СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии по теме "Лишайники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии для 5 класса по теме "Лишайники"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии по теме "Лишайники"»

Предмет: биология

Класс: 5

Учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник В.В.Пасечник.

Тема урока: «Лишайники»

Тип урока: урок “открытия” нового знания.

Цель урока: (для учителя): создание условий для открытия новых знаний о лишайниках, как симбиотических организмах, ознакомление учащихся с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.

Планируемые результаты (для учащихся):

Предметные результаты:
– формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов
– формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД:

  1. формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

  2. формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.

Познавательные УУД:

  1. Формирование умения анализировать, сравнивать , обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

  2. формирование умения владеть смысловым чтением, Задавать вопросы на основе извлечённой из текста информации.

  3. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости

Задачи урока:

• Обучающие: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

• Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.

• Воспитывающие: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание любви к родному краю, культуры поведения на уроке.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, коллекция натуральных объектов, схемы для заполнения в группе, распечатки для установления соответствия, магнитные лишайники для рефлексии, дерево знаний для рефлексии,

Ход урока:

I.Организационный момент

Здравствуйте ребята, садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вот с такой положительной ноты я хочу начать наш урок. Пожелание собранности и хорошего настроения и отличной работоспособности.

Любя природу страстью нежной,

Жизнь, проживая безмятежно,

В познанье, отворяя дверь,

Ты в биологию поверь!

Она расскажет вам, ребята,

О рыбах, водорослях, мхах,

И о растениях, о грибах.

И вы узнаете однажды

Даль неизведанных дорог,

И утолите жажду знаний.

Итак, начнем скорей урок!

А начнем мы его с проверки домашнего задания.

II.Проверка домашнего задания.

Тест (После его выполнения осуществляется взаимопроверка)

1.Орг.моментНачало формы

1. где живет большинство водорослей?

А)в воде

Б)в почве

В)и в воде, и в почве

2. Из чего состоит клетка водорослей?

А)Оболочка, цитоплазма, хроматофор

Б)Оболочка, жгутик, цитоплазма

В)Цитоплазма, хроматофор, жгутик

3. Какая водоросль вызывает цветение водоемов?

А)спирогира

Б)хламидамонада

В)хлорелла

4. Какая из водорослей съедобна?

А)ламинария

Б)спирогира

В)хлорелла

5.Хлорофилл в клетках водорослей содержится

А)Хлоропластах

Б)хромопласта

В)хроматофоре

  1. Хламидомонада передвигается с помощью

А)1 жгутика

Б)2 жгутиков

В)у хламидомонады вообще нет жгутиков

7. Хлорелла – это водоросль … формы

А)шаровидной

Б)грушевидной

В)овальной

Ответы:

1)А

2)А

3)Б

4)А

5)В

6)Б

7)А

Дифферинцированное задание «Водоросли»

(Вырезаны трафареты водорослей на обратной стороне написаны вопросы)

«Хламидомонада»

Что такое ризоиды?

«Ламинария»

Какое строение имеет хламидомонада?

«Хлорелла»

Что такое хроматофор?

«Порфира»

Каково значение водорослей в природе и жизни человека?

Актуализация знаний учащихся

Сегодня на уроке мы с вами совершим сказочное путешествие и познакомимся с очень необычной группой растительных организмов.

Почему необычных? А вот послушайте.

Тело этих организмов состоит из двух организмов.

Они были известны еще в древние времена

Правда, в те времена их называли то мхами, то водорослями, то «убогой нищетой растительности».

Давайте разгадаем с вами ребус

Ребята, догадались о каких организмах идет речь

Тема нашего урока «Лишайники»

Определяем цели урока)

Познакомитьcя с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоза гриба и водоросли;

Показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания;

Раскрыть роль лишайников в природе и в жизни человека.

Молодцы! Записали число и тему урока: “Лишайники”.   Итак, мы c вами отправляемся в увлекательное путешествие на сверхзвуковом лайнере. Все готовы? (ответы детей)

Учитель: К запуску сверхзвукового лайнера приготовиться!

Ученики: Есть, приготовиться!

Учитель: Завести моторы!  (звучит музыка)

Ученики: Есть, завести моторы!

