Региональный этап XIV Всероссийского конкурса «Лучший урок письма»
Номинация « ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА»
Автор: Луценко Марина Евгеньевна,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 20 г.Твери,
тел.8-960-7117-686
эл.адрес: lutsenkome@rambler.ru
Конспект урока.
Тема урока: Обучение написанию благодарственного письма.
Учебный предмет: русский язык.
Класс: 2 общеобразовательный
Программа: школа России
Цели урока:
1. Образовательные: закрепить представление о письме как о виде речевой деятельности; познакомить учащихся с речевыми фразами выражения благодарности в письме;
2.Развивающие: способствовать формированию навыка написания личного письма-благодарности с использованием речевых фраз благодарности, анализа писем по алгоритму, различия письма - благодарности от делового письма; развивать орфографические и пунктуационные навыки
3. Воспитывающие: способствовать формированию уважительного и благодарного отношения к учителям, к друзьям и окружающим нас людям .
Задачи:
познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности; с правилами и вежливыми формами переписки;
помочь учащимся осознать социальную значимость изучения темы;
способствовать развитию у детей творческой инициативы и мышления, формированию чувства гармонии и красоты.
содействовать развитию у учащихся ценностных отношений к окружающей действительности;
способствовать осознанию ценностей совместной деятельности, формированию коммуникативной культуры.
Тип урока: развитие речи
Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация к уроку. видеоролик «Письмо учителю»,. выставка книг, содержащих переписку знаменитых людей; различные виды писем; раздаточный материал (тексты писем для работы в группах), рабочая карта для учащихся;
Оформление доски: благодарность, здравствуйте, до свидания, адресат, адресант;
Ход урока:
Приветствие учителя.
Чтение учителем стихотворения «Здравствуйте»:
Здравствуйте, дети! Здравствуйте!
Рада вас видеть всех я.
Здравствуйте, дети! Здравствуйте!
Начинаем урок русского языка.
Слово какое хорошее
Сколько добра в нем, тепла,
Вам это слово знакомое?
Правильно я поняла?
2.Фронтальная беседа:
-Ребята, какое слово часто звучало в этом стихотворении? здравствуйте, слово приветствие
- Какие чувства оно вызывает в человеке? Поднимает настроение, становится радостнее, светлее на душе
- Что означает слово «здравствуйте». Какова история возникновения этого слова? .
« Здравствуйте» – приветствие при встрече (здравствуйте – здравие – здоровье Запись в тетради)).
- И я желаю вам всем крепкого здоровья и хорошего настоения..
- А в письменной речи, где можно встретить это слово «здравствуйте»? в письме
-Итак, сегодня мы с вами будем говорить о письмах.
- А что такое письмо? Однозначное или многозначное это слово?
- Давайте сверим свои предположения в Толковом словаре С.И.Ожегова и определим значение слова
Письмо -1.Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь. (Заказное письмо)
2. Умение писать. (Учиться чтению и письму. Искусство письма)
Коррекция имеющихся знаний по теме «Письмо».
- Для чего нужны письма? Зачем их люди пишут друг другу? (В них сообщают о каких-то событиях, новостях, делятся впечатлениями, обращаются с просьбами , благодарят кого-то…) Обобщение.
У. С какой целью люди пишут письма?
«Письмо – беседа, посылаемая от одного лица другому»
В. Даль.
У. В зависимости от цели существуют разные виды писем. Как вы думаете, какие?
Д. Деловые, поздравительные, личные.
Значит Письмо – это
- Средство общения.
- Источник изучения эпохи, обычаев жизни людей.
- Средство выражения кому-нибудь уважения, любви, внимания , благодарности в письменном виде.
- Как сейчас осуществляется доставка писем?
-Ребята, вам по электронной почте пришло письмо. Интересно, от кого оно ?-
-Если вы не возражаете, то я вам его прочту
Создание проблемной ситуации по определению темы урока. Постарайтесь определить адресанта( Кто это?) этого письма.
