Тема: Режим и питание рек.
Цели: 1. Познакомить с понятиями: водный режим реки, питание реки,
закрепить знания об элементах речной системы, характере течения
реки в зависимости от рельефа.
2. Развить умение определять ГП объекта (реки).
3. Осуществлять экологическое воспитание учащихся.
Оборудование: Запись элементов реки на доске, карта полушарий; схема речной системы (рис.1); картины с изображением рек (горной и равнинной); карточки с вопросами и письмо загадка (рис.2), атласы.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, дети!
Сегодня урок наш – о важном на свете,
Продолжим реки мы изучать,
Прошу вас хорошо отвечать.
Проверка домашнего задания.
Географический диктант:
Сейчас мы проведем диктант
Список слов с цифрами вам уже дан,
Я буду вам определенья читать,
А вы – цифры ответов писать.
На доске: 1 – бассейн реки
2 – водораздел
3 – долина реки
4 – речная система
5 – русло
6 – устье
7 – исток
8 – водопад
9 - пороги
Определение:
Углубление, по которому постоянно река продолжает течение.
Граница не на век, разделяющая бассейны двух рек.
Место это очень мало, где река берет начало.
Место – финал, где река впадает в море.
Площадь – та, с которой собирает воду река.
Это нагромождение камней, пересекающих реку, образует на ней …..
Реку и ее притоки смело назови …..
Понижение, но не русло, от истока реки и до устья.
Место это очень круто, там река лежит в уступах….
Ответы: 5,2,7,6,1,9,4,3,8
взаимопроверка
Посмотрите на ответ,
А у вас такой, иль нет?
Если с моим не совпадет,
Значит ваш ответ не тот.
Опрос по схеме:
Теперь посмотрите на схему реки:
рис. 1
Здесь цифрами части ее нам даны,
Какой цифрой обозначен исток? (2)
Какой правый приток (3,4),левый приток ? (8)
Какой цифрой устье отмечено? (1),
Скажите скорее, какой – верхнее течение (7),
Какой нижнее (6), и среднее ? (5)
Изучение нового материала.
Объяснение учителя:
Слушайте внимательно
Объяснение мое
Было бы желательно,
Чтоб запомнили вы все.
Гераклит сказал: «Дважды не войти в один поток» - и это правда, вода в реке постоянно течет. За год вода меняется 30 раз. А питает речку подземный запас. А еще питает дождь, воды снега и льда, и характер течения зависит от климата. Дождем питаются Амазонка и Конго, Амударья – водами ледниковыми. А сразу всем питаются Терек, Волга и Енисей.
От питания реки зависит водный ее режим. Слово это вам знакомо, что, по вашему это такое? Наступает в природе зима, а на реках ледостав. Покрывается река льдом, но и под ним вода течет своим путем. Реки замерзают в разное время.
Весной в реки стекает вода от растаявшего снега и льда, они переполняют и заливают водой часть речной долины, называемой поймой. А воды в реке подъем, всяк половодьем назовет.
Некрасов.
Весной в реки стекает вода от растаявшего снега и льда, они переполняют и заливают водой часть речной долины, называемой поймой. А воды в реке подъем, всяк половодьем назовет. Летом становится тепло и очень сильно реки мелеют. И межень наступает в это время, но тает снег далеко в горах, и летом разливается Амударья. Осенью часто идут дожди, подъем воды в реке, т.е. паводок жди.
Использование рек и их охрана.
У воды нет ни вкуса, ни цвета,
И запаха тоже нет.
Но без нее на свете
Не может жить человек!
Куда используют воду рек?
Вы должны мне дать ответ.
Как с водою поступать,
Очень важно, дети знать.
Работа с письмом – загадкой: (приложение.)
На карточках с одной стороны вопросы под номерами, с другой – слоги. Ответив на вопрос, слог с карточки переписываем на доску рядом с номером схемы.
Давайте правильно ответим на вопросы, и письмо-загадку мы прочитаем всерьез:
(карточки с вопросами прилагаются)
На доске зашифровано: Берегите реки. - Ребята! Течение реки — это сама жизнь. Сохраняя реки, мы сохраним жизнь на планете
Практическая работа.
Закрепление пройденного материала.
Ваши знания нужно закрепить,
Соответствие между признаками и реками восстановить.
Ну-ка, к доске побыстрее идите,
Признак прочтите и линию к нужной реке проведите.

Хомяк-туристка с кличкой Полга
в круиз ушла по речке …………….
Ответ: Волга
Дятел выбивает дробь
на сосне у речки………..
Ответ:Обь
Королевич Елисей
прыгнул в речку………
Ответ :Енисей
Из Мексики спортсменка лама
плыла легко по речке…………..
Ответ:Кама
Мурлыкала кошка: «Мур-мур!
Я рыбки хочу из речки……..!»
Ответ: Амур
По берегу бежала мышь:
«Я быстрее, чем ………….!»
Ответ:Иртыш
Француз воскликнул: «Но, пардон,
Есть в России речка……!»
Ответ:Дон
Итог урока.
Вот и к концу пришел урок,
Нам подвести пора итог,
Спасибо за работу, детки,
А я поставлю вам отметки.
Рефлексия. - Нарисуйте кораблики, с помощью которых, оцените, как вы поняли тему урока: на доске у нас рисунок реки, прикрепите свой кораблик в начало реки, или в середину, или в устье, так же на кораблике покажите, какое настроение на уроке у вас было.
Домашнее задание.
Приложение1
1 - БЕ Какое питание имеют реки нашей области? (смешанное) | 2 - РЕ Что такое половодье? (ежегодно повторяющийся подъем воды) |
3 - ГИ Что такое паводок? (внезапный подъем воды во время дождя) | 4 - ТЕ Что такое пойма реки? (затопленная часть долины) |
5 - РЕ Как называется самый низкий уровень воды в реке? (межень) | 6 - КИ Как называется изменение уровня воды в реке в течении года? (режим реки) |
- Нарисуйте кораблики, с помощью которых, оцените, как вы поняли тему урока: на доске у нас рисунок реки, прикрепите свой кораблик в начало реки, или в середину, или в устье, так же на кораблике покажите, какое настроение на уроке у вас было.