СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии в 11 классе по теме: «Развитие жизни на Земле. Архей. Протерозой. Палеозой».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 Цель урока: выяснить сущность процесса исторического развития животных и растений в архее, протерозое и палеозое.

Задачи:

  • сформировать знания об ароморфозах растений и животных;
  • научить правильно обосновывать эволюционное значение основных итогов развитий жизни в архее, протерозое и мезозое;
  • продолжить формирование умений анализировать геохронологическую таблицу;
  • развивать навыки и умения работы с программой Microsoft Power Point;
  • прививать интерес к изучаемой теме.

Просмотр содержимого документа
«Модульный урок.Развитие жизни на Земле.»

Конспект урока по биологии в 11 классе

по теме:

«Развитие жизни на Земле.

Архей. Протерозой. Палеозой».





Цель урока: выяснить сущность процесса исторического развития животных и растений в архее, протерозое и палеозое.

Задачи:

  • сформировать знания об ароморфозах растений и животных;

  • научить правильно обосновывать эволюционное значение основных итогов развитий жизни в архее, протерозое и мезозое;

  • продолжить формирование умений анализировать геохронологическую таблицу;

  • развивать навыки и умения работы с программой Microsoft Power Point;

  • прививать интерес к изучаемой теме.



Подготовка к уроку.

  • Создание слайдовой презентации.

  • Изготовление плакатов.

Оборудование: компьютер, плакаты.

Ход урока

I.Организационный момент.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята. Я желаю вам на этом уроке хорошего

настроения и интересной работы .

Учитель:

- Истории развития жизни на Земле

Мы посвящаем свой урок.

Ведь очень интересно знать Что? Где? Когда?

Происходило на планете.

Мы будем изучать архей, протерозой зону криптозоя,

И познакомимся с одной из эр фанерозоя,

Что палеозоем называется,

Как древней жизни на Земле.

Периодом же является…

Кембрийский, ордовикский и силур,

А так же девон, карбон и пермский.

II. Самостоятельная работа по учебно- тематическим картам.

III.Рефлексия в группах,обсуждение заданий учебных элементов.

IV. Подведение итогов урока.

V.Определение индивидуального домашнего задания.

Учебно – тематическая карта I.

Номер

учебного

элемента



Учебный материал с указанием заданий

Руководство

по усвоению

учебного ма-

териала


Интегрирующая цель: в результате работы ты должен знать основные ароморфозы у растений и животных протерозойской и палеозойской эр; раскрыть их значение для дальнейшей эволюции органического мира.

Внимательно

прочитайте

цель урока





УЭ - 1

Цели: самостоятельно ознакомиться с основными ароморфозами растений и животных, появившихся в архейскую эру; изучить глобальные климатические изменения, происходившие в архейскую эру.

I. Выполните следующие задания.

1. Переведите на русский язык термины:

Криптозой

Фанерозой

Архей

Палеозой

Мезозой

Кайнозой

2. Расставьте условные промежутки времени в истории Земли в порядке их возрастания: период, эон, эра.

3. Ответьте на вопрос. Перечислено несколько событий:

а)возникновение эукариот; б) появление кишечнополостных; в) появление синезелёных и одноклеточных водорослей;

г) возникновение многоклеточности; д) возникновение фотосинтеза. Какие из них относятся к архею?

II. Выполните тестовое задание.

1. Эра, в течении которой возникла жизнь (ранний протерозой, архей, палеозой).

2. Наука об истории жизни на Земле (ботаника, цитология, палеонтология).

3. Важнейшее событие архея (накопление в атмосфере О2; появление коацерватов; образование первых органических соединений)

4. Живые организмы в архее (рептилии, амфибии, бактерии, грибы, цианобактерии)





III. Начните заполнять таблицу: «Развитие органического мира на Земле»

Эры и периоды

Природные условия на

Земле

Главные события в

эволюции

растений

животных

1.Архейская эра

2.Проте-розойская эра




Заполнение таблицы будет продолжено, оставьте место в тетради.

IV. Обсудите результаты работы.

V. Оценить свою работу.











См. слайдовую презентацию.

См. текст учебника «Общая биология» Д.К. Беляева § 53, с.168-170

Работайте индивидуально

Задание оценивается в 7 баллов.

См. текст учебника «Общая биология» Д.К. Беляева § 53, с.168-170

Работайте в парах. Задание оценивается в 2 балла.





См. текст учебника «Общая биология» Д.К. Беляева § 53, с.168-170

Дополнительно учебник: «Общая биология» Полянского С.Г. § 17 с. 84 – 90

Работайте индивидуально .

Задание оценивается в 4 балла.

См. текст учебника «Общая биология» Д.К. Беляева § 53, с.168-170

Задание оценивается в 4 балла.

Работайте вместе с классом.





Максимальная оценка по УЭ – 1 – 15 баллов.







Учебно-тематическая карта 2.



УЭ – 2

Цели: самостоятельно ознакомиться с основными ароморфозами растений и животных, появившихся в палеозойскую эру; изучить глобальные климатические изменения, происходившие в протерозойскую эру.

I. Выполните следующие задания.

1. Расставьте события, происходившие в архее и протерозое в последовательности, соответствующей порядку их возникновения: а) появление фотосинтеза; б) появление прокариот; в) появление многоклеточных водорослей; г) появление свободного кислорода; д) появление членистоногих; е) появление кольчатых червей.