Дорогие, милые мои второклассники!.
Прошло совсем немного времени с тех пор, как мы с вами расстались, но дни, проведенные с вами вместе, останутся в памяти самыми счастливыми. Я поистине благодарна вам, за то, что вы научили меня искренности, доброте и оптимизму. Я всегда удивлялась вашим шалостям, хотя и была строга с вами.
Сейчас я радуюсь, когда слышу о вас хорошее, грущу и переживаю, когда у вас возникают трудности в учебе и во взаимоотношениях. Я всегда буду помнить вас!
С любовью и благодарностью. Ваша воспитательница Ольга Сергеевна.
-Вот такое трогательное письмо. Кто вам его написал?
-Что вы почувствовали, получив это письмо?
-Какие чувства выразила в этом письме ваша воспитательница? благодарность за искренность, доброту, радость, оптимизм.
- А что такое благодарность? - Благодарность – чувство признательности за сделанное добро, оказанное внимание, услугу.
Благодарность - благо дарить. (слож. основ)
-А что такое благо? Добро (радость, счастье, понимание, уважение..)
- Так о каких письмах мы будем говорить на уроке? Сформулируем тему урока : (Благодарственное письмо) запишем тетради-
Постановка учебных целей совместно с учащимися
Поднимите руку те, кто сможет правильно написать письмо – благодарность.
Я вижу не все ребята уверены. Я хочу, чтобы вы все умели оформлять благодарственные письма.
— Что для этого нужно узнать на уроке? Устно формулируем цели урока при помощи упражнения «Закончи фразу» :
1. Закрепить представление о …письме и ………структуре письма
2. Познакомиться с языковыми средствами выражения…….. благодарности в письме;
3. Научиться писать….. благодарственные письма.
Работа по теме урока. Работа в группах.
Чтобы написать правильно письмо , необходимо вспомнить структуру написания письма . Составные компоненты письма записаны в рабочих картах, установите их последовательность с помощью цифр.
Заключение
Основная часть
Вступление
Обращение или приветствие
Подпись, дата
Физминутка -1мин ролик «Берегите зрение!» + динамическая пауза для снятия напряжения Работа с речевыми фразами
-А какие слова благодарности знаете вы, ребята? Мало. К сожалению, иногда мы просто не уделяем этому должного внимания, забываем сказать спасибо, благодарю. А ведь так важно быть чутким и внимательным к людям, которые оказывают нам внимание и поддержку
Исследователь русского речевого этикета Н.И. Формановская предлагает такие выражения, с помощью которых человек может поблагодарить .
Я вам многим обязана
У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас…
Как я вам благодарен!
Моя благодарность не знает границ.
Я хочу поблагодарить вас.
Вы очень любезны.
Я тронута вашим вниманием.
Это очень мило с вашей стороны.
Вы меня так выручили!
Смотрите, какое богатство! Им мы будем овладевать постепенно.
Работа в группах
Поблагодарите друг друга, используя выражения благодарности (устно).
-Что у вас получилось?
Письма писали всегда. Интересно изменилась ли с тех пор форма написания письма? Сегодня вы получили письмо благодарности от своей воспитательницы.
Кто адресат?
Кто адресант?
Найдите основные компоненты письма Чехова
( 1.Обращение, 2. заключение, 3. подпись, дата)
-Найдите основные компоненты письма воспитательницы (1.обращение, 2.заключение, 3.подпись, дата).
Найдите слова благодарности в письме учительницы и подчеркните их в самом письме.
-Беседа:
Посмотрите на письмо. Что вы заметили?
(Одинаковая структура, но разные слова благодарности)
-В чем своеобразие благодарственных писем? Текст письма наполнен личной, эмоционально выраженной информацией со значением благодарности.
Дайте определение Благодарственное письмо – это ..
Итак, Благодарственное письмо — это письмо, в котором адресат выражает свою благодарность.
