КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФОНЕТИКЕ
В 5 КЛАССЕ
МОДУЛЬ «ФОНЕТИКА. ЗВУКИ РЕЧИ. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»
1 м\м
ТЕМА. Фонетика. Звуки речи.
Цель: ознакомить учащихся со спецификой раздела «Фонетика», с предметом ее изучения – звуком речи; со звуками речи и их классификацией; формировать у учащихся понятие о смыслоразличительной роли звука; развивать память, мышление, внимание, фонетический слух учащихся; воспитывать интерес к изучению фонетики русского языка
Тип м\м: установочно-мотивационный
Оборудование: иллюстрации (королева Фонетика), раздаточный материал (игровые карточки), аудиопроигрыватель, учебник по русскому языку для 5 класса Баранова, Ладыженской.
Ход урока.
1.Орг. момент
2.Мотивация, сообщение целей:
Лингвистический эксперимент: прослушать разные звуки и звуки человеческой речи (отдельно и отрывок из стихотворения). Определить, что все услышанное - звуки. Найти общее и различное. Сделать вывод, что звуки человеческой речи осмысленны и образуют смысловую единицу – слово.
Сформулировать тему урока: изучение звуков речи,изучение раздела «Фонетика». Ее место в системе языка.Предмет изучения фонетики.
3.Актуализация опорных знаний:
Беседа: вспомнить все, что известно о звуках (из курса начальной школы);
какую роль в слове может выполнять отдельный звук?
4.Усвоение новых знаний:
Лингвистический эксперимент: игра «Цепочка»: путем изменения одного звука в слове (добавления, отбрасывания, замены в начале, середине и конце слова) образовать новое слово (по цепочке):
Рак, река, сом, дым, жить, печь, ночь, полено, буква, курок, мех, Марина, пост, кот, рос, кора, нос (и т.д.)(на карточках)
Коллективная работа – составление кластера «Звуки речи» (сверить с учебником: упр. 262)
5.Рефлексия:сделать вывод о смыслоразличительной роли звуков речи;
приглашение осуществить путешествие по материкам и океанам звуков.
2 м\м
ТЕМА. Гласные звуки.
Цель: актуализировать знания учащихся о гласных звуках и способах их передачи на письме (буквах), ознакомить учащихся с законами образования гласных звуков, их особенностями ; формировать умение определять и характеризовать гласные звуки и буквы; развивать память, мышление, внимание, фонетический слух учащихся; воспитывать любознательность, интерес к изучению фонетики русского языка.
Тип м\м: содержательно-поисковый
Оборудование: иллюстрации (карта морского путешествия), учебник по русскому языку для 5 класса Баранова, Ладыженской.
Ход урока.
1.Орг. момент
2.Мотивация, сообщение целей: путешествие по материкам и океанам звуков.
Движение к континенту «поющих» звуков.
Сформулировать тему урока: определить, о каких звуках пойдет речь.
3.Актуализация опорных знаний: (поиск языковых единиц)
Коллективная работа: преодолеть барьер на пути – гряду коралловых рифов: найти гласные звуки (попутно объяснить, как обозначается звук – [ ]) в скороговорке
На дворе трава, на траве дрова.
Поставить ударения, записать звуковое обозначение гласных (над буквами): [а], [э].
Назвать те гласные звуки, которые не представлены в скороговорке. Посчитать все гласные звуки.
Вспомнить сведения о гласных звуках.
4.Усвоение новых знаний: познакомиться с особенностями жителей материка гласных.
Лингвистический эксперимент: произносить по очереди гласные,понаблюдать за образованием и особенностями гласных звуков (стр. 122-123). Сделать вывод об особенностях некоторых гласных звуков в ударной и безударной позициях. Сравнить с особенностями гласных звуков в украинском языке.
Коллективная работа: записать гласные звуки в квадратных скобках над буквами, поставить ударения, охарактеризовать гласные в стихотворении.
Тюлень ел рыбу целый день,
Объелся рыбою тюлень.
Тюленя одолела лень,
И вот тюлень лежит, как пень,
Лежит и улыбается…
А мне так жить не нравится.
(С.Баруздин)
Какие буквы в тексте стихотворения использованы для передачи гласных звуков?
Коллективная работа:записать гласные звуки и соответствующие им буквы с самостоятельно подобранными примерами.
5.Рефлексия: что нового о гласных звуках узнали сегодня? Как ведут себя гласные звуки под ударением и в безударной позиции? Чем гласные звуки отличаются от согласных? Какими буквами передаются на письме гласные звуки?
3 м\м
ТЕМА. Согласные звуки.
Цель: актуализировать знания учащихся о согласных звуках;ознакомить учащихся с законами образования согласных звуков, их особенностями ; формировать умение определять и характеризовать согласные звуки; развивать память, мышление, внимание, фонетический слух учащихся; воспитывать стремление к познанию и открытию нового.
Тип м\м: содержательно-поисковый
Оборудование: иллюстрации (карта морского путешествия), учебник по русскому языку для 5 класса Баранова, Ладыженской
Ход урока.
1.Орг. момент
2.Мотивация, сообщение целей: путешествие по материкам и океанам звуков.
Движение к континенту экзотических «рычащих», «шипящих» и «свистящих» звуков.
Сформулировать тему урока: определить, о каких звуках пойдет речь
3.Актуализация опорных знаний: (поиск языковых единиц)
Коллективная работа: обойтина пути – гряду коралловых рифов: найти согласные звуки в тексте скороговорки
На дворе трава, на траве дрова.
Записать звуковое обозначение согласных (над буквами). Назвать согласные звуки, не представленные в скороговорке.
Вспомнить сведения о гласных звуках.
4.Усвоение новых знаний: познакомиться с особенностями жителей материка согласных.
Лингвистический эксперимент: произносить по очереди согласные,понаблюдать за образованием и особенностями согласных звуков (стр. 124). Сделать вывод о делении звуков по участию голоса и шума (на сонорные, звонкие и глухие) (змея и тигр), по твердости-мягкости.
Лингвистический эксперимент: определить, какими звуками отличаются пары слов:
Мыл – мил, лук – люк, угол – уголь, рад – ряд, сел – съел.
Сделать вывод о смыслоразличительной функции твердых и мягких звуков.
Коллективная работа:охарактеризовать согласные в стихотворении.
Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я всем напоказ выставляю живот,
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
- Эй, люди, я с вами чай выпить хочу!
(С.Баруздин)
(Вспомнить правила оформления на письме реплики диалога)
Охарактеризовать согласные звуки в стихотворении; надписать над буквами транскрипцию звуков.
Сделать вывод об обозначении мягких звуков на письме и особенностях произношения согласных звуков в потоке речи (о звуковых процессах)
5.Рефлексия: подвести итоги путешествия:что нового о согласных звуках узнали сегодня? Всегда ли они обозначаются на письме так. Как произносятся? Какие звуки в речи важнее?
«Сказка о ссоре гласных и согласных звуков» (и\или упр. 272)
Сделать вывод о важности всех звуков в языке и уникальной роли каждого из звуков в речи.
6.Домашнеее задание: изучить материал параграфов 52-54; выполнить упр. 270 (выучить скороговорки), упр. 264 (более сильным), упр. 265 (боле слабым)