СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по физике в 11 классе "Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработкке предложен кейсовый метод проведения урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике в 11 классе "Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц"»

11


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАДЕТСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
СТАРШИНОВА НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
город-курорт АНАПА











Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц







Осяк С.А. – учитель физики МАОУ КШ

Урок физики в 11 классе













Анапа -2016





Место и время проведения: 26.04.2016, кабинет №9 МАОУ КШ

Тип урока: Урок изучения нового материала методом кейсов.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, кейсовые задания, собранные опытные установки.

Цель урока:

- раскрыть значение физики в создании и совершенствовании технических устройств по изучению окружающего мира;

- познакомить обучающихся с основными техническими устройствами по регистрации элементарных частиц: счетчиком Гейгера, камерой Вильсона, пузырьковой камерой, методом толстослойных фотоэмульсий.

- продолжить формирование умений обобщать полученные знания (работа по обобщенному плану описания прибора, работа с таблицей);

- развивать навыки работы обучающихся с учебником, дополнительной литературой: выделение главного, составление плана, изложение материала.

План урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный

1

Учитель приветствует уч-ся, отмечает отсутствующих.

Уч-ся приветствуют преподавателя

2

Подготовительный

8

Учитель объявляет тему урока. Тема записана в открытой презентации. Учитель разъясняет цели урока и дает классификацию технических устройств для регистрации элементарных частиц (слайды 1-4).

Учитель делит класс на 4 группы (прил.1)

Каждой группе учитель выдает кейс с материалами по ознакомлению с одним методом регистрации заряженных частиц (прил.2). Подготовленные заранее учащиеся демонстрируют опыты - ситуации, которые обучающиеся должны разъяснить в ходе работы над кейсами (прил.3)

Обучающиеся внимательно слушают учителя записывают тему урока в тетрадь, схему классификации элементарных частиц.

Обучающиеся делятся на группы, наблюдают предложенные ситуации, приступают к решению кейса

3

Основной

12

Учитель контролирует работу в группах, проводит консультационную индивидуальную работу

Обучающиеся работают в группах, изучают материалы кейса, заполняют таблицу в тетради, объясняют ситуацию эксперимента

4

Проверка полученных знаний

10

Учитель заносит информацию в таблицу, выведенную на интерактивную доску. Предлагает объяснить ситуацию эксперимента.


Представитель от каждой группы рассказывает с места о своем методе регистрации заряженных частиц.

Обучающиеся заполняют таблицу после выступления каждой группы.

Обучающиеся объясняют ситуацию эксперимента

5

Закрепление полученных знаний

6

Учитель демонстрирует презентацию и рассказывает о детекторах, основанных на излучении Вавилова-Черенкова, искровых детекторах (прил. 4)

Обучающиеся смотрят, записывают в тетрадь


6

Домашнее задание

1

Учитель формулирует домашнее задание (параграф учебника, изучение систематизирующей таблицы)

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник

7

Рефлексия

2

Учитель предлагает ученикам сделать вывод по уроку, опираясь на основные слова (прил.5)

Учащиеся составляют свое мнение о прошедшем уроке





































Слайд 1-2.

Слайд3- 4.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1 группа - счетчик Гейгера

2 группа - камера Вильсона

3 группа - пузырьковая камера

4 группа - метод фотоэмульсий



















ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Кейс 1

Задание

  1. Рассмотреть внимательно рисунки, чертёжи, схемы.


2. Прочитать § учебника и дополнительный материал, выбрав из него только ту часть, которая необходима для защиты своей темы.

3. Заполнить в таблице графу

Метод

Принцип действия

Какие частицы регистрируются

Достоинства

Недостатки

4. Составить рассказ по плану

План изучения физического прибора

(технической установки)

I. Назначение прибора.

II. Основные части прибора и их назначение.

III. Принцип действия прибора (какие явления, законы их протекания положены в основу работы прибора; взаимодействие основных элементов в его устройстве, последовательность физических процессов, определяющих данное взаимодействие).

IV. Правила пользования прибором (и правила измерения для измерительных приборов). Техника безопасности в работе с прибором.

V. Область применения прибора.

VI. Разновидности прибора и области их применения.

5. Объяснить ситуацию, показанную в опыте




Кейс 2

Задание

  1. Рассмотреть внимательно рисунки, чертёжи, схемы.


2. Прочитать § учебника и дополнительный материал, выбрав из него только ту часть, которая необходима для защиты своей темы.