Мотивация к творческой работе
Такие простые слова, а как много они значат для людей, которые помнят нас. У поэта Михаила Танича тоже была учительница, с которой его связывали самые лучшие воспоминания. И герой его стихотворения шлет ей “запоздалое слово благодарности”. На слова этого стихотворения Ян Френкель положил музыку, а Владимир Маркин исполнил получившуюся песню. Давайте посмотрим видеоклип к этой песне - внимательно послушайте слова.
Вам необходимо будет найти ответ на вопрос: За что и почему благодарит герой своего учителя?
Беседа после просмотра —
— За что благодарит герой стихотворения (песни) свою учительницу?
— Как его зовут?
— Как вы думаете, почему Леша Иванов решает написать это письмо? (Анна Константиновна смогла воспитать благодарного человека, доброго и отзывчивого человека)
Творческая работа «Письмо первой учительнице» – 5 мин. индивид.
Вспомните письмо от своей воспитательницы. Было бы невежливо, если бы вы оставили его без ответа. Постарайтесь подобрать теплые, сердечные слова, чтобы ваше письмо могло согреть в холодный день. Напишите письмо. Подумайте, о чем в нем можно рассказать, чем поделиться, за что поблагодарить.
В своей работе опирайтесь на памятки, лежащие у вас на столе (Языковое оформление письма). Пишите красиво. Все ваши письма передадим Ольге Сергеевне. Дети пишут письмо на выбранную тему, используя карточку-помощь и справочные материалы.
Афиширование (представление собственных писем ) 2 мин. 8) Проверка работы.
После написания письма дети проверяют свою работу по плану-памятке.
Памятка.
Проверь!
Сохранена ли тема?
Не пропустил ли что-нибудь важное?
Не повторяются ли одинаковые слова и обороты речи?
Может быть, надо заменить некоторые слова более точными, лучше подходящими по смыслу?
Хорошо ли связаны предложения между собою?
За что можно похвалить?
Рефлексия (обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе урока) – 1мин
-Над каким видом письма мы работали сегодня на уроке?
-Что такое благодарственное письмо?
- С какими новыми речевыми средствами вы познакомились?
-Помог ли вам этот урок писать благодарственное письмо?
-За что можно благодарить человека?
Благодарить за радость и за горечь,
За отверженье, дружбу и любовь,
Благодарить за благодать и помощь,
Что каждый день дарует милость Бог,
Благодарить – большое дарованье,
И в этом заключается успех.
-Желаю вам приобрести это качество и щедро им делиться.
Выразите своё отношение к уроку, выберите нужный смайлик .
Поднимите руки, кто выбрал первый смайлик? Кто второй? Третий?
Я вижу, что урок вам понравился. Я очень рада. Спасибо за сотрудничество.
Заключение урока (вывести как пожелание на слайд)
Известный писатель-драматург, прозаик А.П. Чехов советовал:
«Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее..»
Так давайте же писать друг другу письма! Получив их, адресат улыбнется,
а каждая улыбка - это лучик нашего солнца.
Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле! Благодарность — прекраснейший из цветков души.
Приложение 1.
Песня «Письмо учителю»
слова М.Танича, музыка Я.Френкеля
Анна Константиновна!
Вам за давней давностью
И не вспомнить неслуха
С чёлочкой торчком.
Шлю Вам запоздалое
Слово благодарности
За мои чернильные
Палочки с крючком.
Припев:
Ах, как годы торопятся!
Их с доски не стереть...
Но давайте, давайте попробуем
Не стареть, не стареть!
2
Анна Константиновна!
Если Вы позволите,
К Вам на математику
В детство удеру –
Поучиться заново
Крестикам и ноликам,
Самой главной грамоте –
Правде и добру
3
Анна Константиновна!
А в конце послания
Вам желает радостей
И хороших слов
Ваш не отличавшийся
По чистописанию
С третьей парты - помните? –
Лёша Иванов.
Приложение 2.
Письмо воспитательницы
Дорогие, милые мои второклассники.
