СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии 8 класс "Природные зоны России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели  и задачи урока:

 Дать знания о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах севера России. Формировать представления о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах - широтной зональности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии 8 класс "Природные зоны России"»

Тема урока: Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра.

Цели и задачи урока:

Дать знания о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах севера России. Формировать представления о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах - широтной зональности.

Оборудование: карта атласа для 8 класса «природные зоны России»; компьютер с мультимедийной приставкой;

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. (Фронтальный опрос)

-Из каких компонентов состоит природный комплекс моря? (Вода, растительность. животный мир)

- Какие факторы влияют на формирование этого комплекса?

- Что такое ПТК? (закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определённой территории. )

III. Изучение нового материала.

слайд №2

Учитель: 1. Вспомните, что такое природная зона. 2.Какие природные зоны расположены в Евразии?(рис.67 учебника) 3.С помощью каких источников географи­ческой информации можно составить характери­стику природной зоны?

Слайд№3 «план урока»

Природные зоны России слайд№4

- Природные комплексы (региональные) природные зоны расположе­ны на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомните, как называется закономерность смены природных зон на равнинах? (Широтная зо­нальность.)

Слайд№5. Наличие этой закономерности обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Устанавливая и анализируя изменение климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т. д.

Слайд №6. В XIX веке Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность это общий закон природы. Следствием зональности является существование крупных ПТК - природных зон. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги..

Слайд№7. По рис. 62 на с. 103 учебника опре­делите:

- Как расположены природные зоны в России?

- Какие зоны простираются от западных границ до побережья морей Тихого океана?

- Какие не простираются до восточных окраин России? Почему?

Сдайд№8. Изучением природных зон занимался академик Лев Семенович Берг. Он дал характеристику всех природных зон и показал, что каждая зона состо­ит из закономерного сочетания ландшафтов (ланд (нем.) - земля, мест­ность, шафт - сообщество.)

Природные зоны называют ландшафтом или географическими.

Многие природные зоны очень сильно изменены из-за сельскохозяйственной деятельности человека - степи, лесостепи, широколиственные леса. Меньше пострадали тундра и тайга Сибири.

Давайте попробуем составить план изучения природной зоны. (устно)

Слайд№9. План (характеристики природной зоны). (Записать его в тетради.)

1. Географическое положение (в какой части страны расположена, конфигурация - протяженность).

2. Типичный внешний облик зоны.

3. Климатические условия (пояс, области, средние температуры января и июля, количество и режим осадков, коэффициент увлажнения)

4. Почвы и их свойства (плодородие, кислотность, промывной: и т. д.).

5. Типичные растения и животные, их приспособленность к условиям зоны.

6. Возможность использования ресурсов природной зоны человеком (агроклиматические, биологические, почвенные).

7. Проблемы охраны природной зоны (заповедники, национальные парки).

Самостоятельная работа.

По данному вам плану описания природной зоны и дополнительному материалу вы должны не только охарактеризовать природную зону и оценить природные ресурсы, но и создать её образ, раскрыть красоту и неповторимость ландшафта, показать условия жизни человека в ней, раскрыть современные экологические проблемы. Оценим самое лучшее выступление.

III. Природная зона арктических пустынь Слайд№10

«Страна белой смерти» (С. Цвейг.)

«Страна льда и тьмы» (Ф. Нансен.)

«Арктика» - медведь. Природная зона расположена в Арктике, северной полярной области Земли, лежащей за северным полярным кругом, под созвездиями Медведиц - Большой и Малой.

Сдайд№11. Записать в тетрадь Характерные черты зоны арктических пустынь:

Суровость климата (зима очень холодная, суровая, лето – холодное, средняя температура июля около 0°С), льды, снег (и зимой, и летом) айсберги, полярная ночь, ураганные ветры, полярное сияние, летом -полярный день.

Учитель или заранее подготовленный ученик делает сообщение об арктической пустыне, характерных представителях животного и растительного мира этой зоны (см. дополнительный материал к уроку).


Вопросы на закрепление

- Почему лето в арктической пустыне холодное? (Угол падения не велик, даже в полярный день, преобладающие площади имеют белый цвет, который отражает 70-80% солнечной суммарной радиации.)

- Почему растительность не образует сплошного растительного покрова? (Большая площадь покрыта льдами, на которых не могут расти растения.)

- Почему белые медведи впадают в спячку на зиму? (Зимой лёд становится более мощным, исчезает значительная часть полыней, труднее добыть пищу.)

- Почему преобладают в арктической пустыне хищники? (Раститель­ный покров скуден, пища только в море.)

Почему медведь «белый»? (Покровительственная окраска позволя­ет незаметно ждать добычу у лунки, черный нос медведь прикрыва­ет лапой. В белом волосе находятся пузырьки воздуха, воздух плохой проводник тепла, то есть это защита от холода.)

- Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чисто­той снега? (Любое пятно темного цвета поглощает лучи солнца и происходит таяние снега. Спичка оставленная на поверхности льдины, за сутки углубляется на 1 метр. Много мусора создает опасность разрушения льдины.)