III.Изучение нового материала

Итак, в путь! Уважаемые пассажиры, мы вылетаем из аэропорта МОУ “Путятинская СОШ”, через несколько секунд приземлимся в первом аэропорту “Легенда”. Здесь вы узнаете о легенде лишайников, слушаем очень внимательно.

Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба.

– Манна, манна! С неба падает манна! Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки.

В 1772 году, русский ботаник Паллас доказал, что это лишайник. И назвал этот лишайник– лишайник съедобныйОни появились на Земле более 100 млн. лет назад

На сегодняшний день их 26 тысяч видов. На стволах деревьев, камнях можно увидеть небольшие, разнообразно окрашенные пластинки или «кустики». Это и есть лишайники.

Ребята, понравилась вам легенда?

Какой русский ботаник доказал, что лишайник съедобный?

  • Сколько видов лишайников насчитывается на сегодняшний день?

Молодцы, внимательно слушали легенду.

Итак, мы с вами вылетаем из аэропорта “Легенда” и держим путь в аэропорт “Лишайник Пока мы находимся в полёте, я хотела бы спросить, знаете ли вы, как называется наука, которая изучает лишайники? . Лихенология (от греческого слова leichen — означает лишай, лишайник) — это наука о лишайниках.

Давайте с вами запишем это определение в тетрадь Уважаемые пассажиры, мы приземляемся в аэропорт “Лишайник”. Здесь мы с вами познакомимся со строением лишайников.

Я вам предлагаю посмотреть видеоролик “Строение лишайников.Итак тело лишайника называется слоевище. У большинства лишайников слоевище имеет слои из плотного сплетения грибных нитей с водорослями. В лишайниках сочетаются 2 компонента: водоросль и гриб. Вместе они образуют единое целое.

Нити гриба лишайника поглощают воду и минеральные вещества, а в клетках зеленых водорослей образуются органические вещества. Гриб отдельно от водоросли жить не может,а вот водоросль может существовать отдельно.То есть они составляют симбиоз.

Ребята, а что такое симбиоз? (Симбиоз (от греческого "symbiosis" – "совместная жизнь") это взаимодействие двух и более разных организмов, от которого все получают пользу). Молодцы. Значит это взаимополезное сожительство определённого гриба с конкретной водорослью.

Давайте с вами сформулируем понятие, так что такое лишайники?

(Ответы детей) – Лишайники — это комплексные организмы, которые состоят из гифов гриба и одноклеточных водорослей, находящихся в симбиотических связях друг с другом. (Запись в тетрадь определения) 

В ваших опорных конспектах, найдите рисунок под №1. Приложение 4. Теперь давайте рассмотрим и подпишем. Как называются клетки изображенные зелёным цветом (клетки водорослей), а переплетения, которые обхватывают водоросли – это (ответы детей) гифы грибов. (Дети подписывают рисунок)

Уважаемые пассажиры наше путешествие в аэропорту Лишайник окончено, мы летим в аэропорт “Исследовательский), где нам предстоит узнать: какие выделяют типы слоевищ лишайников. Ваша задача, заполнить таблицу, используя учебник на стр.103, где следует отметить: – типы слоевищ лишайников; – и особенности их строения, на заполнение таблицы даю 3 минуты.

Проверка заполнения таблицы

Лишайников известно очень много .Давайте посмотрим на слайдах

(Многообразие лишайников)

Посмотрите у вас на столах лежат веточки с лишайником.Давайте их рассмотрим. Как в думаете какой тип слоевища характерен для них?

Молодцы

Ребята, а где обитают лишайники?

Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, и т.д. Много их в тропиках , но больше- в умеренных и холодных областях. Вместе со мхом лишайники образуют покров на болотах в тундре, тайге, на песках, лесах. Лишайник может высохнуть, а потом опять, впитав влагу из воздуха продолжать свою жизнь. Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман и т.д.) В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50-100 лет, но отдельные виды живут дольше. Отличительная черта лишайников – медленный рост. За год средний прирост составляет 1-5 мм. Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники - чистота воздуха.

Сейчас откроем с вами страницу 105 и внимательно прочитаем пункт «Размножение лишайников» А теперь ответьте мне на вопрос чем же размножаются лишайники?

