СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Планета в опасности". 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В нашей школе проходил День науки, эколого-просветительская акция "Единый экологический урок", приуроченный Году Экологии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Планета в опасности". 5 класс»

Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы пожалуй установить надгробную плиту с такой скорбной надписью

«Каждый хотел лучшего только для себя!»

Антуан де Сент- Экзепюри


На доске написана тема урока «Планета в опасности»

Цель урока: формирование экологической культуры и мышления обучающихся.

Задачи урока:

1.углубить экологические знания обучающихся , способствовать воспитанию гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле;

2.развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации.

Тип урока – изучение нового материала.

Метод и приемы обучения — беседа, словесно- наглядный; поисковый; самостоятельная работа

учащихся.

Оборудование - проектор; высказывания писателей , путешественников; картины загрязнения и природы); фломастеры и бумага; картины природы, рисунки экологического содержания, плакаты, выставка книг, колокол.

Структура урока

1.Вводная часть – 5 минут

Организация класса.

2. Изучение нового материала- 20 минут

3. Заключительная часть –20 минут

Выявление понимания изученного материала. (Выступление представителей групп и беседа за круглым столом).

Ход урока

Вводная часть.

Учитель: Слышите как звонит колокол. Во все времена колокола были вестниками тревоги.  Они звучали «во дни торжеств» и людских бед. По ком звонят они сегодня? Они звонят по каждому живущему на планете Земля! Они возвещают о приблизившейся ко всем нам экологической катастрофе.

Катастрофически быстро загрязняется вода, воздух, превращаются в пустоши плодородные земли. На глазах сокращаются площади лесов, повсеместно дают о себе знать химические загрязнения. Вырастают горы отбросов, в том числе опасных для здоровья человека и всей земной жизни.

И сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о последствиях антропогенного воздействия и мерах по сохранению уникальной, неповторимой природы Земли.

2. Изучение нового материала

Работаем по группам. На уроке рассматриваем следующие экологические проблемы:

1.Озоновая дыра.

2.Кислотные дожди.

3.Проблема мусора.

Класс поделили на три группы. Учащиеся изучают приготовленный материал и готовят: а)выступления по своей теме;

б)плакат;

в) синквейн , отрывок стихотворения.

3. Заключительная часть.

Проблема озоновых «дыр»

Слой атмосферы в пределах стратосферы с наибольшей концентрацией озона называют озоновым слоем или озоносферой. Озоновый слой расположен от поверхности Земли на высотах 7 – 8 км на полюсах и 18 – 25 км на экваторе. Этот слой отличается повышенной концентрацией молекул озона – в 10 раз выше, чем у земной поверхности. Общее количество озона оценивается в 3,3 млрд. т. (Шустов, Шустова, 1994). Если весь озон «собрать» у поверхности Земли при нормальной температуре и давлении, то получится газовый слой толщиной всего лишь три мм. Озон – трехатомная молекула кислорода, обладает большой химической реактивностью и токсичностью по отношению к организмам. Озон расположен в атмосферном слое неравномерно. Над тропиками мощность слоя больше, но концентрация озона относительно меньше. Над полюсами его мощность ниже, зато увеличивается его концентрация. Озон образуется из атомарного кислорода под действием коротковолнового УФ-излучения в результате электрических разрядов молнии. Необходимо отметить, что вследствии значительной удаленности поле гравитации на высоте озонового слоя ослаблено, поэтому молекулы озона недолговечны. Главной экологической функцией озоносферы является защита организмов от губительного УФ-излучения. УФ-лучи в небольших дозах необходимы организмам. Они стимулирую рост и развитие клеток, бактерицидное действие, способствует образованию в организмах витамина Д. В больших дозах УФ-лучи губительны для живых организмов, из-за способности вызывать раковые заболевания и мутагенные реакции. Озоновый слой оказывает влияние и «Парниковый эффект». Он задерживает и поглощает ИК-излучение, исходящее от поверхности Земли.

Озоновая «дыра» впервые была обнаружена в 1975 г. над Антарктидой. Озоновая «дыра» – значительное пространство атмосферы с заметным понижением (до 50 % и более) концентрации озона. В результате снижается защитный эффект поглощения УФ-фотонов озоносферы. Чаще озоновые «дыры» образуются в полярных районах Земли.