IV. Зона тундры Слайд№12

- По карте природных зон (Р.: с. 175; Б.: с. 124, рис. 51) определите положение тундры на территории России. (Тундра занимает север­ное побережье России.)

Слайд№13. Записать в тетрадь Характерные черты зоны тундры:
Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и бо­лот, нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарничков — брусника, черника, морошка, карликовая березка). Много перелетных птиц летом.
Типичные животные лемминги, песцы, северные олени, полярные совы.

Рассказ учителя о тундре

Тундра расположена над мерзлыми грунтами, которые оттаивают летом лишь на 0,5-2 м. Вечная мерзлота охлаждает почву, а, значит, и воздух. Почвообразование замедлено. Вечная мерзлота сохраняется из-за тонкого снежного покрова, который к тому же выдувают сильные ветры с более возвышенных участков. Низкие температуры зимой способствуют промер­занию почвы, а короткое лето не позволяет почве оттаять на значительную глубину.

Слово «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народа саами (у нас их называют лопари) означает «сопки» - невысо­кие вершины, которые не покрыты лесом.

Тундра красива дважды в году. Первый раз - в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зеленого на красный, а потом на желтый.

Созревая, морошка становится желтой. Второй раз - в сентябре, когда желтеют листья березки, и ивы. Карликовые березка и ива ведут себя так же, как и их «сестры» - береза и ива в лесной зоне России

«3олотая осень» красива и в тундре. Тундра - раздолье для грибника. Грибы чуть ниже карликовых березок и ив, и очень хорошо видны. Говорят, что грибы в тундре растут выше деревьев. Это почти правда, если учесть, что «деревья» имеют высоту 15-30 см. Самое приятное для грибника обстоятельство - грибы из-за прохладной погоды нечервивые.

В тундре растет и настоящий лес, но только в долинах рек, так как это понижение рельефа и они защищены от ветра. Но и здесь деревья невысоки и разрежены.. Ближе к тундре деревья имеют флаговую форму (ветви растут с подветренной стороны, которая защищена стволом от ветра). Стволы де рева часто имеют густую поросль веток внизу - там, где зимой снег укрывает ветки. Выше 10-15 см ствол голый.

Далее один из учащихся делает сообщение о животном и растительном мире тундры.

Задания на закрепление

- Почему в тундре так много озер и болот, хотя осадков на Колымской низменности выпадает менее 300 мм, меньше чем в полупустынях Прикаспийской низменности? (Низкие температуры малая испаряемость; вечная мерзлота вода не просачивается вглубь; плоский рельеф, малые высоты — затруднен поверхностный сток; протаивание летом вечной мерзлоты образование неглубок западин.)

- Почему природа севера особенно ранима, трудно восстанавливается? (К экстремальным условиям приспособились немного видов растений и животных, т. е. беден видовой состав; малое количество тепла приводит к медленному восстановлению организмов.)

- Почему в тундре низкие летние температуры воздуха, хотя количество суммарной радиации в полярный день такое же, как на юге лесной зоны? (Солнечная энергия расходуется на нагрев поверхности, охлаждаемой мерзлотой, охлаждает Северный Ледовитый океан)

- Почему в тундре не растут деревья?

- Почему говорят: «грибы в тундре выше деревьев»? Почему для грибников тундра - настоящий рай?

- Почему в тундре преобладают многолетние растения, зимующие под снегом, а в степи наземная часть растений отмирает ежегодно (За короткое лето однолетние растения не успевают пройти весь цикл жизни до созревания семян.)

V. Закрепление Слайд№14,15

- Расставить цифры к природным зонам: арктические пустыни, тундра.

1. Природа зоны легко ранима.

2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.

3. Значительные площади покрыты ледниками.

4. Средняя температура января -26 -28°С, а июля +1—4°С.

5. Сильные ветры.

6. В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.

7. Расположена на островах Арктики.

8. Увлажнение избыточное, много болот и озер.

9. Промысел морского зверя (моржа, тюленя).

10. На южной границе средняя температура июля +10°С.

11. На скалах «птичьи базары».

12. Лето короткое и холодное.

13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

14. В реках и озерах много рыбы.

15. Воды - в твердом виде, только летом образуются талые воды.

16. Много перелетных птиц летом (утки, гуси, лебеди).

17. Полярная ночь длится до 5 месяцев.

Арктическая пустыня: 1, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 15, 17. Тундра: 1,2,5,6,8, 10, 13,14, 16.

домашнее задание

Б.: § 23; вопросы к параграфу, вопросы к параграфу.

Дополнительный материал к уроку

Арктическая пустыня

Природная зона занимает острова Арктики: Земля Франца Иосифа, Но­вая Земля, Северная Земля.

Полярная ночь на Земле Франца Иосифа длится более 4 месяцев. Это настоящая ледяная, полярная страна. В полярную ночь на небе сияет хо­лодная Луна. Все живое улетело отсюда на юг, либо улеглось в спячку. Весной распускаются среди камней у края ледников цветы. Они без запаха, но красивее нежных венчиков, этих неприхотливых растений, нет ничего на свете.

