СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока -письма

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале приведен пример проведения урока русского языка в 1 классе.В доступной форме дети учатся писать благодарственные письма.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока -письма»

Региональный этап XIV Всероссийского конкурса «Лучший урок письма»



Номинация « ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА»



Автор: Луценко Марина Евгеньевна,

учитель начальных классов МОУ СОШ № 20 г.Твери,

тел.8-960-7117-686

эл.адрес: lutsenkome@rambler.ru



Конспект урока.

Тема урока: Обучение написанию благодарственного письма.

Учебный предмет: русский язык.

Класс: 2 общеобразовательный

Программа: школа России

Цели урока:  

1. Образовательные:  закрепить представление о  письме как о виде речевой деятельности;  познакомить          учащихся  с    речевыми  фразами выражения благодарности в письме;

 2.Развивающие:  способствовать формированию навыка  написания личного письма-благодарности с использованием речевых фраз благодарности, анализа писем по алгоритму,  различия письма - благодарности от делового письма; развивать орфографические и пунктуационные навыки

 3. Воспитывающие: способствовать формированию  уважительного и благодарного отношения к учителям, к друзьям и окружающим нас людям .

Задачи:

  1. познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности; с правилами и вежливыми формами переписки;

  2. помочь учащимся осознать социальную значимость изучения темы;

  3. способствовать развитию у детей творческой инициативы и мышления, формированию чувства гармонии и красоты.

  4. содействовать развитию у учащихся ценностных отношений к окружающей действительности;

  5. способствовать осознанию ценностей совместной деятельности, формированию коммуникативной культуры.


  Тип урока:   развитие  речи

Оборудование: ноутбук,  мультимедийное оборудование, презентация к уроку. видеоролик «Письмо учителю»,. выставка книг, содержащих переписку знаменитых людей;  различные  виды писем;  раздаточный материал (тексты писем для работы в группах), рабочая карта для учащихся;  

Оформление доски:   благодарность, здравствуйте, до свидания, адресат, адресант;

Ход урока:

  1. Приветствие учителя.

Чтение учителем стихотворения «Здравствуйте»:

Здравствуйте, дети! Здравствуйте!

Рада вас видеть всех я.

Здравствуйте, дети! Здравствуйте!

Начинаем урок русского языка.

Слово какое хорошее

Сколько добра в нем, тепла,

Вам это слово знакомое?

Правильно я поняла?

2.Фронтальная беседа:

-Ребята, какое слово часто звучало в этом стихотворении? здравствуйте, слово приветствие

- Какие чувства оно вызывает в человеке? Поднимает  настроение, становится радостнее, светлее на душе

- Что означает слово «здравствуйте». Какова история возникновения этого слова? .

« Здравствуйте» – приветствие при встрече (здравствуйте – здравие – здоровье Запись в тетради)).

-  И я желаю вам  всем крепкого здоровья и хорошего настоения..

- А в письменной речи, где можно встретить  это слово «здравствуйте»?   в письме

 -Итак, сегодня мы с вами будем говорить о письмах.

-  А что такое письмо?    Однозначное или многозначное это слово?

  -  Давайте сверим свои предположения  в  Толковом словаре С.И.Ожегова и определим значение слова 

Письмо  -1.Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь. (Заказное письмо)
2. Умение писать. (Учиться чтению и письму. Искусство письма)


Коррекция имеющихся знаний по теме «Письмо».

Для чего   нужны письма?     Зачем их люди пишут друг другу? (В них   сообщают о каких-то событиях, новостях,  делятся впечатлениями,  обращаются с просьбами , благодарят кого-то…)            Обобщение.

У. С какой целью люди пишут письма?

    «Письмо – беседа, посылаемая от одного лица другому»

                                                              В. Даль.

У. В зависимости от цели существуют разные виды писем. Как вы думаете, какие?

Д. Деловые, поздравительные, личные.

                                   

Значит    Письмо – это                                                                    

- Средство общения.

- Источник изучения эпохи, обычаев жизни людей.

- Средство выражения кому-нибудь уважения, любви, внимания , благодарности в письменном виде.

- Как  сейчас осуществляется доставка писем?

