6-А 13.10.2017 г. Тема урока: Имена существительные общего рода.
Цели: дать понятие существительное общего рода; учить различать имена существительные общего рода и употреблять в речи; развивать познавательный интерес
Задачи:
Обучающая – распознавать имена существительные общего, согласовывать существительные общего рода с прилагательными, глаголами прошедшего времени порядковыми числительными и местоимениями; закрепить знания об имени существительном.
Развивающая – способствовать формированию и развитию речи, мышления, внимания, воображения, памяти, наблюдательности; пробудить творческую активность учащихся.
Воспитательная – воспитывать сдержанность, умение выслушивать товарищей; развивать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты
Проявление познавательных интересов и творческой активности.
Стремление к совершенствованию своих умений.
Извлечение из предметного текста необходимой информации; осознанное и произвольное речевое высказывание.
формирование активной жизненной позиции умение высказывать личные суждения.
Предметные результаты
Умение видеть имена существительные общего рода.
Понимание их роли в речи.
Умение объяснять языковые явления.
Умение определять род имен существительных по значению, по различным формальным признакам.
Согласовывать в роде имена существительные, глаголы прошедшего времени, порядковые числительные, местоимения с существительными.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
Коммуникативные
Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).
Владение монологической и диалогической формами речи.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний (изучение нового материала).
Оборудование: компьютер, карточки. Презентация.
Ход урока.
I.Мотивация к учебной деятельности
1.Организационный момент.
Приветственное слово учителя Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленност
- Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. У нас хорошее настроение, мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Чтобы быть успешным отгадайте формулу успеха. Добавьте нужные слова в формулу:
…. + … + … = УСПЕХ
СТАРАНИЕ
РАЗГОВОРЫ
ВНИМАНИЕ
ЛЕНЬ
СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний учащихся.
Ответьте, о чём пойдёт сегодня речь, прочитав стихотворение?
Стихотворение об имени существительном.
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным- полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами. (А.Шибаев)
(об имени существительном)
На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. Именно этим мы сегодня будем заниматься. А сначала давайте запишем сегодняшнее число, классная работа.
(Запись числа, классной работы).
Посмотрите на рисунок. Перед вами изображён «Домик лингвистики». Ответьте мне, на каком этаже живет Имя существительное?
- Правильно, на этаже МОРФОЛОГИЯ.
- Что изучает морфология? (ЧАСТИ РЕЧИ)
- Проверим, что вы знаете об этой части речи.
3.Работа на экране (повторение, тест распечатан)
Тест «Что мы знаем об имени существительном»
1.Нужно заключить в кавычки собственное наименование:
а) село Бородино; б) битва Бородинская; в) стихотворение Бородино
2) Является одушевленным существительное:
а) мороз; б) кукла; в) дерево
3) К женскому роду относится существительное:
а) мозоль б) рояль в) тюль
4) Правильно употреблено прилагательное в словосочетании:
а) вкусный яблоко б) хороший шампунь в) золотая семечко
5) Пишется мягкий знак после шипящих на конце существительного:
а) грач..? б) много луж...? в) рож..?
Проверка по эталону:
1. в) стихотворение «Бородино»
2. б) кукла;
3. а) мозоль
4. б) хороший шампунь
5. в) рожь
Поставьте себе оценку: Правильных ответов: 5 - «5», 4 – «4»; 3 - «3»
Представление темы и постановка целей урока.
Первую часть темы мы с вами сформулировали – мы будем говорить об имени существительном, а для того, чтобы определить вторую часть темы, мы проведём
Мини-исследование
«Ну, непоседа», - сказала бабушка внуку.
Тихоня не торопился домой.
3. Ты такая хвастунишка!
-О ком идет речь – о мальчике или девочке? (Умница – к мальчику, тихоня – к мальчику, хвастунишка – к девочке)
-Что помогло вам это определить? (Ключевые слова: внук, Маша, торопилась — гл. прош. вр., окончание - а )
умница – внук (мужской род)
тихоня – торопился (а не торопилась), (мужской род)
хвастунишка – такая (ж.р.)