Полярная пурга - страшна и жестока, она заставляет прижиматься к земле, поток комочков снежной пыли прерывает дыхание. Весной потоки талой воды несутся к берегу в море. В Арктику прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах свободных ото льда. Гомон у такой скалы стоит не­вообразимый. Самые шумные пернатые - кайры. Эти птицы отлично пла­вают, ныряют, летают. В воде кайра машет крыльями и, поэтому стреми­тельно плывет под водой. Гнезда у нее на вертикальной каменной скале. Никакой хищник не сможет подобраться к птенцам. Откладывает кайра одно яйцо на маленькую ступеньку скалы, а чтобы яйцо не упало с уступа, оно имеет конусовидную форму. Яйцо не катится, а только вращается на месте. «Квартира» кайры площадью в 1 дм2. Когда птенец вырастет, мать сбрасывает его со скалы в море. Птенец сопротивляется, цепляется коготками лапок за камни. Ему кажется, наверное, что мать толкает его к гибели, Кайра сбрасывает своего единственного птенчика с 200 метровой скалы, и сама кидается за ним вниз. Падают в воду они одновременно, а затем вместе выныривают.

Самым крупным хищником Арктики является белый медведь. Он не любит тепла... Толстая кожа, густая шерсть, толстый слой подкожного жира позволяют ему переносить суровые холода и длительные голодовки.

Самцы не залегают в спячку, это делают только самки. Медведицы находятся в берлоге из снега всю зимнюю спячку. В ноябре-декабре у них рождаются медвежата, чаще два. К весне детишки подрастают, и, как только наступают светлые дни, медведица разрывает свою берлогу и выходит вместе с малышами. Живут белые медведи 30-40 лет. Белые медведи – хитрые и коварные охотники. У них отличное обоняние. Затаившись у нерпичьей или тюленьей лунки, медведь ожидает жертву часами. Свой черный нос прикрывает белой лапой. Имеет очень быструю реакцию. Стоит только нерпе на миг высунуться из лунки, как медведь хватает ее.

Как правило, к человеку медведи относятся равнодушно, не обращают на него внимания. Бывает, что нагло подходят к зимовью (научной станции) и поедают все, что попадет.

Типичным ландшафтом арктической пустыни является природа Земли Франца Иосифа, где льдом покрыто около 85% всей суши. Только 10% свободной ото льда территории занято растительностью. Растительность состоит из лишайников (100 видов), мхов (80 видов), цветковых растений (37 видов). Кустарников нет. Большая часть поверхности, свободной ото льда, представляет каменистые россыпи, щебень, песок.

Ледники на самом северном архипелаге России тонкие, но занимают большую площадь. Весна и лето, настолько короткие, что некоторые растения начинают оживать прямо под снегом. А от ветров жмутся к земле, образуя формы подушек.

Животные и растения тундры

Животный мир тундры беднее лесного. В мерзлой почве можно увидеть дождевых червей, которые образуют капсулу из слизи. Слизь не замерзает даже при очень низкой температуре. Тундра - это обитель комаров и мошкары. Кровососущие насекомые превращают жизнь человека и северных оленей в ад. Олени летом продвигаются на обдуваемые ветром высокие места: вершины сопок и на побережье, где ветер с океана отгоняет гнус. Говорят, стоит человеку семь раз раздеться (например, к переправе на другой берег реки или озера) и крови будет выпито столько, что возникает угроза здоровью человека.

Зато в тундре нет змей.

Главными обитателями тундры являются - лемминги (небольшие грызуны), песцы и северные олени. Лемминги крупнее мыши, но меньше крысы. Это основная пища песцов. Норки лемминга способствуют проветриванию грунтов. Около удобренных пометом почв около нор леммингов более густой травяной покров. Песцы могут питаться не только леммингами, на обед им достаются и яйца, и птенцы гусей.

Зима в тундре длится до 8 месяцев, лето короткое и прохладное. Средняя температура июля не выше +10°С. Растения вегетируют всего 3-4 месяца. Иногда в разгар лета бывают заморозки, и выпадает снег.

Осадков выпадает немного (воздух холодный не может вобрать в себя много влаги), но из-за низкой испаряемости увлажнение избыточное.

Солнце летом не поднимается высоко, но и не заходит в течение нескольких дней и недель за горизонт: полярный день. Главное неблагоприятное условие для организмов в тундре - это недостаток тепла. Мерзлота не позволяет корням расти вглубь, и корни расположены только в верхнем слое почвы, толщиной в несколько сантиметров. Вечная мерзлота играет роль водоупорного слоя, то есть не дает воде просачиваться в глубь. Поверхностные воды скапливаются над мерзлотой, отсюда в тундре много болот и озёр.

Растения тундры низкорослые, ползучие. Это мхи, лишайники. Из цветковых преобладают многолетние кустарники и кустарнички (они меньше кустарников по высоте). Некоторые растения вечнозеленые (водяника, брусника, багульник), а другие сбрасывают листья на зиму (карликовая ива, карликовая березка, голубика и др.).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!