Размножаются лишайники кусочками слоевища,а также особыми клетками гриба и водоросли

Внимание! Внимание! Всем пассажирам приготовиться к вылету из аэропорта “Исследовательский ”. Во время пути следования выполним физкультминутку.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть

Нас принимает аэропорт “Значимый. Здесь мы с вами прослушаем сообщение о значении лишайников в природе и жизни человека

. Значение лишайников в жизни человека велико. Во-первых, это важнейшие кормовые растения. Лишайники, а именно ягель или олений мох, служат основным кормом для северных оленей, играющих большую роль в жизни народов Крайнего Севера. Олени выкапывают лишайники из-под снега, а когда снежный покров бывает слишком глубок, скусывают лишайники, растущие на скалах, на стволах и ветвях деревьев, особенно повисающие кустистые лишайники. Лишайники служат кормом не только для домашнего северного оленя, но и для диких копытных животных.

2. Другая область практического применения лишайников — медицина. Первые сведения об использовании лишайников как лекарственных растений относятся к глубокой древности.

3. Лишайники широко используют и как сырье для парфюмерной промышленности. В древности в Египте и позднее, в XV—XVIII вв., из сухих лишайников получали порошки, которые употребляли затем для изготовления пудр, в частности пудр для париков. В настоящее время в парфюмерии используют экстракты этих лишайников.

4. Со времен глубокой древности лишайники служили сырьем для получения красителей. Эти красители использовали для окраски шерсти и шелка. Основной цвет красителей, получаемых из лишайниковых веществ, темно-синий. Но добавка уксусной кислоты дает пурпурные, красные и желтые тона.

А сейчас мы с вами вылетаем из аэропорта “Значимый), в аэропорт “Экология”. Здесь нас встречает эколог, и мы послушаем сообщение на тему: “Лишайники индикаторы окружающей среды”

Сообщение.

)Лишайники являются организмами-пионерами. Они разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Их разрушительное действие завершает воздух и вода. Поселяясь в местах где растения жить не могут, через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения, например мхи. Со временем, на месте произрастания лишайников образуется грунт. Лишайники являются индикаторами состояния окружающей среды. Они очень чувствительны к чистоте. Если воздух отравлен заводами, фабриками выхлопными газами автомобилей, лишайники не могут нормально жить и развиваться. В дыму, гари и копоти болеют и погибают. Первыми покидают города лишайники кустистые, потом листоватые, затем накипные. Очень боятся загрязнения уснеи и пармелии. А вот ксантория довольно стойко переносит загрязнения воздуха. Лишайники оказались точным “прибором” по определению чистоты воздуха. Благодаря уникальным свойствам лишайников их стали использовать для общей оценки степени загрязнённости атмосферного воздуха.) Многие лишайники занесены в Красную книгу.

Мы с вами должны оберегать нашу природу для себя и для своих потомков.

И мы с вами отправляемся в полёт, конечная остановка МОУ «Путятинская СОШ)

IV.Закрепление изученного материала

Ребята, что нового вы узнали?

Каково значение лишайников
Как называется наука, которая изучает лишайники?

Продолжи фразу

1)Лишайник результат симбиоза…….

2)По форме лишайники бывают…….

3)Лишайники размножаются…..

На ваших столах находятся сигнальные карточки, я буду вам зачитывать утверждение, если оно верное, то поднимаете зеленую, если неверно, то красную.

  1. Вегетативное тело лишайника представлено слоевищем или талломом (красный)

  2. Различают 2 основных типа слоевищ лишайников (синий)

  3. Наиболее простой тип лишайника кустистый (синий)

  4. Северные олени питаются лишайниками(красный)

  5. Лишайники живут один год (синий)

  6. Лишайники очень чувствительны к чистоте воздуха (красный)

Игра “Загадочные термины”

– цибгарни (грибница);
– соловродь (водоросль);
– елягь (ягель);
– ярпилема (пармелия);
– ишилканай (лишайник)
– тывилсоета (листоватые)
– канипыне (накипные)
– сетускиты (кустистые).

V. Подведение итогов.

Лишайники являются неотъемлемой частью северной природы, ценной, незаменимой, полезной и красивой. И пока наш глаз будут радовать разноцветные лишайники, мы можем спокойно дышать чистым свежим воздухом.

VI. Рефлексия

VII.Домашнее заданиеПараграф 19, читать отвечать на вопросы.


Отметки за урок: Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо поработали на уроке, было с вами приятно полетать. Наше путешествие подошло к концу. Спасибо всем за внимание.









Конец формы

ПРОВЕРИТЬ






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!