СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии "Класс Земноводные - внешнее строение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по ФГОС для учащихся 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Класс Земноводные - внешнее строение"»

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Тема: «Класс Земноводные. Особенности внешнего строения и скелета земноводных»

По учебнику: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса – М.: Вентана – Граф, 2011


Тема

«Класс Земноводные. Особенности внешнего строения и скелета земноводных»

Цель

создать условия для формирования знаний об особенностях строения и процессов жизнедеятельности земноводных

Задачи

Образовательные:

1. Рассмотреть особенности внешнего строения и скелета Земноводных на примере зеленой лягушки, связанные с водным образом жизни;

2. Выделить характерные черты усложнения в их организации по сравнению с рыбами.

Развивающие:

1. Развивать умения, учащихся работать с учебником, раздаточным материалом;

2. Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.

Воспитательные:

1. Продолжить формирования интереса к предмету;

2. Осуществлять эстетическое воспитание учащихся.

УУД

Личностные:

1. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

Регулятивные:

1. Умение планировать и регулировать свою деятельность;

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

3. Умение адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей;

4. Владение основами самоконтроля и самооценки.

Коммуникативные:

1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении;

2. Взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы;

3. Формирование своего мнения и позиции;

4. Использовать информационные ресурсы для поиска информации;

Познавательные:

1. Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы;

2. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

Основные понятия

Строение скелета, парные конечности, подвижные веки, холоднокровные животные, кожные железы, слизь, резонаторы, скелет головы, скелет туловища, скелет поясов передних и задних конечностей, мускулатура, плавательная перепонка, барабанная перепонка, слезные железы

Межпредметные связи

География, литература, экология

Ресурсы

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса – М.: Вентана – Граф, 2011;

Картинки с изображением особенностей земноводных и т.д.;

Мультимедийная презентация; Интерактивная доска.

Формы работы

Парная

Групповая

Фронтальная

Технология

Системно – деятельностный подход





Ход урока

1. Организационный момент.


Здравствуйте ребята! Начинаем наш урок. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу. Определите свое настроение на начало урока и покажите смайлики, которые отражают ваше настроение.

-Думаю, что демонстрация прочных знаний в ходе урока улучшит ваше настроение/ пройдет с таким же хорошим настроением/.


Учитель: Тема, которую мы сегодня будем изучать, безусловно, не является для вас абсолютно новой, многое вам известно. Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь.

Подсказка первая – слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны. В народных поверьях эти животные непременный атрибут ведьм и колдунов. В.Шекспир в трагедии «Макбет» так описывает приготовление ведьминого зелья:

Сестры в круг!

Бурлит вода

Яд и нечисть – все сюда

Жаба, что в земле сырой

Под кладбищенской плитой

Тридцать дней копила слизь

Первая в котле варись!

а домохозяйки использовали этих животных для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении.

Подсказка вторая – эти животные служат объектом для науки, классическими подопытными животными, им построены памятники.

Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты.

Учитель: Ребята представьте себе: знойный летний вечер, мы сидим на берегу реки и слышим разные голоса животных. Голоса лягушек (звукозапись)

Что это за животные? О чем они говорят? Наверное, они рассказывают о своих проблемах, о своих тайнах, некоторые из которых мы постараемся сегодня приоткрыть. Итак, речь действительно пойдет сегодня о лягушках, из класса земноводных. Это необычные животные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить. Необычность этих животных состоит уже в том, как к ним относятся люди. У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и взрослые, и дети.

«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем).

Учитель: (слайд) Ребята, внимательно послушайте песенку водяного. «…. Пиявки и лягушки, фу какая гадость!»

А каково ваше отношение к лягушкам? Давайте перечислим ассоциации которые возникают у нас при соприкосновении с этими животными: ( ответы учащихся: скользкие, холодные ,страшные, мерзкие ,из-за них бывают бородавки.) Давайте сегодня на уроке возьмем  на себя задачу  оправдать или подтвердить негативное отношение к  земноводным. Работа это непростая. Нам предстоит тяжелое путешествие по болоту. Готовы? Удачи вам!