Выделяют две основные группы причин образования озоновых «дыр»: 1) естественные (увеличение цикличной активности Солнца, выделение фреонов по тектоническим разломам из недр Земли; 2) антропогенные (сокращение источников кислорода в вырубки лесов и загрязнение Мирового океана, увеличение загрязнения атмосферы тяжелыми металлами, фреонами, окислами азота. Фреоны или хлорфторуглероды – высоко летучие, химически инертные у земной поверхности вещества, широко применяемые в производстве и быту в качестве хладагентов, пенообразователей, аэрозолей, растворителей. Фреоны у поверхности земли инертны, не токсичны для организмов. Однако, поднимаясь в верхние слои атмосферы, подвергаются ультрафиолетовому облучению, в результате фотохимических реакций разлагаются с образованием оксидов хлора, интенсивно разрушающих озон. Один атом хлора может разрушить 10 000 молекул озона. Окислы азота также способствуют разложению озона. Окислы азота в стратосфере присутствуют в небольшой концентрации. Использование сверхзвуковых транспортных самолетов (в двигателях внутреннего сгорания образуется высокая температура, при этом азот и кислород атмосферы образуют окись азота) и применение нитратных удобрений (в почвах анаэробные бактерии восстанавливают нитрат-ионы до молекулярного азота и гемиоксида N2O в качестве побочного продукта) в сельском хозяйстве также приводят к разрушению озоносферы. Таким образом, для спасения озонового «щита» человечеству необходимо решить три проблемы: 1) ограничение использования фреонов или поиск экологически безопасных заменителей их; 2) сокращение числа полетов сверхзвуковых транспортных самолетов или замена этих самолетов на другие, летающие на более низких высотах; 3) сокращение использования азотных удобрений и принятие мер к введению более прогрессивных способов возделывания сельскохозяйственных земель.

Проблема разрушения озонового слоя глобальная и требует серьезного внимания всех стран мира. В 1988 г. в Монреале был подписан протокол к Конвенции по защите озонового слоя, предусматривающий постепенное сокращение производства и употребления фреонов. Позже принимались дополнительные международные решения, связанные с сокращением применения фреонов.

Ученик читает стихотворение: М.Ножкина «Озонная дыра».

Озонная дыра над Антарктидой!
А не было ее еще вчера.
Зачем она учеными открыта?
Неужто судный день для бела света
Подкрался вдруг космической тропой?
И под жестоким ультрафиолетом
Нам корчиться беспомощно толпой?
Неужто все, что дорого и свято
В единой человеческой судьбе,
Вдруг будет уничтожено, распято
Потоками диапазона «Б»?
На миллион квадратных километров
Пробита наша вечная броня,
И даже антарктические ветры
От страха взвыли, душу леденя.
Великая озонная защита
Разорвана отныне навсегда.
Виновников незримых не ищите,
Виновники – мы с вами, господа!
Природу мы так рьяно покоряем,
Уродуя творение творца,
Долбим, сверлим, копаем, ковыряем
И травим, и взрываем без конца.
Безумие свое реализуя,
Давно уж мирозданию хамим,
Давно во всю галактику газуем,
Давно во всю Вселенную дымим.
И с мудростью хвостатых наших предков,
И с вечным нетерпением ножа
Все спорим, у кого же выше клетка
И у кого добрее сторожа…
Озонная дыра над Антарктидой,
Как рана в сердце, как пожар в груди.
Одумайся, беспечный индивидуум
И в будущее взор обороти!
И ощути всей плотью знак сей грозный,
И хоть на миг забудь о барышах,
Одумайся пока еще не поздно,
Пока не сделал свой последний шаг,
Пока другие дыры не пробиты.
На нашем общем малом корабле,
Пока одна дыра над Антарктидой,







Кислотные дожди


Кислотные дожди- это дождь, снег или дождь со снегом, имеющие повышенную кислотность. Кислотные осадки возникают главным образом из-за выбросов оксидов серы и азота в атмосферу при сжигании ископаемого топлива (угля, нефти и природного газа). Растворяясь в атмосферной влаге, эти оксиды образуют слабые растворы серной и азотной кислот и выпадают в виде кислотных дождей.

