оборудование: презентация, Толковый словарь Ожегова, портрет А.А. Фета, музыка дождя, рисунок ученицы.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Сообщение темы и целей
- Приветствую всех на уроке литературы и позвольте начать.
- Ребята, в настоящее время мы проходим произведения литературы 19 века 2 половины. Уже имеем некоторое представление о той эпохе, в которой жили и творили великие писатели и поэты. На предыдущих занятиях мы подробно изучали жизнь и творчество нашего земляка писателя Ивана Сергеевича Тургенева, а сегодня познакомимся с знаменитым мценским поэтом Афанасием Афанасьевичем Фетом и его произведениями. Запишите в тетрадь тему нашего урока. Ксюша, прочитай название. Пейзажная лирика А.А. Фета.
- Что же это был за человек, чем он занимался, как жил давайте узнаем из сообщения вашего одноклассника Ивана. А после я спрошу, что вы запомнили.
3. Слово о поэте.
А.А. Фет – великий поэт-лирик – был сыном орловского помещика Шеншина и его жены Шарлотты-Елизаветы Фет. Родился А.А. 23 ноября 1820 года в деревне Новоселки, неподалеку от Мценска. До 14 лет жил и учился дома. После получал образование в немецком частном пансионе. Затем учился на словесном отделении Московского университета. Тогда же он начал сочинять стихи, и вскоре из печати вышла его 1 книга «Лирический пантеон».
В возрасте 25 лет Фет поступил на военную службу и через 13 лет вышел в отставку. Он поселился в купленном им имении в Мценском уезде и стал помещиком. Надо сказать, что у других знаменитых поэтов нет хозяйственного опыта, а он был очень деятельным человеком. Так, хозяйствуя и продолжая писать стихи, Фет прожил 72 года. За это время он выпустил множество сборников стихотворений. Похоронен А.А. в родовом имении Шеншиных в селе Клейменове Хотынецкого района Орловской области.
-Ребята, Хотынецкий район находится от Орла в 25 км.
- Первый сборник назывался «Лирический пантеон». Пантеон – множество богов.
4. Беседа о биографических сведениях.
- Что вы запомнили из жизни и творчества поэта?
5. Анализ стихотворения «Чудная картина»
- Тема нашего урока Пейзажная лирика А.А. Мы уже знакомы с понятием лирика? Какие произведения называют лирическими? (передающие мысли, чувства, переживания человека)
-А что значит пейзажная лирика?
Запись в тетрадь. ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА передает переживание автора или лирического героя через пейзаж, природу.
Мастером пейзажной лирики по праву считают Фета. Больше всего на свете он ценил красоту в природе, в отношениях людей, в движении человеческого сердца. Фет научил русскую поэзию через описание природы выражать тончайшие, едва уловимые переживания человека. Но в том и состоит заслуга Фета, что все эти впечатления он сумел выразить в слове.
Чтение стихотворения учителем «Чудная картина»
- Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Спокойствия, умиротворения)
- Названия стихотворения по первой строчке. О чем говорит слово «картина»?
(О чем-то, что нарисовано художником).
- А перед нами стихотворение, значит, картина нарисована словом.
- Какая картина стоит перед вами?
-Маленькое стихотворение, а получилась картина. Слов мало, но каждое из них весит много.
- Каким образом сложено стихотворение мы узнаем из задания.
1 ряд установит сколько предложений в стихотворении, 2 ряд определите, какие части речи используются автором и сколько, посчитайте, 3 группа – определите, что необычного в этом стихотворении?
Группа | Задание | Предполагаемые ответы |
1 группа | Установите, сколько предложений в стихотворении. | Одно предложение. |
2 группа | Определите, какие части речи используются автором. Пересчитайте их. | 8 существительных. 8 прилагательных. |
3 группа | Определите, что необычного в этом стихотворении. | В стихотворении отсутствуют глаголы. |
Цифра 8 – символическая в литературе. На уроках математики вы будете проходить знак бесконечности, он выглядит как перевернутая восемь, и обозначает, что полученные значения могут исчисляться до бесконечности. Так и в стихотворении природа бесконечна.
- Подумайте, как удалось поэту передать широту и простор изображенной картины, эту бесконечность?
(«Белая равнина» – это то, что человек видит перед собой. Белый цвет увеличивает пространство. «Полная луна», «свет небес высоких» – и свой взгляд мы переносим вверх, пространство расширяется до безоблачного неба. «И блестящий снег» - наш взгляд скользит вниз. «И саней далеких одинокий бег» – и взгляд устремляется снова вдаль и останавливается на темной движущейся точке).
- Вы сказали, что нет глаголов, а значит нет движения. Но есть одна строчка, в которой есть жизнь. Прочитайте ее.