Учитель:  Для путешествия  мы разделимся на группы. Каждая группа будет искать ответы на задания. Посмотрим, какая группа поработает продуктивно.


2. Постановка целей, актуализация знаний.

Эпиграф:
«Лягушкам только образования не хватает,

а так они на все способны».

Марк Твен

3. Изучение нового материала.

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным.

Учитель: рассказывает о том, что каждую группу животных изучает определенная биологическая дисциплина, и предлагает подумать, как будет называться наука о земноводных, если лягушка на греческом языке – «батрахос». (Батрахология.)

Учитель: Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. Двоякодышащие), подчёркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются и проводят своё детство. Но как только молодое поколение немного подрастёт, у них возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. Но связь с ней сохраняют в течение всей жизни. Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад. Как вы думаете, кто им проложил путь на сушу?

Особенности развития современных амфибий свидетельствуют о происхождении этой группы позвоночных от рыбообразных предков девонских кистеперых рыб.

Современная фауна включает в себя немногим более 2500 видов амфибий.

Лягушки и другие близкие к ним по облику амфибии (жабы, жерлянки, квакши) с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий.

Отряд хвостатых объединяет амфибий, имеющих удлинённое тело и хвост, это тритоны и саламандры.

Земноводные с червеобразным телом не имеющие ног так и называются безногие амфибии, к ним относятся червяги.

Тип: Хордовые.

П /тип: Черепные.

Класс: Земноводные (Амфибии).

Отряды: Бесхвостые; Хвостатые; Безногие.


Учитель: Итак, земноводные – животные необычные, их изобретения, которые позволяют им жить и в воде и на суше оказались настолько совершенными, что сохранились в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Изучением этих приспособлений займутся несколько исследовательских групп:


1. Группа экологов определяет, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения животных.


2. Морфологам необходимо определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.


3. Анатомы определяют, какие особенности строения скелета появились у лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни.


У каждой группы на столах имеются задания, над которыми они будут работать, учебники и весь необходимый для исследования дополнительный материал.


На выполнение задания вам отводится 10 минут. С результатом выполненного задания выступает один представитель от группы. Оцениваться результаты работы группы будут с учетом правильности и глубины ответа. Итак, приступаем к работе (по истечении отведённого времени, представители групп отчитываются о проделанной работе и делают выводы.)


Задания группам:


Морфологи


Проблема: определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.


1. Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на форму и окраску тела, наличие конечностей, укороченное и компактное тело.


2. Какое значение имеет такое строение в жизни лягушки?


3. Рассмотрите голову лягушки и найдите на ней ноздри, глаза, барабанные перепонки, определите, имеют ли глаза веки, где расположены глаза, ноздри. Какую роль играет такое строение и расположение органов в жизни лягушки?


4. Найдите у лягушки передние и задние конечности. Чем они отличаются друг от друга? Что располагается между пальцами задних конечностей? Какое приспособление имеет такое строение для жизни в воде?


5. Сформулируйте и запишите в тетради выводы об особенностях внешнего строения лягушки в связи с наземным и водным образом жизни.


Анатомы:

Проблема: выяснить, какие особенности строения скелета лягушки появились в связи с переходом к наземному образу жизни.


1. Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей.


2. Найдите позвоночник, подсчитайте число позвонков в нём. Обратите внимание на прочное соединение многих позвонков между собой.


3. Найдите плечевой пояс – опору передних конечностей. Он состоит из вороньих костей, лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охватывают туловище.


4. Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое состоит из двух костей и кисть с четырьмя пальцами.


5. Найдите пояс задних конечностей – таз. Он состоит из сросшихся костей и плотно примыкает к позвоночнику.


6. Обратите внимание на длинные кости задних конечностей: бедро, голень, стопу.


7. Сформулируйте в тетради выводы об особенностях строения скелета лягушки в связи с её наземным образом жизни. Заполните пропуски в тексте.


Экологи:


Проблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки (ответ в форме рассказа)


1. В каких местах чаще всего встречаются земноводные?


2. В какое время года они наиболее активны?