 Прежде всего, выясним, что означает понятие “кислотные дожди”. Кислотность соединения выражается показателем рН. Чистая вода имеет нейтральный показатель (рН 7). Все показатели ниже 7 указывают на возрастание кислотности. Дождь по своей природе уже обладает кислотностью (рН около 5,6), так как он впитывает углекислый газ и другие ангидриды, содержащиеся в атмосфере, что приводит к образованию кислот. Чем больше производится вредных выбросов в атмосферу, тем больше ее кислотность и больше кислот содержится в обыкновенном дожде.
В восточных районах США кислотность атмосферных осадков приблизительно на 65% определяется присутствием серной кислоты (H2SO4), на 30% – азотной кислоты (HNO3) и на 5% – соляной кислоты (HCl). Главными источниками оксидов серы (SO2 и SO3), обусловливающих образование серной кислоты, являются тепловые электростанции, работающие на нефти и угле, а также металлургические заводы. Оксид азота (NO) и диоксид азота (NO2), из которых образуется азотная кислота, поступают в атмосферу примерно в равных количествах от тепловых электростанций, работающих на нефтепродуктах и угле, и с выхлопными газами автомобильных двигателей. Сравнительно небольшое количество соляной кислоты в атмосферных осадках образуется в результате аккумуляции газообразного хлора от различных природных и промышленных источников. Кислотные дожди могут также выпадать при поступлении в атмосферу серной кислоты и азотсодержащих газов (диоксида азота NO2 и аммиака NH3) от естественных источников (например, при извержении вулканов). 
Последствия. Разные природные обстановки различным образом реагируют на повышение кислотности. Кислотные осадки могут привести к изменению химических свойств почвы и воды. Там, где вода в реках и озерах стала довольно кислой (рН менее 5), например, в горах Адирондак (шт. Нью-Йорк, США) или в южных районах Норвегии и Швеции, исчезает рыба. При нарушении трофических цепей сокращается число видов водных животных, водорослей и бактерий. В городах кислотные осадки ускоряют процессы разрушения сооружений из мрамора и бетона, памятников и скульптур. Кислотные дожди. Это явление связано в основном с увеличением использования минерального топлива.

Данные, полученные в настоящее время, указывают на повышенную кислотность дождей: 4,9 в Португалии и Ирландии; 4,1—в континентальной Европе. В некоторых районах кислотность достигает рН 3. И вот каковы последствия. Повышенная кислотность наносит вред растительности, отравляет воды в реках, озерах, вызывает серьезные последствия для фауны, нарушает биологическое равновесие в экосистемах. Но это еще не все. Загрязнение окружающей среды не имеет границ. Воздушные массы переносят кислотные дожди из одной страны в другую. Они причиняют огромный ущерб природе, а также порождают серьезные разногласия. Пока самый серьезный ущерб нанесен Европе. Но угрожающие сигналы поступают и с менее загрязненных континентов и стран: Австралии, Центральной Африки и Китая.Таким образом, это явление существует в мировом масштабе. Считается, что причиной в данном случае является минеральное топливо, выделяющее 50 % серы, имеющейся в атмосфере, и 85 % серы, содержащейся в атмосфере над континентальной Европой

Первыми предвестниками появления данной проблемы стали кислотные дожди, уничтожившие в середине 70-х годов целые леса в ФРГ.

Нельзя также исключать возможность взаимодействия нескольких загрязняющих веществ, что наиболее опасно для экосистем, так как 2 малотоксичных соединения при совместном воздействии становятся более токсичны в сотни раз. Достоверно известно, что в данном случае речь идет о явлении, с которым трудно бороться: даже если было бы возможно остановить загрязнение атмосферы, то все равно ущерб, нанесенный кислотными дождями, ощущался бы еще в течение нескольких десятилетий


Ученик читает синквейн:


1.Кислотный дождь

2.Серный, азотный

3.Сжигает,разрушает,отравляет

4.Самый серьезный ущерб нанесен Европе

5.Осадки с рН менее 5,6.




Проблема мусора


Проблема твердых бытовых отходов( ТБО), а проще сказать, мусора, пожалуй, наиболее очевидная экологическая проблема. В отходах, производимых человеком, кроме органики, все больше преобладают материалы, переработка, которых требует дополнительных усилий, а то и вовсе невозможна. Но из-за не налаженной системы сбора и сортировки мусора даже то, что может быть переработано, отправляется на свалки, на сотни лет делая этот участок Земли, ни на что не годным. Проблема утилизации отходов остро стоит во всей стране. На Земле живет примерно 6 млрд. жителей и на каждого в год приходится 1 т мусора. Свалки переполнены, они отравляют воздух, почву, водоемы. Если мы не остановим мусорное нашествие, то наши дети будут жить на свалке. Планета утонет в мусоре. Вот некоторые из цифр:

  • В России в год образуется 50 млн. т отходов.

  • Каждый житель нашего города ежегодно выбрасывает в мусорное ведро 300 кг отходов.

  • Бумага разлагается 3 года, железная банка – 10 лет, полиэтиленовый пакет – 100 лет, памперс – 500 лет, стекло – 600 лет.

  • 20 кг макулатуры спасает 1 дерево.