-Ребята, вам  по электронной почте  пришло   письмо. Интересно, от кого оно ?-

 -Если вы не возражаете, то я вам его прочту

Создание проблемной ситуации по определению темы урока. Постарайтесь определить адресанта( Кто это?) этого письма.


Дорогие, милые мои второклассники!.

Прошло совсем немного времени с тех пор, как мы с вами расстались, но дни, проведенные  с вами вместе, останутся в памяти самыми  счастливыми. Я поистине благодарна вам, за то, что вы научили меня искренности,  доброте  и оптимизму. Я всегда удивлялась вашим  шалостям, хотя и была строга с вами.

Сейчас я радуюсь, когда слышу о вас хорошее, грущу и переживаю, когда у вас возникают трудности в учебе и во взаимоотношениях. Я всегда буду помнить вас!

 С любовью и благодарностью. Ваша воспитательница  Ольга Сергеевна.

-Вот такое трогательное письмо.    Кто  вам его написал?

-Что вы почувствовали, получив это письмо?  

-Какие чувства выразила  в этом письме ваша воспитательница? благодарность за искренность,  доброту, радость, оптимизм.

- А что такое благодарность? -  Благодарность – чувство признательности за сделанное добро, оказанное внимание, услугу.

 Благодарность    -     благо  дарить.  (слож. основ)

-А что такое благо?  Добро (радость, счастье, понимание, уважение..)

 -  Так о  каких письмах мы  будем говорить на уроке? Сформулируем тему урока : (Благодарственное письмо)  запишем тетради-  

Постановка учебных целей совместно с учащимися

Поднимите руку те, кто сможет правильно написать письмо – благодарность.

Я вижу не все ребята уверены. Я хочу, чтобы вы все умели оформлять благодарственные письма.

— Что для этого нужно узнать на  уроке? Устно формулируем цели урока при помощи упражнения «Закончи фразу» :                                                                                             

1. Закрепить представление о  …письме  и  ………структуре письма

2. Познакомиться с языковыми средствами выражения…….. благодарности в письме;

3. Научиться писать….. благодарственные письма.


Работа по теме урока. Работа в группах.

Чтобы написать правильно письмо , необходимо вспомнить  структуру написания письма . Составные компоненты письма записаны в рабочих картах, установите их последовательность с помощью цифр.

  1. Заключение

  2. Основная часть

  3. Вступление

  4. Обращение или приветствие

  5. Подпись, дата

 Физминутка -1мин      ролик «Берегите зрение!» + динамическая  пауза для снятия напряжения        Работа с речевыми фразами

-А  какие слова благодарности знаете вы, ребята?  Мало.  К сожалению, иногда мы просто не уделяем этому должного внимания, забываем сказать спасибо, благодарю. А ведь так важно быть чутким и внимательным к людям, которые оказывают нам внимание и поддержку

Исследователь русского речевого этикета Н.И. Формановская предлагает такие выражения, с помощью которых человек может поблагодарить .

  • Я вам многим обязана

  • У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас…

  • Как я вам благодарен!

  • Моя благодарность не знает границ.

  • Я хочу поблагодарить вас.

  • Вы очень любезны.

  • Я тронута вашим вниманием.

  • Это очень мило с вашей стороны.

  • Вы меня так выручили!

Смотрите, какое богатство! Им мы будем овладевать постепенно.

Работа в группах

 Поблагодарите друг друга, используя выражения благодарности (устно).

-Что у вас получилось?

Письма писали всегда. Интересно изменилась ли с тех  пор форма   написания письма? Сегодня  вы получили письмо благодарности от своей воспитательницы.

                                         

  1. Кто адресат?

  2. Кто адресант?

  3. Найдите  основные компоненты  письма Чехова

 ( 1.Обращение,  2. заключение, 3. подпись, дата)

-Найдите  основные компоненты  письма воспитательницы (1.обращение, 2.заключение, 3.подпись, дата).

Найдите слова благодарности в письме  учительницы и подчеркните их в самом письме.

-Беседа:

Посмотрите на письмо.  Что вы заметили?

(Одинаковая структура, но разные слова благодарности)

-В чем своеобразие благодарственных писем? Текст письма наполнен личной, эмоционально выраженной информацией со значением благодарности.

