МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Дубны»
Этапы урока | Основное содержание | Деятельность учителя | Характеристика основных видов деятельности ученика |
1.Организационный момент. | Подготовка кабинета к уроку. Приветствие учащихся, отметка отсутствующих. | Приветствует учащихся. Готовит оборудование, аппаратуру. Отмечает отсутствующих. | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
2. Проверка домашнего задания | Проверка усвоения тем «Строение цветка», «Соцветия». | Раздает каждому ученику лист контроля «Строение цветка. Соцветия». Объявляет время, отведенное на проверку д/з. После тестирования объясняет критерии оценивания и показывает слайд с правильными ответами для взаимопроверки. | Работа по листам контроля и последующая взаимопроверка. |
3. Актуализация знаний. | Задается проблемный вопрос: «Почему цветковые растения также называют Покрытосеменными?». Формулируется целеполагание. | Задает вопрос, заслушивает ответы учащихся. Демонстрирует на слайде изображения кочана капусты, яблока, плода малины, плода сливы, шишку ели и предлагает учащимся назвать, что из этого они считают плодами. Целеполагание: Что должны узнать по теме? (на доске) | Приходят к выводу, что на месте цветка у цветковых растений образуется плод. Формулируют тему урока. Записывают её в тетрадь. |
4. Изучение нового материала | Рассказ учителя с демонстрацией. | Эвристическая беседа: Подумайте, зачем растению нужен плод? Зачем семенам расселяться? Может, им было бы лучше рядом с материнскими растениями? Демонстрирует на слайде рисунок пестика и плода в разрезе. Из какой части цветка образуется плод? Какие процессы должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод? Демонстрирует изображения разных виды плодов и коллекции сухих и сочных плодов цветковых растений. Контролирует и при необходимости корректирует деятельность учащихся. Демонстрирует изображения семян и плодов и коллекции семян и плодов, распространяемых ветром, водой, животными, человеком. | 1.Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. 2. Самостоятельно формулируют определение понятия «плод». 3. Используя изображения плодов, текст и рисунки учебника самостоятельно составляют в тетради схему «Классификация плодов». 4. Работа в группах с учебником (с. 137 - 139). I группа – распространение ветром (лёгкие, мелкие парашютики, пуховки, крылатки, пружинки (створки стручка боба, коробочки)). II группа – распространение водой (лёгкие водонепроницаемые). III группа – распространение животными и человеком (сочные, яркие, вкусные, покрытый придаток, острые прицепки, крючки, зазубренные шипы). 5. Рассказ одного из представителей каждой группы (обмен информацией между группами) |
5.Физкультминутка. | Выполнение расслабляющих упражнений для глаз, рук, ОДС. | Проводит физкультминутку. | Выполняют упражнения. |
6.Закрепление | Закрепление и применение знаний | Мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое еще значение имеют плоды в природе и жизни человека? Обобщает и корректирует ответы учащихся. Организует и регулирует работу в парах. Делит все плоды среди пар учащихся (по 2-3 плодов на пару), просит составить словесное описание плода так, чтобы его можно было узнать. | 1.Отвечают на вопросы. 2.Работа в парах. |
7.Рефлексия. | Выяснить мнение учащихся о проведенном уроке, уровне усвоения материала. Первичная корректировка. | Просит высказать своё мнение об уроке. Раздает заготовки. Фиксирует результаты. | На заготовках: До урока Я: А теперь Я: Узнал… Выяснил… Могу… Запомнил… (выбирают и заканчивают предложение), оформляют в розданных заготовках. |
8.Подведение итогов урока, запись домашнего задания. | Краткое подведение итогов урока, выставление оценок, запись домашнего задания. | Выводит на слайд домашние задания на выбор. Проверяет записи в дневниках учащихся. | Выбирают и записывают д/з. Задание на дом прочитать параграф 30, 31 ответить на вопрос№5 на с.139. Задания на выбор: -составить кроссворд на тему «Плоды», - подготовить сообщение «Удивительные плоды», - написать сказку с плодами в «главных ролях». |