«Организменная среда обитания»
Цель урока: обобщить и углубить знания о средах обитания живых организмов; сформировать представление об организменной среде обитания, её условиях.
Задачи урока:
Предметные:
углубить и расширить знания о средах обитания живых организмов;
раскрыть особенности организменной среды обитания и черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.
приводить примеры обитателей организменной среды, объяснять особенности условий существования организмов в данной среде.
Метапредметные:
развивать самостоятельную деятельность;
умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
умение выделять главное в тексте;
научить выявлять и обосновывать черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.
Личностные:
формирование умения работать в коллективе;
уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: презентация (в приложении), учебник «Биология 5,6 класс» Л.Н. Сухорукова, В.С. Кумченко, И.Я. Колесникова (2013 год). УМК «Сфера».
Ход урока:
1. Организация класса
Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Активация знаний, беседа
(Работа со слайдами в презентации)
- Ребята, назовите известные вам среды обитания, которые мы изучили
определите, какие среды обитания занимают эти животные?
Охарактеризуйте каждую из сред.
Работа над новым материалом
Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока)
(Работа со слайдами в презентации)
- Как вы думаете, какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты?
- Что вам известно об этой среде обитания? Что хотели бы узнать? Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны найти ответ.
Основные особенности среды.
Обитатели.
Приспособленность этих обитателей к данной среде.
- Ребята, сформулируйте тему и задачи урока (запись темы урока в тетрадях)
Организменная среда обитания – среда, образуемая самими живыми организмами, в которых обитают другие организмы. Средой жизни является тело живого организма
(Работа со слайдами в презентации) - Каковы же особенности данной среды обитания?
3.2. Самостоятельная работа учащихся (с последующей проверкой)
1. учебник – с.28
2. таблица «Характеристика организменной среды обитания»
- Какие особенности организменной среды обитания, на ваш взгляд, имеют первостепенное значение?
4. Самостоятельная работа учащихся в парах (с последующей проверкой по эталону на слайде).
(Обитатели организменной среды, их приспособленность к паразитизму)
- Рассмотрим следующие пункты плана: обитатели организменной среды и их
приспособления к жизни в данной среде
- Для того, чтобы подробнее познакомиться с обитателями организменной среды и их
приспособлениями к жизни в данной среде, предлагаю вам поработать в парах по рядам.
- Для работы используйте учебник - стр.28-29. В тетради записываете краткие выводы. (Работа со слайдами в презентации)
Рассматриваем растений-паразитов (повилика, заразиха, раффлезия) на слайдах с краткой характеристикой заранее подготовленных учеников. (В учебнике нет этой информации)
5. Этап первичного закрепления новых знаний (проверка усвоенных знаний, обсуждение выполненного задания).
6. Подведения итогов работы (проведение самооценки)
7. Информации о домашнем задании, выставление оценок
§ 9, с.28-29; повторить § 7-8
Задание *
8. Рефлексия. Что нового вы для себя открыли?