II. | Актуализация опорных знаний 3 мин | Учитель: На первых уроках информатики вы говорили о том, что весь реальный мир состоит из множества объектов. Эти объекты в любой момент времени взаимодействуют друг с другом на различных уровнях: химическом, физическом, информационном и т.д. Из жизни мы знаем о «зависимости цены производителя от объёма производства». А какие примеры можете привести вы? Какие зависимости вы изучали? Молодцы! Вы правы! Слайд 2 Проводит фронтальную работу с классом Что изображено на слайде? Ответьте на вопросы: Запишите тему урока: Функция y = . Сегодня нам предстоит изучить функцию этого вида. Ребята. А что значит, изучить функцию? Это и будет целью нашего сегодняшнего урока. Урок мы проведем сегодня в форме соревнования. Ваши результаты будут оценены. Каждый получит оценку в журнал за выполненную работу. | Примерные ответы учеников: На уроках физики мы изучали«зависимость силы тока от сопротивления», «зависимость давления газа от объема»; Примерные ответы учеников: 1.На слайде изображены графики линейной квадратичной функций, функции прямой пропорциональности, функции 2. а – y = б – y = в – y = г – y = д – y = График «е» вызывает трудности. Но из рассуждений можно понять, что этому графику соответствует формула y = Ставят цели урока: Изучить функцию – это значит изучить определение, свойства и график данной функции. |
III. 1) 2) 3) | Изучение нового материала 20 мин Самостоятельная индивидуальная работа 5 мин Фронтальная работа 5 мин Работа в группах 10 мин | Решение задач На каждое задание вызывает одного ученика к доске по желанию. Остальные ученики выполняют задания в тетради. Решим несколько задач, за правильный ответ на которые вы получите дополнительные бонусы Задача №1 Скорость пешехода v км/ч; t ч – время. Сколько времени потребуется пешеходу, чтобы пройти 12 км. Выразить зависимость t от v Задача №2 Площадь прямоугольника 60 см2. Одна сторона прямоугольника а см, другая b см. Выразить зависимость b от а Задача №3 Цена товара p руб., m количество товара. Сколько товара можно купить на 500 руб? Выразить зависимость m от p Задает вопросы учащимся: Что общего у этих формул? Предлагает записать функцию, которая является обобщением рассмотренных зависимостей Учитель: Итак, сегодня мы изучаем функцию . Это обратно пропорциональная зависимость, где k – коэффициент обратной пропорциональности, k≠0. Запишите определение в тетрадь. Определение: Функция, заданная формулой , где k≠0, называется обратной пропорциональностью. Учитель: Как вы считаете, глядя на аналитическую запись функции, можно сказать о том, какие значения х допустимы? Учитель: Следующее задание: необходимо ответить на вопрос, найти верный ответ среди предложенных, соответствующую букву записать в таблицу под правильным ответом Задания: Дана функция f(x) = . Найдите f(1). Найдите значение аргумента? при котором значение функции у = 5х + 4 равно – 1 Найдите положительный нуль функции f(x) = На рисунке изображен график функции у = f(x) на отрезке [- 3; 2] Укажите наибольшее значение функции. Укажите промежуток? в котором функция возрастает. Найдите промежуток? в котором функция принимает отрицательные значения. Найдите нули функции. Найдите область значений функции. Найдите по графику f(2). Учитель: Ребята, проверяем, что у вас получилось. Найдя нужные нам буквы и заполнив таблицу, мы получили красиво звучащее слово ГИПЕРБОЛА. Давайте вспомним, где мы могли встречаться раньше со словом «гипербола»? Учитель: Немного истории Гипербола (ὑπερβολή – греч.) - бросать далее цели, избыток. Открыта математиками древнегреческой школы примерно в IV в. до нашей эры. Аполлоний Пергский. Дата рождения:262 до н. э. Место рождения: Перга, Памфилия. Дата смерти:190 до н. э. Место смерти: Александрия Но всё же, как вы знаете функцию удобнее анализировать по её графику. Предлагаю вам построить графики функций, которые у вас записаны на карточке. Один ученик будет выполнять задание у доски, а остальные выполняют индивидуальное задание у себя в тетради. См. Приложение 1 Задание: Построить график функции Как построить график незнакомой нам функции? Учитель: Ребята, давайте, проанализируем график построенной на доске функции. Чем отличается график функции обратной пропорциональности от графиков ранее изученных функций? Фронтальная работа. Анализируются выполненные задания у остальных учеников. За правильные ответы учащиеся получают бонусы. Учитель: Задает вопросы учащимся: 1.Как вы считаете, что общего в получившихся графиках? 2.А в чём есть отличие? 3.Как вы считаете, на какие две группы можно разделить эти графики, чем отличаются эти группы? 4.