3. От каких факторов среды зависит активность земноводных?


4. Какое значение имеют земноводные в природе и жизни человека?


Ф И З М И Н У Т К А(слайд)

На болоте три подружки –

Три зелёные лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Лапками топали,

Лапками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет,

Вам, друзья, физкульт привет!


Работа в парах «Объясни»

Ухватила мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот –
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость рта,
Протолкнули сей обед.
Правда это или нет?

(совещание в парах,  кто быстрее ответит) (Ответ: у лягушки глазные яблоки опускаются и проталкивают пищу к глотке, при проглатывании пищи лягушка закрывает глаза.)

Учитель:  видеофрагмент «Прямая трансляция» - минута релаксации слайд). Поясните, что происходит с лягушками и кто перед нами самки или самцы?

 ( ответы: перед нами самцы так как мы видим раздувающиеся резонаторы, а это происходит в период размножения, весной).

Для выявления приспособленности лягушек к средам обитания организуется работа в парах. Учащиеся получают задание: одна группа находит и записывает черты приспособления к жизни в воде; другая находит и записывает черты приспособления к жизни на суше. Для работы используют материал учебника. Необходимо самостоятельно заполнить таблицу о приспособлениях земноводных к жизни в воде и на суше. Далее идет обсуждение записанного, сравнение с выводами таблицы на компьютере.

Видеофрагмент из мультфильма «Лягушка – путешественница» (слайд )

Учитель: Такая неприятная сырая погода. Почему лягушка восхищается такой погодой? (Ответы: лягушка дышит легкими, но большая часть её дыхания осуществляется через влажную кожу, поэтому сырая погода очень важно для лучшего дыхания лягушки)

Учитель: ФАКТ: Лишённые кожного дыхания лягушки, живут около 3-4 дней, тогда как лишённые лёгочного 20-40 дней.

Сообщение №1(ученик)

Ни одна амфибия не пьет воду – все они всасывают eё через кожу. Вот почему этим животным необходимы близость воды или сырость. Лягушки, удаленные от воды, быстро худеют, делаются вялыми и вскоре совсем погибают. Если к таким изнуренным лягушкам положить мокрую тряпку, то они начинают прижиматься к ней своим телом и быстро оправляются. Сколько же воды всасывают лягушки через кожу?

Для ответа на этот вопрос ученый Томпсона провел следующий опыт. Он взял обсохшую древесную лягушку и взвесил. Ее масса составила 95 г. Затем обернул лягушку мокрой тряпкой. Через час она весила уже 152 г. Через кожу амфибия и всасывает, и выделяет воду, а также дышит. В закрытой жестяной коробке во влажной атмосфере лягушка может прожить до 40 дней.

Учитель: Задание. «Чёрный ящик».

В нем находятся два предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных: 1-й используют в плавании, а 2-й – особый вид одежды. Угадайте, что в черном ящике. (В нем находятся ласты - сконструировал Луи де Корле в 1929 г. и ткань с камуфляжной окраской, подобная окраске одного из видов жабы).

IV. Закрепление знаний.

Проблемные задачи:

1.Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?

2.Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу.)

Сообщение №2 (ученик)

Бионика - наука, которая использует знания биологии в технике. Таким образом, многие технические изобретения являются аналогом существующих в живых организмах. Например, исследование зрительных органов лягушки позволило выяснить интересную особенность – глаз лягушки не различает неподвижных предметов и настраивается только на движущиеся объекты. Лягушка может погибнуть от голода среди насекомых, если они неподвижны. Работа глаза лягушки почти не зависит от общей освещенности. Лягушка способна видеть и хватать жертву, как при ярком свете, так и в сумерках. Глаз лягушки – настоящий локатор насекомых! Изучение биониками таких особенностей глаза лягушки позволило создать прибор ретинатрон, который не реагирует на неподвижные предметы, находящиеся в поле зрения. Ретинантрон применяется в авиации и обеспечивает наблюдение за движущимися самолетами. Рукотворная модель человека по сравнению с миниатюрной системой глаза лягушки представляет собой сравнительно громоздкое сооружение. Модель создана для непрерывного анализа фиксирования появление самолетов, идущих на посадку, чтобы избежать их столкновения.