Прошло совсем немного времени с тех пор, как мы с вами расстались, но дни, проведенные с вами вместе, останутся в памяти самыми счастливыми. Я поистине благодарна вам за то, что вы научили меня искренности , доброте, оптимизму. Я всегда удивлялась вашим шалостям, хотя и была строга с вами. Сейчас я радуюсь, когда слышу о вас хорошее, грущу и переживаю, когда у вас возникают трудности в учебе и во взаимоотношениях.
Я всегда буду помнить вас!
С любовью и благодарностью. Ваша воспитательница.
Приложение 2.1.
Задание . Исследовательская деятельность письма воспитательницы
Кто адресат (получатель) ?________________________
Кто адресант (отправитель) ?_______________________
Найдите (1. обращение, 2. заключение, 3. подпись, дата). в письме Расставьте цифры в письме в порядке их следования.
Парная работа. Определите структуру письма. Расставьте цифры в порядке следования основных компонентов письма.
Заключение
Основная часть
Вступление
Обращение или приветствие
Подпись, дата
Языковое оформление письма |
1.Приветствие или обращение - имя того, кому предназначено письмо | Любезный друг… Уважаемая (Имя, отчество)! Дорогой(ая)… Любимый(ая)… Несравненный(ая) …. Здравствуйте… Привет.. |
2. Вступление -вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания | Письмо твое получил(а), спасибо. Какое ты(Вы) мне хорошее письмо написал(и)! Как вы живете? Как ты учишься? |
3. Основная часть изложение информации, интересующей адресата; просьбы, пожелания, предложения, советы, благодарность, поздравления… | 1. Не откажите в любезности.. 2. Хочу выразить Вам свое восхищение…. 3. Спешу Вас поздравить… Сердечно (горячо)… От всего сердца (от всей души) благодарю Вас за….. 4. Я хотел бы поблагодарить Вас за то, что… 5. Если бы Вы знали, как я… Вы не можете себе представить, как я благодарен Вам за… 6. Я очень благодарен Вам … Большое, огромное спасибо вам за то, что.. |
Заключение выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания | До скорого свидания… Прощайте…. До встречи … Буду ждать ответа … С уважением…. Искренне Ваш… |
Приложение 3.
Трафареты писем.
«Письмо первой учительнице»
__________________________________________
______________________________________________, за что_______________________спасибо.
____________________________________ благодарю Вас за _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Желаю Вам _____________ ______здоровья, ____________________ успехов, ______________________счастья, ______________________________________________________.
______________________________________ученик(ца) 2 класса.
___________________________________________________________________________________
«Письмо первой учительнице»
__________________________________________
____________________________________________________________________.
____________________________________ благодарю Вас за _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
От всей души желаю Вам _____________ ______ __________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Я Вас всегда буду помнить . _________ ______________________________ученик(ца) 2 класса.
____________________________________________________________________________________
«Письмо первой учительнице»
____________________________________________________________
___________________________________________, за что___________________________спасибо.
Позвольте выразить Вам _______________________ благодарность за ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
От чистого сердца желаю Вам _____________ ______ _____________________________________, ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________.
Искренне Ваш ученик (ца)__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
«Письмо первой учительнице» -
__________________________________________________________________
______________________________________, за что________________________________спасибо.
Моя благодарность не знает границ.____________________________________________________________________________.
____________________________________________________________________________________. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________ ______ ________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________.
Я Вас никогда не забуду. ______________________________________ Ваш ученик(ца)
Фразы-благодарности:
Я вам многим обязана
У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас…
Как я вам благодарен!
Моя благодарность не знает границ.
Я хочу поблагодарить вас.
Вы очень любезны.
Я тронута вашим вниманием.
Это очень мило с вашей стороны.
Вы меня так выручили!
3.Работа в группе. Употребление фраз благодарности в речи.
Задание 1. Устно поблагодарите друга ( подругу ) за поздравление ко Дню рождения, используя фразы-благодарности.