Дайте определение  Благодарственное письмо – это  ..

Итак,  Благодарственное письмо — это письмо, в котором адресат выражает свою благодарность.  

Мотивация к творческой работе

Такие простые слова, а как много они значат для людей, которые помнят нас. У поэта Михаила Танича тоже была учительница, с которой его связывали самые лучшие воспоминания. И герой его стихотворения шлет ей “запоздалое слово благодарности”. На слова этого стихотворения Ян Френкель положил музыку, а Владимир Маркин исполнил получившуюся песню. Давайте посмотрим видеоклип к этой песне - внимательно послушайте слова.

Вам необходимо будет найти ответ на вопрос: За что и почему благодарит герой своего учителя?                                                                                                                                               

Беседа после просмотра —

— За что благодарит герой стихотворения (песни) свою учительницу?

— Как его зовут?

— Как вы думаете, почему Леша Иванов решает написать это письмо? (Анна Константиновна смогла воспитать благодарного человека, доброго и отзывчивого человека)

Творческая работа «Письмо первой учительнице» – 5 мин. индивид.

Вспомните письмо от  своей  воспитательницы. Было бы невежливо, если бы вы  оставили его без ответа. Постарайтесь подобрать теплые, сердечные слова, чтобы ваше письмо могло согреть в холодный день. Напишите письмо. Подумайте, о чем в нем можно рассказать, чем поделиться, за что поблагодарить.

 В своей работе опирайтесь на памятки, лежащие у вас на столе (Языковое оформление письма).  Пишите красиво. Все ваши письма  передадим Ольге Сергеевне. Дети пишут письмо на выбранную тему, используя карточку-помощь и справочные материалы.


Афиширование (представление собственных писем )  2 мин. 8) Проверка работы.

После написания письма дети проверяют свою работу по плану-памятке.

Памятка.

Проверь!

  1. Сохранена ли тема?

  2. Не пропустил ли что-нибудь важное?

  3. Не повторяются ли одинаковые слова и обороты речи?

Может быть, надо заменить некоторые слова более точными, лучше подходящими по смыслу?

  1. Хорошо ли связаны предложения между собою?

  2. За что можно похвалить?



Рефлексия (обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе урока) – 1мин

-Над каким видом письма мы работали сегодня на уроке?

-Что такое благодарственное письмо?

- С какими новыми речевыми средствами вы  познакомились?

-Помог ли вам этот урок писать благодарственное письмо?

-За что можно благодарить человека?

Благодарить за радость и за горечь,
За отверженье, дружбу и любовь,
Благодарить за благодать и помощь,
Что каждый день дарует милость Бог,

Благодарить – большое дарованье,
И в этом заключается успех.

-Желаю вам приобрести это качество и щедро им делиться.

Выразите своё отношение к уроку, выберите   нужный смайлик .

Поднимите руки, кто выбрал первый смайлик? Кто второй? Третий?

Я вижу, что урок вам понравился. Я очень рада. Спасибо за сотрудничество.

Заключение урока (вывести как пожелание на слайд)

Известный писатель-драматург, прозаик А.П. Чехов советовал:                    

«Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее..»

Так давайте же писать друг другу письма!  Получив их, адресат улыбнется,

а каждая улыбка     -                                  это лучик нашего солнца.

Чем больше улыбок, тем светлее становится                    на нашей Земле! Благодарность — прекраснейший из цветков души.














































Приложение 1.

Песня «Письмо учителю»

слова М.Танича, музыка Я.Френкеля

Анна Константиновна!
Вам за давней давностью
И не вспомнить неслуха
С чёлочкой торчком.
Шлю Вам запоздалое
Слово благодарности
За мои чернильные
Палочки с крючком.

Припев:
Ах, как годы торопятся!
Их с доски не стереть...
Но давайте, давайте попробуем
Не стареть, не стареть!

2
Анна Константиновна!
Если Вы позволите,
К Вам на математику
В детство удеру –
Поучиться заново
Крестикам и ноликам,
Самой главной грамоте –
Правде и добру

3
Анна Константиновна!
А в конце послания
Вам желает радостей
И хороших слов
Ваш не отличавшийся
По чистописанию
С третьей парты - помните? –
Лёша Иванов.







