Подготовка к восприятию
Физ. Мин.
Обобщение знаний.
Итог. | 1.Речевая разминка. Мы будем разговаривать, И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно Скороговорка: Тетерев сидел у Терентия в клетке. - чтение про себя. - чтение вслух. Пословица: Красна птица опереньем, а человек ученьем. -интонация голоса -объяснение значения пословицы. 2. Введение в тему. Ребята вам предложены разделы учебника, по которым уже работали или будете работать, найдите тот раздел учебника, по которому вы работаете сейчас. Назовите авторов и произведения, которые вы изучали по данной теме раздела.
Какие произведения вам особенно понравились? Чем? Сегодня на уроке познакомимся еще с одним автором и его произведением по теме «Люби живое». Русский поэт Сергей Викулов в своем сборнике стихов написал такие замечательные строки: О люди, мыслю я, у всех у нас Есть мать одна, по имени Природа! У ней для нас хватает доброты, И мы живем, запечатлев в душе навеки Её прекрасные черты - поля, луга, моря и реки. Ребята, а как вы думаете, как нужно читать эти строки? С какими эмоциями? Наверное, читая, эти строки у нас проявляется, любовь к природе, так давайте мы прикоснемся к своему сердцу, и передавая все свои эмоции и свою любовь, прочитаем эти строки. Именно о природе писал Виктор Петрович Астафьев. Портрет. Ребята, а по вашему мнению какой он? Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея в селе Овсянка. Рано потерял мать. Заботы по воспитанию взяла на себя бабушка. Началом его «сочинительства» было школьное сочинение о том, как однажды летом он заблудился в тайге. Много лет спустя он записал его по памяти: получилось «Васюткино озеро»- первый рассказ для детей. «До будущей весны», «Огоньки», «Васюткино озеро», «Дядя Кузя, куры, лиса и кот». Виктор Петрович очень любил свой край, его природу. Большинство его произведений, посвящены природе и человеку. Произведения этого автора- это уроки жизни, в которой встречаются душевное тепло, людская злоба и бесконечная доброта. И сегодня мы с вами будем читать рассказ «Капалуха». Откройте учебники на странице 98. Ребята, а вы знаете, что обозначает это слово?
Капалуха - это самка глухаря. Капалуха очень заботливая мама и никогда не покинет свое гнездо, даже если знает, что погибнет. Живут эти птицы в основном в лесах. Зимой эти птицы ночуют в снегу. Этих птиц стало очень мало на Земле, поэтому их надо беречь и охранять. Давайте рассмотрим с вами иллюстрацию на странице 98. Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
В этом рассказе вам встретятся непонятные слова, давайте мы с вами их разберем. Валежник - сухие сучья, деревья. Просека - очищенное от деревьев место. По-ко-роб-лен-ны-е ветрами - кривые, сломанные. Чер-нич-ник – заросли черники. О-зи-рать-ся – оглядываться. Закостенели от неподвижности – затвердели. Поднимает руки класс это раз, Завертелась голова – это два, Три – руками три хлопка, На четыре руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть.
А теперь давайте мы с вами прочитаем рассказ «Капалуха». Каждый рассказ состоит из частей, давайте с вами выделим эти части. (на экране план: пейзаж, портрет, диалог, монолог) Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж?
А есть ли в этом рассказе пейзаж? Прочитайте.
Еще часто в рассказах используется диалог, кто знает, что такое диалог? Найдите и прочитайте его. Сколько человек участвует в диалоге? А с какой интонацией нужно прочитать первую реплику? А вторую?
Следующей частью является портрет. Кто знает, что такое портрет? Портрет – это изображение или описание чего-либо. А где в рассказе у нас присутствует портрет? Ребята мы с вами узнали, что такое диалог, а кто знает, что такое монолог? Монолог – это речь действующего лица, в отличии от диалога, обращенная к самому себе или к зрителям. Как вы считаете, есть ли в рассказе монолог? Кто нашел? Прочитайте. Кому принадлежат эти слова? После слов учителя, ребята изменились? Им перехотелось брать яйца с собой домой?
Какая, по вашему мнению «Капалуха»? Она настоящая мать, которая проявляет свою любовь к детям, наверное она такая же как и каждая мама, которая любит, заботит и оберегает своего ребенка. Ребята, а чему нас учит этот рассказ?
Домашнее задание: пересказ прочитанного произведения «Капалуха».
| Выполняют речевую разминку.
Из предложенных разделов выбирают, тот раздел, по которому они работают. «Люби живое». Дети называют произведения, В.В. Бианки «Мышонок Пик», В.И. Белов «Манька провинилась» и тд. Отвечают.
Эти строки нужно читать с любовью, заботой, ласково. Читают строки.
Открывают учебники. Предлагают различные варианты значения слова «Капалуха». Внимательно слушают значение слова «Капалуха».
Рассматривают иллюстрацию и высказывают свое мнение, о чем будет идти речь в рассказе. Читают слова на экране.
Читают по абзацам рассказ.
Пейзаж-это описание природы. Да -Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. - В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Диалог – это разговор между двумя или несколькими лицами. В диалоге участвует 2 человека. Её нужно читать с удивлением, потому что мальчику стало интересно когда он увидел яйца. И немного выдохнув. Портрет – это изображение человека. При описании птицы.
Да -А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птица, - сказал подошедший учитель.
Она заботливая, любящая.
Этот рассказа учит нас, оберегать природу, любить ее.
Записывают в дневники домашнее задание.
|