1. Организационный момент (1 мин)
– Здравствуйте! Присаживайтесь!
2. Актуализация знаний (10 мин)
На прошлом уроке мы изучали с вами тему: « можно ли жить не питаясь?». Давайте вспомним этот материал.
Сперва, выйдут два ученика на выполнение творческого задания. Им нужно будет составить цепочку питания из предложенных карточек. После кто-нибудь из присутствующих проверит, правильно ли выполнено задание. Итак, есть желающие?
Пока ребята выполняют задание. К доске отвечать на вопрос Зачем нужна энергия , пойдет … .
Второй вопрос звучит так, рассказать по рисунку в учебнике куда тратиться энергия у медведя, который впадает в спячку, и почему гусеница так много ест.
Давайте проверим пищевые цепочки, которые составили ребята. Кто пойдет проверять? (работа с карточками)
3. Изучение нового материала (30 мин)
Откройте тетради и запишите число и тему урок: «Как можно добыть энергию для жизни?».
Теперь мы выяснили, что питаться должны все живые организмы: животные, растения, человек, бактерии, паразиты. Всем нужна пища.
Ребята, а для чего же нужно питаться?
Ответ: Чтобы вырабатывалась энергия.
А для чего нужна эта энергия?
Ответ: Для работы организма.
Энергия нужна, чтобы человек мог думать, делать, ходить, а так же энергия нужна для работы сердца, органов, мышц.
Сделаем вывод ребята, мы питаемся, чтобы получить энергию, которую потом потратим на работу органов, мышц.
А вот если человек будет много есть, у него будет вырабатываться много энергии, но он ее не будет тратить. Будет просто лежать на диване, ничего не делать. К чему это приведет?
Ответ: Человек увеличиться в весе.
Питательные вещества, которые он потребляет, не будут расходоваться на работу организма, они будут откладываться про запас, образуя жир. А это ведет к излишней полноте, что очень вредно для организма.
Запомним простое правило: сколько получили энергии, столько мы и должны ее потратить.
Ребята, когда вы погуляли, покатались на санках, коньках, лыжах, вы пришли домой, первым делом вы что хотите сделать?
Ответ: Покушать.
Таким образом, мы с вами должны усвоить, что человек должен обязательно израсходовать ту энергию, которую он получил.
Откроем страницу 95, рисунок 86. На рисунке изображен медведь в берлоге. Как нам тут быть? Медведь на зиму впадает в спячку. Но он же не умирает. Не двигается. Энергия у него расходуется. Почему же тогда он не хочет есть?
Ответ: Осенью он запас энергию, не расходовал ее. Энергия отложилась в жир, про запас. Когда же медведь спит в берлоге, его энергия растрачивается медленно, на работу органов.
Давайте посмотрим другой рисунок. Переворачиваем страницу. Рисунок 87. Гусеница – кокон – бабочка. Как же тут все происходит? Посмотрите, какая гусеница толстая и прожорливая. Почему она так много ест?
Ответ: Гусеница запасает энергию, потому что потом она превратится в кокон с куколкой, который будет неподвижен, и не сможет сама себе обеспечить энергией. После из кокона образуется бабочка, которая ведет активный образ жизни и растрачивает всю энергию, которая накопила гусеница.
Сделаем вывод, что, не питаясь прожить нельзя не куколки, не зародышу, не бабочке, ни взрослому живому организму. Пища дает энергию для жизни.
Ребята, рассмотрим ситуацию, если у человека излишний вес, и ему очень нужно похудеть, что вы ему посоветуете сделать?
Ответ: Нужно заниматься спортом.
Хорошо, молодцы. Сейчас я вам каждому раздам карточки: одна красного цвета, другая зеленого. Все получили?
Я вам говорю утверждение, если вы считаете, что оно правильное, вы поднимаете зеленую карточку. Если же считаете, что неправильное, то поднимаете красную карточку.
Поднимаем так, чтобы я видела ваши ответы. Хорошо?
Всем понятно задание?
Итак, первое утверждение.
- Преобразовать энергию Солнца могут только зелёные растения.(+)
Хорошо, это действительно верно. Записываем в тетради
Это утверждение.
- Живым организмам питаться необязательно - они могут жить без пищи.(–)
- Пища – источник энергии для организмов.(+)
- Энергия необходима для работы мышц, органов, клеток головного мозга.(+)
- Если энергия не будет расходоваться, то питательные вещества превратятся в жир, и отложатся про запас.
Запишем домашнее задание.
Параграф 25
Урок окончен. Всем спасибо за работу. До свидания!
Литература:
Сухова, Т. С. Биология:5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Т. С. Сухова, В. И. Строганов. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 144 с.: ил. – (Живая природа)
|