Учитель: А сейчас прослушайте детскую песенку «В траве сидел кузнечик».

С биологической точки зрения, какие ошибки допустил автор? (1. Кузнечик сидел, а лягушка не питается не движущимися насекомыми. 2. Лягушка не может ходить, она передвигается прыжками.)



Игра «Верю – не верю!» выслушав утверждение, школьники должны ответить «хлопок в ладоши - верю»; «приседание - не верю».

1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)

2. Земноводные живут в морях. (Да)

3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)

4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)

5. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок – один. (Да)

6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)

7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)

8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)

9. Личинки земноводных дышат лёгкими. (Нет)

10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)


Тест (слайд)


1. Какой из перечисленных признаков внешнего строения лягушки указывает на ее приспособленность к обитанию в воде:

а) короткое тело, лишенное хвоста;

б)заостренная клиновидная голова;

в)перепонка на задних конечностях.



2. Какой из перечисленных признаков внешнего строения лягушки указывает на ее приспособленность к обитанию на суше:

а)широкое туловище;

б)наличие конечностей;

в)клиновидная голова.

3. Почему глаза и ноздри лягушки возвышаются над поверхностью воды в то время, как тело лягушки погружено в воду?

а) это необходимо для поиска пищи;

б)это способствует дыханию на суше;

в)это обеспечивает возможность атмосферного дыхания и видения предметов.

4. Глаза лягушки снабжены подвижными веками. Это является признаком:

а)приспособленности к жизни в воде;

б)хорошего зрения;

в)приспособленности к жизни на суше.

5. Какая пара ног играет главную роль при передвижении лягушки:

а) передняя;

б) задняя;

в) обе пары?


Учитель: Задание «Лягушка – персонаж литературных произведений»

Как много художественных произведений, в которых лягушка является главным героем! Это всем знакомые с детства сказки «Лягушка – путешественница», «Царевна – лягушка», «Две лягушки в молоке» и даже песня про «Лягушку, которая съела кузнеца». Во всех произведениях образ лягушки очень различный. Это и веселый, и мудрый и терпеливый, а иногда и глупый персонаж. И все же каждое произведение нас чему-то учит.


Например, в сказке «Царевна – лягушка» описано явление линьки. Действительно, лягушка линяет каждые 3-4 года. Но кожу свою не кидает, а съедает.


В сказке «Две лягушке в молоке» описано свойство кожи – бактерицидность (уничтожение бактерий) и применение лягушки в практической деятельности человека в прежние времена (хранение молочных продуктов)


Из сказки «Лягушка – путешественница» мы узнаем, что каждое земноводное приспособлено к своей среде обитания и перемещение в другие ареалы может привести к гибели.


В песне о лягушке и кузнечике показана роль лягушки в цепи питания. Она – хищник, питается насекомыми, тем самым регулирует их численность.


Лягушки и жабы занимают значимое место в мифологии. Так как означает переход от стихии земли к стихии воды и обратно. Образ неоднозначен – от божественного поклонения до жертвенного уничтожения.


В большинстве люди издавна понимали положительное значение лягушек в природе, а потому убийство лягушек считалось приметой скорого заболевания.


Учитель: П А М Я Т Н И К И Л Я Г У Ш К А М

Лягушкам поставлено много памятников, более 20-ти. За что лягушке оказана такая честь? А может быть, это просто случайность? (слайд )

Вот перед вами самый первый памятник лягушкам был сооружен в Парижском университете, в Сорбонне, в XIX веке. (слайд )

Сообщение №3 (ученик) Лягушки – подопытные животные.

Со второй половины XVIII века у лягушек начались тяжелые времена – их стали резать: „всем ужасно интересно, что там спрятано внутри“. Трудно найти существо, более удобное для постижения основ физиологии. Их легко наловить (специально разводить лягушек стали позже, но это тоже несложно); размер самый подходящий — и в кулаке помещается, и внутренности хорошо видны. А внутри у лягушки сердце, скелетные мышцы и нервная система, которые работают по тем же принципам, что и у остальных позвоночных Чтобы узнать, что внутри у человека, нужно заглянуть внутрь лягушки. Миллионы лягушек ежегодно поступают в лаборатории. Учёные совершают на лягушках эпохальные открытия.


