СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по астрономии " Модель «горячей Вселенной»"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная:

- ознакомить учащихся с моделью «горячей Вселенной» и реликтовым излучением;

- обратить внимание на наличие большого количества гелия и его образование во   Вселенной (где,  когда и как образовалось основное количество гелия во Вселенной);

- рассмотреть наблюдения, указывающие на высокие температуры вещества  Вселенной в начале расширения;

Развивающая:

-  развитие умений устанавливать причинно-следственные связи;

-  развитие способности логически рассуждать, делать  выводы;

-  развивать научность мышления, умение анализировать, выделять главное;

Воспитательная:

- формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;

- развитие коммуникативной  компетентности у  учащихся;

- формирование добросовестного отношения к учебному труду учащихся и труду учёных;

- воспитывать интерес к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по астрономии " Модель «горячей Вселенной»"»

Урок №31

Модель «горячей Вселенной»

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная:

- ознакомить учащихся с моделью «горячей Вселенной» и реликтовым излучением;

- обратить внимание на наличие большого количества гелия и его образование во Вселенной (где, когда и как образовалось основное количество гелия во Вселенной);

- рассмотреть наблюдения, указывающие на высокие температуры вещества Вселенной в начале расширения;

Развивающая:

- развитие умений устанавливать причинно-следственные связи;

- развитие способности логически рассуждать, делать выводы;

- развивать научность мышления, умение анализировать, выделять главное;

Воспитательная:

- формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;

- развитие коммуникативной компетентности у учащихся;

- формирование добросовестного отношения к учебному труду учащихся и труду учёных;

- воспитывать интерес к предмету.

Межпредметные связи: 

физика (плотность, температура, кинетическая и потенциальная энергии, плазма, скорость света, спектральный анализ, термоядерный синтез, элементарные частицы);

обществознание (материальность мира и его познаваемость, основные формы существования материи, движение материи, пространство и время);

математика (степени с положительным и отрицательным показателями, проценты, радиус, максимумы);

химия (химические элементы).

Оборудование: ПК, интерактивная доска, система контроля качества знаний PROClass, презентация, фрагменты видеофильмов.

Тип урока: изучение нового материала. 

Вид урока: комбинированный.

Этапы урока.

  1. Организационный.

  2. Актуализация знаний учащихся.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление изученного материала.

  5. Оценка деятельности.

  6. Домашнее задание.

  7. Рефлексия.


1 этап – Организационный:

Приветствие. Знакомство с темой и целями урока; система оценки результатов.

2 этап - Актуализация знаний учащихся

Проверка домашнего задания в форме тестирования по §§ 34-35 учебника Астрономия 10-11, автор Чаругин В.М.

Тестирование проводится с помощью системы PROClass . (Ученикам выдаются беспроводные пульты. На интерактивной доске выводятся вопросы с вариантами ответом. После ответа всеми учениками на вопрос или окончания отведённого времени, происходит переход к следующему вопросу. После каждого ответа можно выводить результат на экран для того, чтобы оценить, как класс ответил на вопрос и если нужно, то обсудить задание.) 


1. Раздел астрономии, изучающий строение и развитие (эволюцию) Вселенной в целом, называется:

а) космогонией в) космонавтикой с) космологией d) астрофизикой е) астрологией

2. Во времена Античности и в Средние века многие учёные, в том числе Н. Коперник и Т. Браге полагали, что Вселенная….

а) бесконечна в) конечна с) сжимается d) расширяется

3. Ученый, подтвердивший вывод о том, что при расширении Вселенной скорость разбегания галактик должна быть пропорциональна расстоянию до них

а) И. Ньютон в) А. Эйнштейн с) А. Фридман d) Э. Хаббл е) Н. Коперник

4. Критическое значение плотности вещества, от которой зависит характер движения и геометрия Вселенной равно

а) в) с)


5. При каком значении плотности Вселенной она будет расширяться вечно:

а) ρ≤ρкр в) ρρкр с) ρρкр d) нет верного ответа


Ответы к тесту: 1-с, 2-в, 3- d, 4-с, 5-а.



3 этап - Изучение нового материала.


  1. Модель «горячей Вселенной» (использование материала учебника в качестве информации для лекции).