3. Заполнить в таблице графу

Метод

Принцип действия

Какие частицы регистрируются

Достоинства

Недостатки

4. Составить рассказ по плану

План изучения физического прибора (технической установки)

I. Назначение прибора.

II. Основные части прибора и их назначение.

III. Принцип действия прибора (какие явления, законы их протекания положены в основу работы прибора; взаимодействие основных элементов в его устройстве, последовательность физических процессов, определяющих данное взаимодействие).

IV. Правила пользования прибором (и правила измерения для измерительных приборов). Техника безопасности в работе с прибором.

V. Область применения прибора.

VI. Разновидности прибора и области их применения.

5. Объяснить ситуацию, показанную в опыте

Кейс 3

Задание

  1. Рассмотреть внимательно рисунки, чертёжи, схемы.

  2. Прочитать § учебника и дополнительный материал, выбрав из него только ту часть, которая необходима для защиты своей темы.

  3. Заполнить в таблице графу

Метод

Принцип действия

Какие частицы регистрируются

Достоинства

Недостатки


4. Составить рассказ по плану

План изучения физического прибора

(технической установки)

I. Назначение прибора.

II. Основные части прибора и их назначение.

III. Принцип действия прибора (какие явления, законы их протекания положены в основу работы прибора; взаимодействие основных элементов в его устройстве, последовательность физических процессов, определяющих данное взаимодействие).

IV. Правила пользования прибором (и правила измерения для измерительных приборов). Техника безопасности в работе с прибором.

V. Область применения прибора.

VI. Разновидности прибора и области их применения.

5. Объяснить ситуацию, показанную в опыте


Кейс 4

Задание


  1. Рассмотреть внимательно рисунки, чертёжи, схемы.

  2. Прочитать § учебника и дополнительный материал, выбрав из него только ту часть, которая необходима для защиты своей темы.

  3. Заполнить в таблице графу

Метод

Принцип действия

Какие частицы регистрируются

Достоинства

Недостатки



4. Составить рассказ по плану


План изучения физического прибора

(технической установки)

I. Назначение прибора.

II. Основные части прибора и их назначение.

III. Принцип действия прибора (какие явления, законы их протекания положены в основу работы прибора; взаимодействие основных элементов в его устройстве, последовательность физических процессов, определяющих данное взаимодействие).

IV. Правила пользования прибором (и правила измерения для измерительных приборов). Техника безопасности в работе с прибором.

V. Область применения прибора.

VI. Разновидности прибора и области их применения.

5. Объяснить ситуацию, показанную в опыте









ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Ситуация 1. Ученик проводит опыт, который раскрывает принцип действия камеры Вильсона и наглядно показывает, что твёрдые частицы или ионы могут быть центрами конденсации. Стеклянную колбу ополаскивают водой и укрепляют вверх дном в лапке штатива. Устанавливают подсвет. Отверстие колбы закрывают резиновой пробкой, в которую вставляют резиновую грушу. Сначала грушу медленно сжимают, а затем быстро отпускают – никаких изменений в колбе не наблюдается. Колбу открывают, к горловине подносят горящую спичку, снова закрывают и повторяют опыт. Теперь при расширении воздуха колба наполняется густым туманом.

Примерный ответ по рассмотренной ситуации: «При быстром отпускании груши (процесс адиабатный, т.к. не успевает произойти теплообмен с окружающей средой) смесь расширяется и охлаждается, поэтому воздух в камере (колбе) становится перенасыщен парами воды. Но пары не конденсируются, т.к. нет центров конденсации: ни пылинок, ни ионов. После введения в колбу частиц копоти из пламени спички и ионов при нагреве перенасыщенный водяной пар конденсируется на них. То же происходит, если через камеру пролетает заряженная частица: она ионизирует на своём пути молекулы воздуха, на цепочке ионов происходит конденсация паров, и траектория движения частицы внутри камеры отмечается нитью из капелек тумана, т.е. становится видимой. С помощью камеры Вильсона можно не только увидеть движение частиц, но понять характер их взаимодействия с другими частицами».

Ситуация 2. Ученик показывает опыт с кюветой. Самодельную кювету со стеклянным дном устанавливают на аппарате с приспособлением для горизонтального проецирования. На стекло кюветы пипеткой наносят капли воды, с угла кюветы толкают металлический шарик. Шарик на своём пути отрывает от капелек «осколки» и оставляет «трек».

Примерный ответ: «Перед нами модель ионизации газа частицей, ионы становятся, ионы становятся центрами конденсации и оставляют трек».
























ПРИЛОЖЕНИЕ 4











ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Рефлексия :

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс