Цель урока: раскрыть сущность экономического цикла.
Задачи:
Образовательная: охарактеризовать фазы и виды экономического цикла, оценивать причины экономических циклов.
Развивающая: способствовать формированию развития навыков экономического мышления.
Воспитательная: способствовать формированию коммуникативной культуры; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в экономической жизни общества и государства.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, презентация, практикум, рабочая тетрадь.
Учитель: Если мы вернёмся к графическому изображению темпов экономического роста, то что мы можем там увидеть?
Слайд 1
Дети: экономика развивается неравномерно, происходит чередование подъёмов и спадов деловой активности.
Учитель: Тенденция подъёмов и спадов называется ТРЕНДОМ.
Темой нашего сегодняшнего урока будет являться «Экономический цикл».
Какую цель можно поставить к сегодняшнему уроку? Раскрыть сущность экономического цикла.
4. Объяснение нового материала.
Слайд 2
Экономический цикл - это периодические колебания деловой активности в стране.
Слайд 3
Учитель: экономический цикл включает следующие периоды: подъём, экономический бум(пик), спад, кризис (низшая точка спада).
Слайд 4
Основные фазы экономического цикла. Подъем
Деловая активность растет, предприятия наращивают производства, безработица сокращается до естественного уровня, инвестиции и размер реального капитала растут. Повышение потребительского и инвестиционного спроса и , как следствие, рост цен и ставки процента.
Слайд 5
Основные фазы экономического цикла. Экономический бум (пик)
Предприятия работают на пределе своих возможностей, инвестиции предприятий и расходы потребителей находятся на высоком уровне, потребительский спрос и цены растут. Наступает период сверх занятости и инфляции. Экономика «ПЕРЕГРЕТА».
Слайд 6
Основные фазы экономического цикла. Спад
Производство и занятость сокращаются. Из-за снижения спроса падают цены на товары и услуги. Рост незагруженных мощностей. Новые капиталовложения не осуществляют. Многие фирмы терпят убытки или становятся банкротами.
Слайд 7
Основные фазы экономического цикла. Кризис (дно спада)
Недоиспользование ресурсов, высокая безработица, предприятия работают на грани остановки. Спад производства и уровень безработицы достигают максимума. Цены минимальны. Выжили только самые сильные фирмы.
Учитель: Чтобы объяснить смену фаз внутри экономической системы нужно обратить внимание на внешние и внутренние факторы.
Учитель: перечислите мне внешние и внутренние факторы.
Дети: внешние факторы: изобретения и нововведения, войны и другие политические события за рубежом, соглашения о международной торговле и другие значительные научно- технические, политические, социальные события.
Внутренними факторами экономических циклов являются: измерение объёмов инвестиций, изменение объёмов потребительских расходов, деятельность правительства.
Учитель: Инвестиции – это самая нестабильная составляющая в составе ВВП страны, и соответственно, основная причина колебаний деловой активности.
По продолжительности действия различают следующие виды экономических циклов: столетние, пятидесяти летние, десятилетние, двух-четырёх летние.
Задание: на стр. 19 практикума заполнить схему и указать, с чем связаны колебания экономической активности, именуемые «циклами Кондратьева».
Учитель: экономические кризисы нерегулярны и труднопредсказуемы. Последствия могут быть различными. (для стран, предприятий, граждан).
5. Выводы:
-Экономика страны развивается неравномерно : после ускорения роста наступает спад деловой активности.
- Во время кризиса фирмы закрываются, ВВП снижается, безработица растёт. Во время экономического бума открываются новые фирмы, но цены растут.
- Возможны внешние причины циклов: мировые открытия, войны, соглашения о торговле – и внутренние причины: деятельность правительства, изменение объёмов инвестиций и потребления.
-Виды экономических циклов:100-летние, 50 летние, 10-летние, 2-4 летние. В случае резонанса последствия циклов особенно разрушительны.
6. Домашнее задание. Параграф №16.Ответить на вопросы после параграфа. Найти в сети Интернет характеристику циклов Кондратьева со сроками и технологическими причинами.