Технологические этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Организационный момент | Загадка. Два организма взаимно полезны, Связаны вместе просто железно. Жить в одиночку? – огромный вопрос. Такое сожительство есть..? (симбиоз) | Концентрация внимания учащихся. | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Личностные УУД:формирование учебной мотивации, действие смыслообразовани Познавательные УУД: поиск информации Коммуникативные УУД:формирование речевых высказываний, планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
2.Актуализация опорных знаний, постановка учебной задачи Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений. | Задает вопросы: 1.Почему водоросли относят к низшим растениям? 2.Какие живые организмы называют автотрофными? 3.Какой тип питания характерен для водорослей? 4.Какие организмы называют гетеротрофными? 5.Какой тип питания характерен для грибов? 6.Что такое симбиоз? 7.Как называется симбиоз гриба и корней деревьев? | Отвечают на вопросы, вступают в диалог; вспоминают водоросли, грибы, способы питания, симбиоз., | Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные УУД: установка устных высказываний |
3 Открытие учащимися нового знания Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения, формирование познавательных мотивов учебной деятельности | Закрепление знаний по симбиозу гриба и дерева. Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с другими организмами, а с какими – это нам предстоит сегодня узнать. Ребята, на деревьях около моего дома я встретила вот такие интересные живые организмы. Кто знает как называются эти организмы? Как называются группа этих организмов вы сможете сказать прочитав ребус. ( Слайд № 1) Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о лишайниках Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения. | Ученики предлагают свои варианты ответов. Учащиеся разгадывают ребус. «Лишайники» Учащиеся устанавливают для себя различие между новыми и имеющимися знаниями. Определяют ключевые слова урока: лишайник, строение, симбиоз, формы лишайников | Коммуникативные УУД: Оформляют мысли в устной форме Познавательные УУД Высказывают предположение на поставленный вопрос.
Познавательные УУД Уметь обрабатывать, извлекать информацию из ребуса, посредством логических рассуждений составлять ответ Познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные УУД: постановка, удержание, контроль учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
4 изучение нового материала | Учитель: Лишайники - это группа низших растений, которые представляют собой самую высокую форму симбиоза, где из двух организмов создаётся новая форма организма, не похожая ни на гриб, ни на водоросль. Тело лишайника – слоевище, которое состоит из гриба и водоросли. Типы слоевищ лишайников. Названия типов слоевищ мы с вами определим, прочитав ребус. Питание лишайников Способы размножения | Учащиеся, по мере рассказа учителя делают записи в тетрадях | Познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания, Коммуникативные УУД : умение слушать учителя Коммуникативные УУД: Оформляют мысли в устной форме Познавательные УУД Высказывают предположение на поставленный вопрос. |
5. Первичное закрепление Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал | Самостоятельная работа - работа в группах Инструкция для групп. 1 группа. Используя текст учебника на стр.103-104 «Многообразие и распространение лишайников», рис. 65,66 составьте таблицу «Разнообразие лишайников». Найдите в коллекции гербариев лишайники с различными слоевищами. Группа лишайников | Внешний вид | Места поселения | примеры | | | | | 2 группа: Используя текст учебника на стр.103 «Многообразие и распространение лишайников» ответьте на вопрос « Где встречаются лишайники? Почему?» 3 группа: Используя текст учебника на стр.104 «Многообразие и распространение лишайников» ответьте на вопрос « Какие условия необходимы для прозрастания лишайников?» 4 группа: Используя текст учебника на стр.105 «Значение лишайников» ответьте на вопрос : «Как человек может использовать лишайники ? Какое значение они имеют в природе?» | Работают в группах: Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции. | Личностные УУД: нравственно- этические нормы -равное участие, индивидуальная ответственность Регулятивные УУД: решение учебной задачи, взаимопроверка Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество сборе информации; умение разрешать конфликты; умение выражать свои мысли Познавательные УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение; умение осознанно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование; |
Физкультминутка Цель – снять напряжение с глаз. | Организует упражнение для глаз | Выполняют упражнение | |
6. Самостоятельная работа и самоконтроль Цель - формирование способности к самопроверке и самоконтролю | Организация выступлений учащихся. Заслушивает командиров групп с результатами работы. | Выступление командиров, обмен мнениями, предоставляют результаты своей работы в группах. | Познавательные УУД: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные УУД: кооперация речевых усилий с целью решения учебной задачи, индивидуальные высказывания с целью передачи информации Личностные УУД: формирование личностной идентичности |
7. Применение нового знания Цель: повторить пройденный материал (включение в систему знаний), применить знания в новой ситуации | Планирование индивидуальной работы с учащимися. Предлагает выполнить задания: 1.игра «Верю - не верю» Верно ли суждение? 1. Лишайник имеет стебель с листьями. 2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями. 3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза. 4. Лишайники могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела. 5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений. 6. лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты. 1) – 2) + 3) + 4) + 5) + 6) + | Активность детей на этапе, переключение внимания с одного вида деятельности на другой. | регулятивные УУД :развитие способности к прогнозированию и анализу понятий |
8. Первичное закрепление знаний в виде самостоятельная работа с использованием ноутбуков 5 -7 мин. | Ребята, откройте ноутбуки и ответьте на вопросы теста по пройденной теме. Работайте над ними самостоятельно, в конце теста вы увидите свой результат. На работу дается 5мин | Самостоятельная работа учащихся. Работают с тестом.
| Регулятивные УУД. 1. формировать умение адекватно оценивать полученный результат, степень успешности своей работы |
9. Подведение итогов. Рефлексия Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.. 3 мин. | Учитель предлагает вспомнить тему урока, цели, оценить меру продвижения каждого учащегося к цели, поставленной в начале урока. Ребята, мы на сегодняшнем уроке выполнили серьезную работу. Мы изучили новые для нас организмы, работали в парах, ответили на вопросы теста. А теперь ответим на вопросы…(вопросы на слайде) Слайд № 7 | Учащиеся отмечают наиболее трудные и понравившиеся этапы урока. | Личностные УУД. Называют тему урока, цели, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы. Познавательные УУД. Анализ, построение логической цепи рассуждений. Личностные УУД Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. |
Домашнее задание. Позитивное завершение урока Цель – закрепить знания, создание положительных эмоций. 2 мин | Учитель подводит итоги урока, отмечает результаты тестирования Комментирует Д/з Слайд № 8 Д.з. § 19, задание для любознательных на стр 106 | Учащиеся записывают домашнее задание. | Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
|