(Существительное «бег» помогает понять, что всё живет, движется).
- Какое средство художественной выразительности речи вы здесь встретили?
В стихотворении встречаются эпитеты.
-Что такое эпитеты? (образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательными)
Эпитеты – белая, полная, высоких, далеких, одинокий.
-Автор употребил слово «одинокий»? Но ощущается ли одиночество? (нет, так как человек с природой, она родна ему)
Запишите вывод
В стихотворении «Чудная картина» ощущается единство и слияние с природой.
6. Анализ стихотворения «Весенний дождь»
- Мы с вами можем наблюдать совершенно разные картины. На смену зиме придет весна и побегут ручьи, и запоют птицы, и начнет просыпаться природа.
Прослушайте музыкальное произведение и скажите, что вы представили.
- Ребята, а вы попадали когда-нибудь под дождь?
-Что вы при этом чувствовали?
-Хорошо, когда сильный дождь, ливень, пережидаешь дома, в тепле, уюте, стоя у окна и о чем-то думая.
-Вот послушайте стихотворение А.А. Фета, и узнаете что однажды увидел лирический герой, стоя у окна.
1 ученик читает стихотворение «Весенний дождь» Золотухина К.
-Понравилось ли вам изображение начала весеннего ливня? Чем?
-Если мы посмотрим на действия, которые разворачиваются кадр за кадром, то получится фильм.
-Давайте побудем режиссерами и назовем кадры (окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно).
Запись в тетрадь
Образный ряд стихотворения “Весенний дождь”: …
1. Окно
2. Воробей
3. Солнце блещет
4. Движется завеса
5. Две капли брызнули в стекло
- С какого слова начинается стихотворение? О чем это говорит?
– Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? (Глаголы, здесь их много)
– Обратите внимание на начало 2– го четверостишья. Прочитаем две первые строчки 2 четверостишья.
- Как вы понимаете слово завеса?
- А вот как трактуется это слово в Толковом словаре Ожегова? Брылев Н.
-Значит здесь это слово звучит в переносном смысле. А как называется средство выразительности, когда слово употреблено в переносном значении? (метафора)
- Для чего Фет нам сказал о завесе? (для тайны)
-А что прячется за завесой? (лес)
Далее читаем И будто в золотой пыли…- какое средство выразительности применил Фет? (сравнение)
И тут, как военный человек, Фет в стихотворении, совершает маневр, он резко отступает, и мы видим две капли на стекле. Обратите внимание как он изобразил: брызнули в стекло, а не на стекло. Мы возвращаемся в дом, Фет, как человек хозяйственный, описывает запах липового цвета.
1 ученик читает последние 4 строчки.
-Как вы думаете, где наступает кульминация? (момент наивысшего напряжения в стихотворении)
- Какое средство художественной выразительности употребляет здесь автор? (олицетворение)
- Почему он не называет дождь? (тайна)
-В этом стихотворении все слито: мы чувствуем запах дождя, свежести, липового цвета, мы слышим шум ливня.
- Но лирический герой дома, ему спокойно, хорошо, он в безмятежном мире, где нет потрясений, бед.
В древней Греции существовало место - страна Аркадия – где люди жили беззаботно и счастливо. Никто не обижал друг друга. К такой гармонии должно стремится человечество.
7. Физкультминутка. Встаньте из-за парт, возьмите соседа за руки и пожелайте добра друг другу.
8. Анализ стихотворения «Задрожали листы, облетая…»
А сейчас Полина вам прочтет еще одно стихотворение А.А. Фета
-Но Полина не только выучила стихотворение, она нарисовала картину, расскажи, что ты изобразила на ней.
-Прочитайте еще раз про себя стихотворение, скажите какое средство художественной выразительности использует автор? (противопоставление)
-Ответим на вопросы учебника.
1. Как вы думаете, какое время года описано в стихотворении?
2. В чем смысл противопоставления «шумящей мглы» и «теплого гнездышка»?
3. Придумайте название этому стихотворению. Почему автор не озаглавил его?
4. Какие эпитеты и метафоры и с какой целью использует поэт?
Запись в тетрадь
В стихотворении «Задрожали листы, облетая…» осенняя буря — это символ сложностей человеческого мира. “Тёплое гнёздышко” и “милая птичка” — это дом человека, семья.
9. Итог урока
Вывод: А.А. Фет писал о вечном, о том, что всегда волновало всех людей: гармония человека и природы, душевное спокойствие и счастье.
10 Рефлексия
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ
Я для себя открыл…
Мне понравилось…
11 Домашнее задание: выучить одно стихотворение, по желанию нарисовать картину, сочинить стихотворение о природе и человеке.
12. Оценки