- К какому же роду относятся выделенные слова?
- Можем ли мы изменить род этих существительных. Что для этого нужно сделать?
- В чем же особенность этих слов? (Они могут употребляться и в женском, и в мужском роде)
- Как вы считаете, какого же рода эти существительные? Давайте придумаем, как их можно назвать.
- Какой будет тема урока?
Сформулируйте тему нашего урока. (Слова, которые можно отнести к лицам разного пола – это существительные общего рода)
Какие цели мы поставим перед собой?
1. Какие существительные называют лиц как женского, так и мужского пола, что они выражают.
2. Уметь правильно употреблять их в речи.
3. Зачем нужно уметь определять род имён существительных? (Род существительных нужно уметь определять, чтобы правильно сочетать в предложении имена существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени в единственном числе.)
Как определять род таких существительных?
- На какой из этих вопросов мы можем уже ответить?
- Как можно определить их род? (по опорным словам)
Вывод. Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского пола и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского пола.
(обращаются к схеме)
род
пол
мужской женский
Работа в парах. Задания распечатаны.
Задание: подчеркните существительные общего рода и то слово, которое помогает определить род, укажите род существительных общего рода.
1. Плох неряха в строю, а еще хуже — в бою.
2. Белоручка не работник.
3.Без хозяина земля – круглая сирота.
4. Невеличка капля, а камень долбит.
Проверка: тот, кто выполнит раньше других, выписывает слова на закрытой части доски.
1 ученик. - 1,2 предложение; 1 ученик. - 3-4 предложение. Самопроверка по записи на доске.
Вывод: что помогает определить род существительных общего рода? (глаголы пр.в., местоим., прилагат., контекст)
Молодцы!
- Ребята, что представляют собой записанные предложения? (Пословицы). В пословицах народ выразил свое отношение к жизни, к качествам человека.
- Какие качества человека народ осуждает, а какие прославляет?
- На какой из вопросов урока мы ответили? (Как определять род существительных)
А чтобы ответить на 1 вопрос давайте, еще немного понаблюдаем. Для этого напишем лексический диктант (1 человек работает у доски) «Угадай слово»: по толкованию лексического значения определить существительные общего рода, записать в тетради в столбик в соответствии с номерами предложений.
Лексический диктант
Безобидный, тихий, смирный человек - тихоня
Драчун, зачинщик ссор и драк - забияка
Тот, кто любит сладости - сладкоежка, сластёна
Кто владеет левой рукой лучше, чем правой - левша
Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь - попрошайка
Кто любит болтать вздор, пустяки - пустомеля
Праздный, глазеющий от скуки по сторонам - зевака
Хвастливый человек - хвастунишка
Тот, кто постоянно всё теряет, забывает - растяпа
Тот, кто подлизывается к кому-то - подлиза
Человек, который наушничает - ябеда
Человек, который выдвигая себя, стремится выслужиться - выскочка
Сонливый, любящий много спать - соня
Тот или та, кто чуждается физической или вообще трудной работы - белоручка
Неаккуратный, лишённый опрятности - неряха
Очень подвижный, суетливый ребёнок – непоседа
- Есть ли что-то общее у этих существительных? (Окончания –а, -я)
- Что обозначают данные слова? (Качества людей, лица мужского и женского пола)
- Какие же имена существительные будут относиться к общему роду?
Вывод. Имена существительные с окончанием –а, -я, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду называются существительными ОБЩЕГО рода.
Первичное закрепление
Информация
Имена существительные общего рода являются эмоционально-окрашенными словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным образом, в разговорной речи.
Вопрос
Ответ
- С отрицательной.
Распределительный диктант.
