СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии в 7 классе на тему: Лишайники

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии в 7 классе на тему: Лишайники

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии в 7 классе на тему: Лишайники»

Конспект урока по биологии 7 класс
Учитель – Майко Е.А.

Дата: _____________
Тема:
Лишайники.
Цели: познакомить учащихся с особыми организмами-лишайниками, представляющими собой симбиоз гриба и водорослей. Выяснить: как они устроены, где обитают, как питаются, размножаются, на какие группы делятся, и какое значение имеют в природе и жизни человека.
Понятия: лишайник, накипные, листоватые, кустистые лишайники.
Оборудование: электронный учебник («Биология. Разнообразие живых организмов» - Л.Н. Сухорукова, В.С. Ячменко, И.Я Колесникова, издательство «Просвещение», 2014).
Структура урока:
1. Организация
2. Целевая установка
3. Актуализация опорных знаний
4. Изучение новой темы
5. Итоговое закрепление
6. Домашнее задание
7. Комментирование оценок

Ход урока:



Строение лишайников



По внешнему виду лишайники напоминают мхи, но у них нет ни стебля, ни листьев.
Тело лишайника – слоевище, или таллом, - очень разнообразно по форме и окраске.


Слоевище состоит из сплетения грибных гиф. Снаружи они уложены более плотно и образуют корочку. Внутри, между гифами расположены округлые зеленые водоросли (одноклеточные).


Т.о., лишайники – симбиотические организмы. Они возникли в результате эволюции на основе тесных взаимоотношений грибов и водорослей.

Гриб поглощает продукты фотосинтеза, которые образуются клетками водорослей.
Взамен, он обеспечивает водоросли минеральными солями и защищает от высыхания.



Водоросли в лишайнике окружены грибными гифами и получают мало света. Поэтому интенсивность фотосинтеза низкая, органических веществ образуется мало. В связи с этим лишайники очень медленно растут, за год таллом увеличивается на 0,1 – 10 мм. Однако лишайники – долгожители, их возраст может достигать 1,5 – 2 тыс. лет.



Размножение лишайников



1. Вегетативно – частями слоевища.
2. Бесполым путем. Мельчайшими клубочками, которые состоят из нескольких клеток водорослей, окруженными гифами гриба. Эти клубочки образуются внутри слоевища и при его разрыве выходят наружу, разносятся ветром или потоками дождя.



Разнообразие лишайников



Группы лишайников:

1. Накипные – имеют вид тонких корочек серого, оранжевого или черного цвета. Таллом врастает в субстрат (камни, скалы) так сильно, что без повреждения от него не отделяется.


2. Листоватые - имеют таллом в виде пластинок разной формы и цвета, похожих на сухие листья. Они встречаются на почве, камнях, коре деревьев и прикрепляются к ним пучками грибных гиф.


3. Кустистые – имеют вид маленьких кустиков, поднимающихся над субстратом или свисающие вниз с ветвей деревьев. К субстрату прикрепляются небольшими участками слоевища или нитевидными ризоидами.



Распространение лишайников и их роль в экосистемах



В ходе эволюции у лишайников возникли приспособления к суровым природным условиямхолоду, засухе, бедной питательными веществами среде. Поэтому они распространены по всему земному шару и поселяются даже там, где другие организмы жить не могут (полярные скалы, раскаленные пески).



Основную часть необходимых веществ лишайники получают из воздуха, дождевой воды и первыми заселяют каменистый грунт.


Они выделяют кислоты, разрушающие горные породы. В образующихся трещинах скапливается пыль. Части лишайников отмирают и образуется перегной. В результате постепенно образуется почва, на которой уже могут поселяться мхи, травы, а затем кустарники. Поэтому лишайники в природе играют роль первопроходцев жизни.



Лишайники чувствительны к загрязнению атмосферы. Они погибают при высоком содержании в воздухе копоти, соединений серы, поэтому вблизи крупных городов встречаются редко.



Лишайники используют в качестве индикаторов при оценке загрязнения воздуха.



Домашнее задание:
Подготовиться
к контрольной работе
Повторить П.1,2,3,4,5,6,7,8,49,50,51,52.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!