А вот памятник лягушке в Бостоне. Неподалеку от Светлогорска, в Калининграде, есть скульптура Царевны-Лягушки до поцелуя. (слайд ) Так же Царевна-лягушка есть в Москве на Манежной площади, в искусственном русле реки Неглинки.

(слайд )


При въезде в городок Коннектикут (США) стоит интересная и немного детская скульптура, изображающая лягушку на катушке с нитками. С этим довольно оригинальным произведением связана одна очень красивая, но жуткая история…
Виллимантик с незапамятных времен слывет Городом Ниток – не первое столетие он славится своей текстильной промышленностью. Для того чтобы подчеркнуть этот факт горожане с радостью и не без гордости установили на мосту монумент — Катушку Ниток.
Так долгие годы памятник стоял на своем месте. Лягушка на катушке появилась позже. И вот как это случилось…
Однажды темной ночью 1754 года горожане были разбужены леденящим душу криком. Встревоженные люди выбежали на улицы с ружьями и палками, чтобы защитить свой город. Простояв в кромешной темноте на холодном ветру с час, они так ничего и не увидели.

Наутро их удивлению не было конца – вся площадь и окрестности города были усыпаны телами мертвых лягушек.
Никто так и не понял, что случилось с бедными животными, возможно, они пали в битве за город? Во славу лягушек горожане установили новый памятник, который назвали «Файт», что переводится как «битва».

V. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, сегодня мы получили лишь маленькую часть знаний о земноводных. Вам дома предстоит изучить п.42 и в зависимости от ваших склонностей и желаний приготовьте на выбор:

  • Биологическую сказку о Земноводных.

  • Интересные сообщения о лягушках.

  • Рисунки с изображением Амфибий.

  • Очень много о лягушках поверий и легенд вы тоже поработайте в этом направлении

VI. Рефлексия

- Изменилось ли ваше отношение к земноводным?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что вызвало у вас трудности?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

VII. Решение проблемного вопроса.

«Лягушкам только образования не хватает,

а так они на все способны».

Марк Твен (слайд)

П О Ч Е М У ?

VIII. Выводы.

Найдите существительное, которое на уроке было ключевым словом

Л я г у ш к а (слайд)

Придумайте к нему 2 прилагательных.

Придумайте 3 глагола

Составьте предложение.

Вывод: любое живое существо, созданное самой природой, имеет наивысшую ценность для поддержания жизни.


Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем, 
Как чист и прозрачен родной водоем»!

– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!

Ученик читает:


Лягушки томные в пруду,

Особенно в начале лета

Такую песню заведут,

Что спать не будешь до рассвета.

Замедлю у пруда шаги,

Как песня лунная напевна.

Не бей лягушек – береги

А вдруг одна из них… царевна!

В И Д Е О Ф Р А Г М Е Н Т из киножурнала «Ералаш»


Учитель. (доп.мат-л) «Лягушки спасают голодающих»

Лягушачьи лапки являются популярным деликатесом в странах Восточной Азии и Центральной Европы. Из них делают множество блюд в Португалии, Франции, Греции, Италии, Испании, США и на Карибских островах. По вкусу лягушачьи лапки напоминают куриное мясо, имеют приятную мякоть и сочный вкус. В лягушачьих лапках присутствует большое количество витаминов группы С, D и E, а также таких полезных веществ, как кальций, железо, магний и фосфор. В шкурке лягушки содержится целебный компонент, который в Японии, Китае и Индии применяется для лечения болезни зубов, водянки, а также для нормализации деятельности сердечнососудистой системы и улучшения кровообращения.



Полезные свойства

Лягушки живут только в чистой воде, поэтому их мясо является безопасным и экологически чистым. Научные исследования выявили, что вещества, которые вырабатываются лягушками, эффективны для профилактики злокачественных опухолей головного мозга и различных видов рака.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!