Приложение 2.

Письмо воспитательницы



Дорогие, милые мои второклассники.

Прошло совсем немного времени с тех пор, как мы с вами расстались, но дни, проведенные с вами вместе, останутся в памяти самыми счастливыми. Я поистине благодарна вам за то, что вы научили меня искренности , доброте, оптимизму. Я всегда удивлялась вашим шалостям, хотя и была строга с вами. Сейчас я радуюсь, когда слышу о вас хорошее, грущу и переживаю, когда у вас возникают трудности в учебе и во взаимоотношениях.

Я всегда буду помнить вас!

С любовью и благодарностью. Ваша воспитательница.



Приложение 2.1.

Задание . Исследовательская деятельность письма воспитательницы

  1. Кто адресат (получатель) ?________________________

  2. Кто адресант (отправитель) ?_______________________

  3. Найдите (1. обращение, 2. заключение, 3. подпись, дата). в письме Расставьте цифры в письме в порядке их следования.

  4. Парная работа. Определите структуру письма. Расставьте цифры в порядке следования основных компонентов письма.



Заключение

Основная часть

Вступление



Обращение или приветствие

Подпись, дата



Языковое оформление письма

1.Приветствие или обращение -

имя того, кому предназначено письмо


Любезный друг…
Уважаемая (Имя, отчество)!

Дорогой(ая)…

Любимый(ая)…

Несравненный(ая) ….

Здравствуйте…

Привет..

2. Вступление -вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания

Письмо твое получил(а), спасибо.
Какое ты(Вы) мне хорошее письмо написал(и)!

Как вы живете? Как ты учишься?

3. Основная часть

изложение информации, интересующей адресата;

просьбы, пожелания, предложения, советы, благодарность, поздравления…


1. Не откажите в любезности..

2. Хочу выразить Вам свое восхищение….

3. Спешу Вас поздравить…

Сердечно (горячо)…
От всего сердца (от всей души) благодарю Вас за…..

4. Я хотел бы поблагодарить Вас за то, что…

5. Если бы Вы знали, как я…
Вы не можете себе представить, как я благодарен Вам за…

6. Я очень благодарен Вам …
Большое, огромное спасибо вам за то, что..

Заключение

выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания

До скорого свидания…

Прощайте….

До встречи …

Буду ждать ответа …

С уважением….

Искренне Ваш…

Приложение 3.

Трафареты писем.



«Письмо первой учительнице»



__________________________________________

______________________________________________, за что_______________________спасибо.

____________________________________ благодарю Вас за _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Желаю Вам _____________ ______здоровья, ____________________ успехов, ______________________счастья, ______________________________________________________.

______________________________________ученик(ца) 2 класса.

___________________________________________________________________________________







«Письмо первой учительнице»

__________________________________________

____________________________________________________________________.

____________________________________ благодарю Вас за _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

От всей души желаю Вам _____________ ______ __________________________________________ _____________________________________________________________________________________

Я Вас всегда буду помнить . _________ ______________________________ученик(ца) 2 класса.

____________________________________________________________________________________

«Письмо первой учительнице»



____________________________________________________________

___________________________________________, за что___________________________спасибо.

Позвольте выразить Вам _______________________ благодарность за ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

От чистого сердца желаю Вам _____________ ______ _____________________________________, ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________.

Искренне Ваш ученик (ца)__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________





«Письмо первой учительнице» -

__________________________________________________________________

______________________________________, за что________________________________спасибо.

Моя благодарность не знает границ.____________________________________________________________________________.

____________________________________________________________________________________. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________ ______ ________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________.

Я Вас никогда не забуду. ______________________________________ Ваш ученик(ца)







Фразы-благодарности:

  • Я вам многим обязана

  • У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас…

  • Как я вам благодарен!

  • Моя благодарность не знает границ.

  • Я хочу поблагодарить вас.

  • Вы очень любезны.

  • Я тронута вашим вниманием.

  • Это очень мило с вашей стороны.

  • Вы меня так выручили!



3.Работа в группе. Употребление фраз благодарности в речи.

Задание 1. Устно поблагодарите друга ( подругу ) за поздравление ко Дню рождения, используя фразы-благодарности.