СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Лишайники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока биологии по теме "Лишайники"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Лишайники"»

Конспект урока

Предмет: Биология

Класс: 5

Учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник В.В.Пасечник.

Тема урока: «Лишайники»

Оборудование: мобильный класс, интерактивная доска, гербарные экземпляры лишайников


Цель урока

Создание условий для открытия новых знаний о лишайниках как симбиотических организмах, ознакомление учащихся с особенностями их строения и жизнедеятельности, многообразием и значением в природе и жизни человека

Задачи урока

Образовательные: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.

Воспитательные: продолжить формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.

Планируемые результаты

Личностные:

Смыслообразование – развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование границ собственного знания и «незнания»; осознание единства и целостности окружающего мира

Формирование экологической культуры на основании изучения лишайников

Предметные:

Формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов, умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы.

Метапредметные:

овладение умением давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выво­ды и заключения, структурировать материал, объ­яснять, доказывать, защищать свои идеи;

способность выбирать целевые и смысло­вые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

умения адекватно использовать речевые сред­ства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения.







Ход урока:

Технологические этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент


Загадка.

Два организма взаимно полезны,

Связаны вместе просто железно.

Жить в одиночку? – огромный вопрос.

Такое сожительство есть..? (симбиоз)

Концентрация внимания учащихся.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

Личностные УУД:формирование

учебной мотивации, действие смыслообразовани

Познавательные УУД: поиск информации

Коммуникативные УУД:формирование речевых высказываний, планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

2.Актуализация

опорных знаний,

постановка учебной задачи

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Задает вопросы:

1.Почему водоросли относят к низшим растениям?

2.Какие живые организмы называют автотрофными?

3.Какой тип питания характерен для водорослей?

4.Какие организмы называют гетеротрофными?

5.Какой тип питания характерен для грибов?

6.Что такое симбиоз?

7.Как называется симбиоз гриба и корней деревьев?

Отвечают на вопросы, вступают в диалог; вспоминают водоросли, грибы, способы питания, симбиоз.,

Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

Познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные УУД: установка устных высказываний



3 Открытие учащимися нового знания

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения, формирование познавательных мотивов учебной деятельности






Закрепление знаний по симбиозу гриба и дерева. Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с другими организмами, а с какими – это нам предстоит сегодня узнать.

Ребята, на деревьях около моего дома я встретила вот такие интересные живые организмы. Кто знает как называются эти организмы?

Как называются группа этих организмов вы сможете сказать прочитав ребус.

( Слайд № 1)

Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о лишайниках Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения.


Ученики предлагают свои варианты ответов.


Учащиеся разгадывают ребус. «Лишайники»

Учащиеся устанавливают для себя различие между новыми и имеющимися знаниями. Определяют ключевые слова урока: лишайник, строение, симбиоз, формы лишайников

Коммуникативные УУД:  Оформляют мысли в устной форме

Познавательные УУД Высказывают предположение на поставленный вопрос.











Познавательные УУД Уметь обрабатывать, извлекать информацию из ребуса, посредством логических рассуждений составлять ответ

Познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД: постановка, удержание, контроль учебной задачи, планирование, прогнозирование.

4 изучение нового материала

Учитель:

Лишайники - это группа низших растений, которые представляют собой самую высокую форму симбиоза, где из двух организмов создаётся новая форма организма, не похожая ни на гриб, ни на водоросль.




Тело лишайника – слоевище, которое состоит из гриба и водоросли.








Типы слоевищ лишайников. Названия типов слоевищ мы с вами определим, прочитав ребус.








Питание лишайников






Способы размножения







Учащиеся, по мере рассказа учителя делают записи в тетрадях




Познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания,

Коммуникативные УУД : умение слушать учителя


















Коммуникативные УУД:  Оформляют мысли в устной форме

Познавательные УУД Высказывают предположение на поставленный вопрос.


5. Первичное

закрепление

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

Самостоятельная работа - работа в группах


Инструкция для групп.

1 группа. Используя текст учебника на стр.103-104 «Многообразие и распространение лишайников», рис. 65,66 составьте таблицу «Разнообразие лишайников». Найдите в коллекции гербариев лишайники с различными слоевищами.

Группа лишайников

Внешний вид

Места поселения

примеры





2 группа: Используя текст учебника на стр.103 «Многообразие и распространение лишайников» ответьте на вопрос « Где встречаются лишайники? Почему?»

3 группа: Используя текст учебника на стр.104 «Многообразие и распространение лишайников» ответьте на вопрос « Какие условия необходимы для прозрастания лишайников?»

4 группа: Используя текст учебника на стр.105 «Значение лишайников» ответьте на вопрос : «Как человек может использовать лишайники ? Какое значение они имеют в природе?»

Работают в группах: Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции.



Личностные УУД: нравственно- этические нормы -равное участие, индивидуальная ответственность

Регулятивные УУД: решение учебной задачи, взаимопроверка

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество сборе информации; умение разрешать конфликты; умение выражать свои мысли Познавательные УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение; умение осознанно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование;


Физкультминутка

Цель – снять напряжение с глаз.

Организует упражнение для глаз

Выполняют упражнение


6. Самостоятельная работа и самоконтроль Цель - формирование способности к самопроверке и самоконтролю

Организация выступлений учащихся. Заслушивает командиров групп с результатами работы.


Выступление командиров, обмен мнениями, предоставляют результаты своей работы в группах.


Познавательные УУД: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные УУД: кооперация речевых усилий с целью решения учебной задачи, индивидуальные высказывания с целью передачи информации

Личностные УУД: формирование личностной идентичности

7. Применение нового знания

Цель: повторить

пройденный

материал (включение в систему знаний), применить знания в новой ситуации

Планирование индивидуальной работы с учащимися. Предлагает выполнить задания:

1.игра «Верю - не верю»

Верно ли суждение?

1. Лишайник имеет стебель с листьями. 
2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями. 
3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза. 
4. Лишайники могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела. 
5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений. 
6. лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.

1) –   2) +    3) +   4) +    5) +   6) +

Активность детей на этапе, переключение внимания с одного вида деятельности на другой.













регулятивные УУД :развитие способности к прогнозированию и анализу понятий

8. Первичное закрепление знаний в виде самостоятельная работа с использованием ноутбуков

5 -7 мин.

Ребята, откройте ноутбуки и ответьте на вопросы теста по пройденной теме. Работайте над ними самостоятельно, в конце теста вы увидите свой результат.

На работу дается 5мин

Самостоятельная работа учащихся.

Работают с тестом.

 



Регулятивные УУД.

1. формировать умение адекватно оценивать полученный результат, степень успешности своей работы

9. Подведение итогов. Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока..

3 мин.

Учитель предлагает вспомнить тему урока, цели, оценить меру продвижения каждого учащегося к цели, поставленной в начале урока.

Ребята, мы на сегодняшнем уроке выполнили серьезную работу. Мы изучили новые для нас организмы, работали в парах, ответили на вопросы теста. А теперь ответим на вопросы…(вопросы на слайде)

Слайд № 7

Учащиеся отмечают наиболее трудные и понравившиеся этапы урока.

 

Личностные УУД.

Называют тему урока, цели, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы.

Познавательные УУД.

Анализ, построение логической цепи рассуждений.

Личностные УУД Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Домашнее задание. Позитивное завершение

урока

Цель – закрепить знания, создание

положительных эмоций.

2 мин

Учитель подводит итоги урока, отмечает результаты тестирования Комментирует Д/з 

Слайд № 8

Д.з. § 19, задание для любознательных на стр 106

Учащиеся записывают домашнее задание.




Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!