Архей

Протерозой

1. б

2. а

3. г

1. в

2. ж

3. д

4. е



II . Ответьте на вопросы. Живые организмы в протерозое? Как их деятельность повлияла на изменение геологических оболочек Земли?









Ш. Продолжите заполнение таблицы «Развитие органического мира на Земле»

Эры и периоды

Природные условия на

Земле

Главные события в

эволюции

растений

животных

1. Архейс-кая эра

2. Проте-розойская эра






IV. Обсудите результаты работы.

V. Оценить свою работу.







См. слайдовую презентацию.



См. текст учебника «Общая биология» Д.К. Беляева § 53, с.168-170

Дополнительно учебник: «Общая биология» Полянского С.Г. § 17 с. 84 – 90

Работайте в парах.

Задание оценивается в 7 баллов.







Работайте в парах. Задание оценивается в 4 балла.









См. текст учебника «Общая биология» Д.К. Беляева § 53, с.168-170

Задание оценивается в 4 балла.

Работайте вместе с классом









Максимальная оценка по УЭ – 2 – 17 баллов.





Учебно-тематическая карта 3.



УЭ – 3

Цель: самостоятельно ознакомиться с основными ароморфозами растений и животных в палеозое; изучить глобальные климатические изменения в палеозое.

I. Выполните тестовое задание:

1. На какие периоды делится палеозой? (Кембрий; юра; пермь; карбон; триас; силур; ордовик; девон; мел.)

2. В каком периоде появляются первые хордовые животные? (В силуре; в ордовике; в кембрии.)

3. Основные организмы в раннем палеозое?

а) костные рыбы, насекомые и водоросли;

б) трилобиты, панцирные рыбы и водоросли;

в) кораллы, хрящевые рыбы и споровые растения;

г) хрящевые рыбы, насекомые и споровые растения;

4. Основные организмы в позднем палеозое?

а) хрящевые рыбы, трилобиты, водоросли;

б) панцирные рыбы, трилобиты, папоротники;

в) хрящевые и костные рыбы, рептилии, папоротники;

г) панцирные и хрящевые рыбы, рептилии, папоротники.

5. Каким ароморфозом сопровождался выход на сушу растений? (Появлением хлорофилла; появление многоклеточности; появлением проводящей ткани.)

6. Предками, каких животных считаются трилобиты? (членистоногих; моллюсков; инфузорий.)

7. Какие животные имели преимущество при пере-ходе от протерозоя к палеозою и развивались под влиянием естественного отбора? (Те, которые не имели внешнего скелета; те, которые могли жить в холодном в холодном климате; те, которые могли выйти на сушу.)

8. В каком периоде появились кистепёрые рыбы? (В перми; в карбоне; в девоне.)

9. Какое изменение в строении организма позволило появиться первым земноводным? (Появление сердца; появление лёгких; появление парных конечностей.)

10. Необходимым условием для жизни растений на суше было ( наличие кислорода в атмосфере; наличие почвы; наличие хлорофилла).

11. С какими событиями связано исчезновение каменноугольных лесов в перми? (С общим потеплением климата; с увеличением водных пространств; с общим похолоданием климата).



II. Рассмотрите рисунок.

Какое растение относится к первым наземным организмам? Как и когда произошёл выход растений на сушу? Какие группы растений произошли от псилофитов и от кого произошли сами псилофиты, приведите доказательства. Какие движущие силы эволюции участвовали в процессе возникновения псилофитов, какова роль каждого из них.

















III. Продолжите заполнение таблицы «Развитие органического мира на Земле».

Эры и периоды

Природные

условия на

Земле

Главные события в

эволюции

растений

животных

3. Палео-зойская эра:

а)Кемб-рий;

б)Ордо-вик;

в)Силур;

г)Девон;

д)Карбон;

е)Пермь.








IV. Обсудите результаты работы.

V. Оценить свою работу.







См. слайдовую презентацию.



См. текст учебника «Общая биология» Д.К. Беляева § 53, с.168-170

Дополнительно учебник: «Общая биология» Полянского С.Г. § 17 с. 84 – 90

Работайте самостоятельно.

Задание оценивается в 11 баллов.





































































См. текст учебника «Общая биология» Д.К. Беляева § 53, с.168-170

Дополнительно учебник: «Общая биология» Полянского С.Г. § 17 с. 84 – 90

Работайте в парах.

Задание оценивается в 9 баллов













См. текст учебника «Общая биология» Д.К. Беляева § 53, с.168-170

Дополнительно учебник: «Общая биология» Полянского С.Г. § 17 с. 84 – 90

Работа вместе с классом.

Задание оценивается в 9 баллов.









Максимальная оценка по УЭ – 3 – 26 баллов























IV.Подведение итогов урока.

Прочитайте цель урока. Достигли вы целей урока? В какой степени?



Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали 52 – 58 баллов, то получаете оценку – «5»; 52 – 45 баллов – оценку – «4»; 45 – 36 баллов – оценку – «3»; менее 36 баллов – оценку – «2».

V. Домашнее задание.

Если за работу вы получили оценку «5», то освобождаетесь от домашнего задания. Если испытывали затруднение, прочитайте текст учебника Д.К. Беляева § 52 – 53.





III. Рефлексия в группах, обсуждение заданий учебных элементов.

IV. Подведение итогов урока.

. V. Определение индивидуального домашнего задания.