От чего же зависит расположение графика функции в четвертях? Я предлагаю вам рассмотреть более подробно график функции Учитель: Посмотрите на график и скажите: Пересекает ли он ось ОХ? Пересекает ли он ось ОY? Эти прямые называются асимптоты графика. Имеет ли гипербола центр симметрии? Имеет ли гипербола ось симметрии? Учитель: Разделитесь на две группы. Одна опишет свойства функции , другая . Схема анализа функции а) Область определения функции (множество значений переменной х, при которой функция существует) или( проекция функции на ось ОХ); б) Область значения функции (множество значений у, при которых функция существует) или (проекция функции на ось ОУ) 2) Значения переменной х, при которой у 0; у 3) Промежутки возрастания и убывания функции 4) унаименьшее (при каких х функция принимает наименьшее значение) унаибольшее (при каких х функция принимает наибольшее значение) 5) Прерывная или непрерывная функции. Учитель: Прошу представителя от каждой группы выйти к доске и записать свойства своих функций При ответе представителей группы проверяет правильность выполнения задания, контролирует процесс. | Один ученик выполняет задание у доски. Остальные ученики выполняют задания в тетради. Задача №1 Задача №2 Задача №3 Примерные ответы учеников: Числителями данных формул – дробей являются числа. Данные формулы – обратно пропорциональная зависимость Записывают определение в тетрадь Примерные ответы учеников: Да, глядя на аналитическую запись функции, можно сказать, что х≠0 Внимательно слушают учителя. Выполняют задание в тетрадях. Ответы: 1.4 - Г 2.-1 - И 3.5 - П 4.3 - Е 5. [- 3; 0] - Р 6. [- 3; 2] - Б 7.-2 - О 8. [- 1; 3] - Л 9.1 - А Ответ: гипербола Примерные ответы учеников: В литературе: гипербола – слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа, например «…я сказал тебе сто раз…» Внимательно слушают учителя, записывая основное Один учащийся выполняет задание у доски. Остальные выполняют задание (строят графики функций) индивидуально в тетрадях Учащийся у доски отвечает на вопросы учителя: Составить таблицу значений (взять значения аргумента с расчетом, чтобы положение графика определялось с достаточной полнотой) Отметить точки на координатной плоскости Соединить точки линией Примерные ответы учеников: График данной функции имеет из 2 ветки См. Приложение 2 Примерные ответы учеников: 1.Все построенные графики функций имеют одинаковую форму: они состоят из двух веток. 2.Отличаются они расположением в четвертях 3.Данные графики можно разделить на 2 группы: одни располагаются в первой и третьей четверти, другие во второй и четвёртой. 4.Расположение графика зависит от знака коэффициента обратной пропорциональности! Примерные ответы учеников: График функции не пересекает ось ОX График функции не пересекает ось ОY Да, центр симметрии - точка (0;0) Да, оси симметрии - прямые у = х и у = - х Учащиеся по группам анализируют графики функций и записывают их свойства по схеме, представленной на слайде Представитель подгрупп записывают свойства своих функций на доске. Остальные учащиеся записывают свойства функции каждой группы. В конце обсуждения свойства функций демонстрируются на экране. |
V. | Закрепление изученного материала 10 мин | На каждое задание вызывает одного ученика к доске. Остальные ученики выполняют задания в тетради. № 184 (1, 3) Построить график функции y = . Выяснить, при каких значениях x: y (x) = 4 y (x) 1 Учитель: Как построить график незнакомой нам функции? Давайте построим часть графика для х 0, затем с помощью симметрии – часть графика для х Учитель: Что требуется выполнить в задании? Как нам это сделать? Учитель: Следующий номер выполните самостоятельно. Ученики, выполнившие задание правильно и быстрее всех, получат дополнительные баллы за вашу работу на уроке, которая оценивается. Выполнение задания с последующей проверкой № 185 (1) На одной координатной плоскости построить графики функций y = x и y = . Выяснить, при каких значениях х: графики этих функций пересекаются | Один ученик выполняет задание у доски. Остальные ученики выполняют задания в тетради. № 184 (1, 3) Построить график функции y = . Выяснить, при каких значениях x: y (x) = 4 y (x) 1 Учащийся у доски отвечает на вопросы учителя: Составить таблицу значений (взять значения аргумента с расчетом, чтобы положение графика определялось с достаточной полнотой) Отметить точки на координатной плоскости х | у | 1 | 2 | | 4 | | 6 | Учащийся у доски отвечает на вопросы учителя: В задании требуется выяснить, при каких значениях х: y (x) = 4 y (x) 1 Можно посмотреть по графику функции y = . y (x) = 4 при х = y (x) 1 при х = -4 Учащиеся выполняют задание самостоятельно (с последующей проверкой) № 185 (1) графики этих функций пересекаются при х = 1 и х = -1 |
VI. | Рефлексия 3 мин | Подводит итоги урока. Сегодня мы изучили с вами тему: «Функция y = , ». А как вы думаете, ребята, где еще может нам встретиться гипербола? Вы совершенно правы! В явлениях природы, в человеческой деятельности часто встречаются обратно пропорциональные зависимости между двумя величинами. Гипербола может служить графиком любой такой зависимости. Предлагает ученикам ответить на вопросы. 1.Сегодня на уроке я изучил… 2.Я научился… 3.У меня возникли трудности с… 4.Мне хотелось бы… Анализирует урок, обосновывает минусы и плюсы работы учащихся. Выставляет отметки в классный журнал. | Подводят итоги урока. Примерные ответы учеников: Гиперболы окружают нас повсюду. Например, в астрономии. Вблизи Солнца многие кометы движутся по орбитам, близким к гиперболам. Примерные ответы учеников: 1.Сегодня на уроке я изучил функцию y = и ее свойства и график, узнал, что такое гипербола, ветви гиперболы 2. Я научился строить график функции y = и решать задачи 3.У меня возникли трудности с задачей на построение графика функции y = 4.Мне хотелось бы достичь больших успехов в изучении темы: «Функция y = » Ученики осознают свои ошибки, проводят самоанализ своей деятельности |