По оценкам специалистов ООН, чрезмерное потребление увеличивает количество и разнообразие отходов, и к 2025 году их объём может возрасти в 4-5 раз. По   своему   составу   отходы   чрезвычайно   разнообразны:   ведь   всё что производится, рано или поздно  оказывается   на   помойке.   Компоненты, представляющие коммерческий интерес, составляют 50-70 % объема: бумага, картон, стекло, пластик это, тряпьё, чёрный и цветной лом,
драгоценные металлы. Надо только суметь это полезное из мусорного бака извлечь, рассортировать и изготовить товар, имеющий реальную ценность.

Основную часть ТБО составляют бумага и пищевые отходы, но немало и. долго разрушающихся пластмасс и синтетических материалов   Сжигать  их нельзя, т.к. при этом выделяются многочисленные токсичные вещества.

Часть бывших свалок оказавшихся в черте городов, застраивается жилыми домами. Однако, продолжающий выделять биогаз - результат разложения органических веществ- создает взрыво- и пожарную ситуацию. На свалках в больших количествах размножаются грызуны, являющиеся

переносчиками различных инфекционных заболеваний
Свалки      ТБО      загрязняют      окружающую      среду,      создавая эпидемиологическую и токсикологическую опасность: страдает окружающий воздух (от выделяющегося метана, сернистого газа, растворителей и прочего), почвы и грунтовые воды (от тяжелых металлов).
Систематическое  использование  загрязненной   воды  приводит  к  резкому снижению иммунитета и развитию лейкозоподобных заболеваний у человека и домашних животных.

Наиболее опасным является фильтрат - результат просачивания дождевой и талой воды через слой ТБО. Сроки его выхода могут составлять от 1 года до 25 лет после захоронения ТБО.Вблизи городских
свалок  обнаружены  соединения  мышьяка,  кадмия,  хрома,  свинца,  ртути  и никеля. Переработка   металлических,    бумажных, стеклянных, пластмассовых и органических отходов уменьшает потребности в энергии и сырье. Получение бумаги из макулатуры вместо древесины не только спасает от вырубки ценные леса, но и на три четверти сокращает расход энергии на производство 1 г. бумаги,    требует    лишь    половины    объема    воды.    потребляемой    при использовании древесного сырья.  

Утилизация путем переработки мировых отходов приведет к тому, что в дальнейшем уже использованного металла будет применяться больше, чем имеется в богатейших месторождениях, бумаги - столько, сколько можно было бы получить из миллионов га лесов, и пластмассы, содержащие высоко переработанные химикаты. В будущем будет использоваться пластик, способный к биологическому разложению. В  Великобритании  и  в  Бетланде  (Швейцария)  субсидируемые
частными   компаниями   ученые   уже   пришли   к   формуле   так   называемого «умного пластика» который разлагается естественным путем или посредством применения специальных реагентов.
Опытное производство этого пластика уже началось

Вернемся к увеличивающейся доле неразлагающихся отходов: ведь сейчас отходы домашнего хозяйства содержат все большее количество опасных отходов.
Батарейки, краски, растворители масла и пестициды - в числе наиболее проблематичных . Ртуть из батареек   и   фосфорсодержащие элементы   флюорисцентных   ламп   угрожают   здоровью   людей.


Ученик читает стихотворение:
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
(А. Усачёв)

Учащиеся в момент выступления задают вопросы выступающим .Каждая группа представила плакаты по своей теме.


Учитель читает в заключение :

Земля – это третья планета от Солнца,

Так Родина наша большая зовется,

Где место для каждого есть, чтобы жить,

Смеяться и верить, дерзать и любить.

Давайте беречь от разрухи природу,

И не загрязнять океанские воды,

Чтобы каждое слово в дела превращалось,

Чтоб с каждой победой земля возрождалась.

Не рвите цветы, берегите животных –

Мы в мире огромном, так будет он добрым.

Построим мир светлый, чтобы радостно жить,

Смеяться и верить, дерзать и любить

Заключительным этапом занятия был призыв учащихся к тому, что каждый должен начать охранять природу каждый сам с себя, ведь для этого надо не так много: любить и бережно относиться ко всему живому, не бросать мусор на улицах, не ломать ветки деревьев, и не убивать животных без причины, экономить воду и электроэнергию в своих квартирах и домах, при работе на дачах не применять пестициды и ядохимикаты.

Дорогие друзья! Мы были рады видеть вас. Спасибо всем за работу, за внимание, до новых встреч!!!»

ПРИЛОЖЕНИЕ.

1.Фотографии с урока







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя