СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Пейзажная лирика А.А. Фета"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка полезна при  проведении уроков литературы по творчеству А.А. Фета

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Пейзажная лирика А.А. Фета"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ГОРОДА МЦЕНСКА















Открытый урок

по литературе

в 5 классе

по теме : «Пейзажная лирика А.А. Фета»





Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Миронюк О.Н.







2013 г.

Цели урока:

образовательная: познакомить учащихся с пейзажной лирикой А.А.Фета, его жизнью и творчеством, с понятием пейзажная лирика, повторить художественные средства выразительности, учить находить главное в стихотворении, анализировать лирические произведения;

развивающая: развивать речь, критическое мышление, аналитические способности, память;

воспитательная: воспитывать уважение друг к другу, дружбу, любовь к природе.



Оборудование: презентация, Толковый словарь Ожегова, портрет А.А. Фета, музыка дождя, рисунок ученицы.

































Ход урока


1. Оргмомент

2. Сообщение темы и целей

- Приветствую всех на уроке литературы и позвольте начать.

- Ребята, в настоящее время мы проходим произведения литературы 19 века 2 половины. Уже имеем некоторое представление о той эпохе, в которой жили и творили великие писатели и поэты. На предыдущих занятиях мы подробно изучали жизнь и творчество нашего земляка писателя Ивана Сергеевича Тургенева, а сегодня познакомимся с знаменитым мценским поэтом Афанасием Афанасьевичем Фетом и его произведениями. Запишите в тетрадь тему нашего урока. Ксюша, прочитай название. Пейзажная лирика А.А. Фета.

- Что же это был за человек, чем он занимался, как жил давайте узнаем из сообщения вашего одноклассника Ивана. А после я спрошу, что вы запомнили.


3. Слово о поэте.

А.А. Фет – великий поэт-лирик – был сыном орловского помещика Шеншина и его жены Шарлотты-Елизаветы Фет. Родился А.А. 23 ноября 1820 года в деревне Новоселки, неподалеку от Мценска. До 14 лет жил и учился дома. После получал образование в немецком частном пансионе. Затем учился на словесном отделении Московского университета. Тогда же он начал сочинять стихи, и вскоре из печати вышла его 1 книга «Лирический пантеон».

В возрасте 25 лет Фет поступил на военную службу и через 13 лет вышел в отставку. Он поселился в купленном им имении в Мценском уезде и стал помещиком. Надо сказать, что у других знаменитых поэтов нет хозяйственного опыта, а он был очень деятельным человеком. Так, хозяйствуя и продолжая писать стихи, Фет прожил 72 года. За это время он выпустил множество сборников стихотворений. Похоронен А.А. в родовом имении Шеншиных в селе Клейменове Хотынецкого района Орловской области.

-Ребята, Хотынецкий район находится от Орла в 25 км.

- Первый сборник назывался «Лирический пантеон». Пантеон – множество богов.


4. Беседа о биографических сведениях.

- Что вы запомнили из жизни и творчества поэта?


5. Анализ стихотворения «Чудная картина»

- Тема нашего урока Пейзажная лирика А.А. Мы уже знакомы с понятием лирика? Какие произведения называют лирическими? (передающие мысли, чувства, переживания человека)

-А что значит пейзажная лирика?

Запись в тетрадь. ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА передает переживание автора или лирического героя через пейзаж, природу. 

Мастером пейзажной лирики по праву считают Фета. Больше всего на свете он ценил красоту в природе, в отношениях людей, в движении человеческого сердца. Фет научил русскую поэзию через описание природы выражать тончайшие, едва уловимые переживания человека. Но в том и состоит заслуга Фета, что все эти впечатления он сумел выразить в слове.


Чтение стихотворения учителем «Чудная картина»

- Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (Спокойствия, умиротворения)

- Названия стихотворения по первой строчке. О чем говорит слово «картина»?

(О чем-то, что нарисовано художником).

- А перед нами стихотворение, значит, картина нарисована словом.

- Какая картина стоит перед вами?

-Маленькое стихотворение, а получилась картина. Слов мало, но каждое из них весит много.

- Каким образом сложено стихотворение мы узнаем из задания.

1 ряд установит сколько предложений в стихотворении, 2 ряд определите, какие части речи используются автором и сколько, посчитайте, 3 группа – определите, что необычного в этом стихотворении?

Группа

Задание

Предполагаемые ответы

1 группа

Установите, сколько предложений в стихотворении.

Одно предложение.

2 группа

Определите, какие части речи используются автором. Пересчитайте их.

8 существительных.

8 прилагательных.

3 группа

Определите, что необычного в этом стихотворении.

В стихотворении отсутствуют глаголы.


Цифра 8 – символическая в литературе. На уроках математики вы будете проходить знак бесконечности, он выглядит как перевернутая восемь, и обозначает, что полученные значения могут исчисляться до бесконечности. Так и в стихотворении природа бесконечна.

- Подумайте, как удалось поэту передать широту и простор изображенной картины, эту бесконечность?

