Урок экологии на тему:
«Цепи и сети питания».
Цели урока:
познакомить учащихся с пищевыми связями в сообществе;
познакомить учащихся с понятиями цепи и сети питания;
показать многообразие цепей питания и их состав.
Личностные УУД:
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Регулятивные УУД:
Определять цели и задачи урока
Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Познавательные УУД:
Работа с информационными текстами
Объяснение значения новых слов
Сравнивать и выделять признаки
Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации
Коммуникативные УУД:
Групповая работа по обсуждению информации.
Слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Выражать свои мысли и идеи.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Работа с учебником, письменная работа, устная беседа.
Оборудование урока: таблицы, 3-Д комплекс.
.
План урока:
Организационный момент
Мотивация
Актуализация знаний
Изучение нового материала
Закрепление.
Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока:
Организационный момент.
Мотивация.
Ребята, добрый день!
Добрый день, ребята!
- Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
- Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса экологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Актуализация знаний.
Посмотрите на таблицы на доске, где изображены природные сообщества.
- Как вы думаете, что показывают стрелки между организмами? (пищевые связи - кто кого ест).
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( о питании).
- Итак, тема урока: Тема: «Цепи и сети питания». - Попробуйте определить цели нашего урока.
Изучение нового материала.
- Что вы знаете о пищевых связях в сообществе? Рассказ учителя с элементами беседы.
- Кто такие производители и потребители?
Цепь питания состоит из ряда видов или их групп, каждое звено в котором служит пищей последующему. Цепи могут быть короче или длиннее, не более 5-6 звеньев, т.к. в них быстро иссякает энергия. Первое звено в разных цепях может быть представлено:
- живым растением;
- мёртвым организмом;
- живыми организмами ( бактерии, грибы, растения, животные).
В зависимости от этого различают 3 вида цепей питания.
Предлагается работа по группам ( работа с учебником):
1. Цепи выедания
2. Цепи разложения
3.Паразитические цепи
Запишите в бланк характеристику своей цепи: начальное звено, состав, роль в экосистеме, приведите пример ( с помощью учебника). Представители от группы излагают информацию о своей цепи.
Демонстрация материала с использованием 3-Д комплекса.
В природе все цепи питания не изолированы друг от друга, сложно переплетены и, соединяясь, образуют пищевую сеть. (рис. 56 стр. 94 учебника - посмотрите).
Физминутка.
Закрепление.
1.Составьте цепи питания экосистемы луга, соответствующие схемам, используя приведённый список организмов и впишите в бланк-задание.
2. Литературная страничка - ученик читает небольшой рассказ, остальные слушают , затем отвечают на вопросы.
Рефлексия.
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:
Все ли вам было понятно в течение урока?
Достигли мы тех целей урока, которые вы обозначали в начале урока?
Какая часть урока показалась самой интересной?
Какая часть урока вызвала затруднение?
Какое у вас настроение после урока?
Домашнее задание. §12
Бланк
1.Название цепи_______________________________________________________________
2.Начальное звено_____________________________________________________________
3.Состав цепи______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Роль в экосистеме_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Пример