До образования звёзд вещество состояло из простейшего химического элемента – водорода, соответственно первые звёзды были водородные. В недрах звёзд протекали термоядерные реакции с образованием гелия. Чтобы два ядра вступили в реакцию синтеза, они должны сблизиться на расстояние действия ядерных сил порядка 2·10-15 м, преодолев электрическое отталкивание их положительных зарядов. Для этого средняя кинетическая энергия теплового движения молекул должна превосходить потенциальную энергию кулоновского взаимодействия. Расчет необходимой для этого температуры T приводит к величине порядка К. Это чрезвычайно высокая температура. При такой температуре вещество находится в полностью ионизированном состоянии, которое называется плазмой.

В дальнейшем часть вещества возвращалась в межзвёздную среду. Следовательно, можно предположить, что около 30% по массе наблюдаемого во Вселенной гелия образовалось в недрах звёзд.

Работа с учебником (стр.132) для оценки массы гелия, содержащегося в звёздах Галактики.

В термоядерных реакциях синтеза гелия из водорода в недрах Солнца каждую секунду выделяется 4 · 1026 Дж энергии. При образовании одного ядра гелия выделяется энергия ΔЕ = 4,8 · 10–12 Дж. Поэтому каждую секунду в Солнце образуется 1038 ядер атомов гелия, или 6,7 · 1011 кг гелия. Полагая, что возраст Галактики близок к возрасту Вселенной: 1,3 · 1010 лет = 3,9 · 1017 с, легко подсчитать массу гелия, которая могла бы образоваться во всех звёздах (1011 звёзд) за этот промежуток времени: 6,7 · 1011 кг/с · 1011 · 3,9 · 1017 с = 2,6 · 1040 кг.

Это составляет 13% от всей массы Галактики (масс всех звёзд Галактики 2 · 1041 кг), что существенно меньше наблюдаемой массы гелия.

Обсуждение с учащимися о таком несовпадении результатов вычислений.

Исходя из этого, в 1946 году астрофизик Г. Гамов (американский физик российского происхождения) пришёл к выводу, что основная масса гелия образовалась не в звёздах, а на ранней стадии расширения Вселенной. Т.к. термоядерные реакции протекают при очень высоких температурах, то в настоящее время модель расширяющейся Вселенной получила название модели «горячей» Вселенной.

Запись в тетради определения модели «горячей» Вселенной (стр. 132) – Теория Большого взрыва.

  1. Просмотр видеофильмов «Теория Большого Взрыва» и «Реликтово излучение».

видеофильм «Теория Большого взрыва: как зародилась Вселенная» (3 мин 11с) https://www.youtube.com/watch?v=Vgo-_gcQmhY

Для раскрытия понятия реликтового изучения демонстрируется видеофильм «Реликтово излучение» https://www.youtube.com/watch?v=_9SJjY8bqkE

Вывод: итак, на ранних этапах расширения вещество Вселенной имело огромную плотность и очень высокую температуру. Было также излучение, которое находилось в равновесии с веществом. Именно это излучение назвали реликтовым - космическое электромагнитное излучение, приходящее на Землю со всех сторон неба примерно с одинаковой интенсивностью и имеющее спектр, характерный для излучения абсолютно черного тела при температуре около 3 К (3 градуса по абсолютной шкале Кельвина, что соответствует -270° С). Как показали наблюдения, это излучение не связано ни с одним из известных небесных тел или их систем.


4. Закрепление изученного материала.

Обсуждение.

1. Почему современная модель расширяющейся Вселенной названа моделью «горячей» Вселенной?

2. Что такое реликтовое излучение?


  1. Оценка деятельности

  2. Домашнее задание.

Ответить на вопросы и задания § 36 (стр.133-134) .

  1. Рефлексия.




Список литературы


1. Астрономия. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / В.М. Чаругин. – М. Просвещение, 2018. – 144 с. :ил.

2. Википедия «Свободная энциклопедия» https://ru.wikipedia.org

3. Видеофильмы Теория Большого взрыва: как зародилась Вселенная https://www.youtube.com/watch?v=Vgo-_gcQmhY

Реликтово излучение https://www.youtube.com/watch?v=_9SJjY8bqkE

4. Курсы повышения квалификации «Астрономия» в старшей школе для Издательства «Просвещение»