— Распределите имена существительные в два столбика: 1) с отрицательной оценкой; 2) без отрицательной оценки. Мазила, тёзка, зазнайка, разиня, левша, умница, соня, неряха, растяпа, сирота, работяга, тихоня, малютка, выскочка, симпатяга.
IV. Физкультминутка
- Немного отдохнем. Давайте проведем такую игру, встаньте. Я буду называть словосочетания и маленькие предложения. Если имя существительное мужского рода, поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши, если существительное женского рода - приседаете.
ИТАК Большой неряха (хлопок), маленькая плакса (присесть), холеная неженка (присесть), трехлетний непоседа (хлопок), страшная злюка (присесть), высокий попрошайка (хлопок), бестолковый зевака (хлопок), веселая умница (присеть); Обжора съел (хлопок), тихоня проснулась (присесть), невежда не выучила (присесть), невежа ругался (хлопок), недоучка ленилась (присесть) - Молодцы, садитесь на свои места.
V.Включение в систему знаний и повторение.
1. Распределительный диктант
Определите род имён существительных, запишите слова, разбив их на столбики: муж.р. - жен.р. - общий род. Оцените себя по эталону
Носок, мозоль, забияка, вестибюль, тюль, растяпа, фамилия, рояль, мышь, непоседа, врач, стража, умник, умница.
муж. р. жен.р. общий род
Носок мозоль забияка
Вестибюль фамилия растяпа
тюль мышь непоседа
рояль стража умница
врач
умник
2. Выполнение теста.
ВАРИАНТ
Если существительное может быть отнесено к мужскому и женскому роду, это существительное:
среднего рода;
Б) общего рода;
частного рода.
Укажите существительное общего рода:
староста;
Б) юноша;
папа.
Укажите ряд слов, где все существительные общего рода:
растяпа, обжора, мастер, игра;
Б) воображала, зазнайка, выскочка, шимпанзе;
мямля, злюка, сластёна, работяга.
Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:
Мой папа - настоящая работяга.
Б) Этот тараторка не умолкал ни на минуту.
Света - полная невежда.
Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:
Известный пустомеля опять что-то рассказывал ребятам.
Б) Знакомая сластёна за полчаса съела целый торт.
Наш белоручка сидела сложа руки.
ВАРИАНТ
Если существительное может быть отнесено к мужскому и женскому роду, это существительное:
среднего рода;
Б) женского рода;
общего рода;
Укажите существительное общего рода:
бедняга;
Б) юноша;
папа.
Укажите ряд слов, где все существительные общего рода:
растяпа, обжора, ябеда, игра;
Б) вредина, зазнайка, выскочка, неженка;
семья, злюка, сластёна, работяга.
Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:
Мой папа - честный трудяга.
Б) Этот тараторка не умолкал ни на минуту.
Мой маленький братик - настоящая неженка.
Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:
Известный хвастунишка рассказывала новую историю.
Б) Знакомая сластёна за полчаса съела целый торт.
Наша левша всегда красиво писала.
/Проверка. Взаимопроверка/
1 ВАРИАНТ -
Вариант: . Фамилия : |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б | А | В | А | В |
2 ВАРИАНТ - |
Вариант: . Фамилия : |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В | А | Б | В | А |
VI. Рефлексия деятельности
Представьте себе, что русский язык – это толстая-толстая книга. Вы учитесь в 5 классе, поэтому учебник открыт ещё только в самом начале. Сегодня на уроке мы успели прочитать ещё одну страничку этой книги.
- Какая она, эта страничка? Сложная или несложная?
- Понятна ли?
- Чему научила эта страничка?
- Что осталось непонятным?
- Захотелось ли читать эту книгу дальше?
Итак, пожалуйста, давайте подведем итог урока: заполните лист «Оцени свою работу».
Подведение итога урока.
VII. Оценки за работу на уроке: Вы МОЛОДЦЫ,УМНИКИ и УМНИЦЫ!
VIII. Домашнее задание.