(«Белая   равнина» – это то, что человек видит перед собой.   Белый цвет увеличивает пространство. «Полная луна», «свет небес высоких» – и свой взгляд мы переносим вверх, пространство расширяется до безоблачного неба. «И блестящий снег» - наш взгляд скользит вниз.  «И саней далеких одинокий бег» – и взгляд устремляется снова вдаль и останавливается на темной движущейся точке).                                                        

- Вы сказали, что нет глаголов, а значит нет движения. Но есть одна строчка, в которой есть жизнь. Прочитайте ее.

(Существительное «бег» помогает понять, что всё живет,  движется).

- Какое средство художественной выразительности речи вы здесь встретили?

В стихотворении встречаются  эпитеты.

-Что такое эпитеты? (образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательными)

Эпитеты – белая, полная, высоких, далеких, одинокий. 

-Автор употребил слово «одинокий»? Но ощущается ли одиночество? (нет, так как человек с природой, она родна ему)

Запишите вывод

В стихотворении «Чудная картина» ощущается единство и слияние с природой.


6. Анализ стихотворения «Весенний дождь»

- Мы с вами можем наблюдать совершенно разные картины. На смену зиме придет весна и побегут ручьи, и запоют птицы, и начнет просыпаться природа.


Прослушайте музыкальное произведение и скажите, что вы представили.


- Ребята, а вы попадали когда-нибудь под дождь?

-Что вы при этом чувствовали?

-Хорошо, когда сильный дождь, ливень, пережидаешь дома, в тепле, уюте, стоя у окна и о чем-то думая.

-Вот послушайте стихотворение А.А. Фета, и узнаете что однажды увидел лирический герой, стоя у окна.

1 ученик читает стихотворение «Весенний дождь» Золотухина К.

-Понравилось ли вам изображение начала весеннего ливня? Чем?

-Если мы посмотрим на действия, которые разворачиваются кадр за кадром, то получится фильм.

-Давайте побудем режиссерами и назовем кадры (окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно).

Запись в тетрадь 

Образный ряд стихотворения “Весенний дождь”: …

1. Окно

2. Воробей

3. Солнце блещет

4. Движется завеса

5. Две капли брызнули в стекло



- С какого слова начинается стихотворение? О чем это говорит?

– Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? (Глаголы, здесь их много)

– Обратите внимание на начало 2– го четверостишья. Прочитаем две первые строчки 2 четверостишья.

- Как вы понимаете слово завеса?

- А вот как трактуется это слово в Толковом словаре Ожегова? Брылев Н.

-Значит здесь это слово звучит в переносном смысле. А как называется средство выразительности, когда слово употреблено в переносном значении? (метафора)

- Для чего Фет нам сказал о завесе? (для тайны)

-А что прячется за завесой? (лес)

Далее читаем И будто в золотой пыли…- какое средство выразительности применил Фет? (сравнение)

И тут, как военный человек, Фет в стихотворении, совершает маневр, он резко отступает, и мы видим две капли на стекле. Обратите внимание как он изобразил: брызнули в стекло, а не на стекло. Мы возвращаемся в дом, Фет, как человек хозяйственный, описывает запах липового цвета.

1 ученик читает последние 4 строчки.

-Как вы думаете, где наступает кульминация? (момент наивысшего напряжения в стихотворении)

- Какое средство художественной выразительности употребляет здесь автор? (олицетворение)

- Почему он не называет дождь? (тайна)

-В этом стихотворении все слито: мы чувствуем запах дождя, свежести, липового цвета, мы слышим шум ливня.

- Но лирический герой дома, ему спокойно, хорошо, он в безмятежном мире, где нет потрясений, бед.

В древней Греции существовало место - страна Аркадия – где люди жили беззаботно и счастливо. Никто не обижал друг друга. К такой гармонии должно стремится человечество.



7. Физкультминутка. Встаньте из-за парт, возьмите соседа за руки и пожелайте добра друг другу.



8. Анализ стихотворения «Задрожали листы, облетая…»

А сейчас Полина вам прочтет еще одно стихотворение А.А. Фета

-Но Полина не только выучила стихотворение, она нарисовала картину, расскажи, что ты изобразила на ней.

-Прочитайте еще раз про себя стихотворение, скажите какое средство художественной выразительности использует автор? (противопоставление)

-Ответим на вопросы учебника.

1. Как вы думаете, какое время года описано в стихотворении?

2. В чем смысл противопоставления «шумящей мглы» и «теплого гнездышка»?

3. Придумайте название этому стихотворению. Почему автор не озаглавил его?

4. Какие эпитеты и метафоры и с какой целью использует поэт?



Запись в тетрадь

В стихотворении «Задрожали листы, облетая…» осенняя буря — это символ сложностей человеческого мира. “Тёплое гнёздышко” и “милая птичка” — это дом человека, семья.


9. Итог урока

Вывод: А.А. Фет писал о вечном, о том, что всегда волновало всех людей: гармония человека и природы, душевное спокойствие и счастье.


10 Рефлексия

    СЕГОДНЯ НА УРОКЕ


         Я для себя открыл…

Мне понравилось…    

 

11 Домашнее задание: выучить одно стихотворение, по желанию нарисовать картину, сочинить стихотворение о природе и человеке.


12. Оценки





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!