СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии на тему "Режим и питание реки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в доступной форме дает детям представление о режиме и питании рек.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии на тему "Режим и питание реки"»



Тема: Режим и питание рек.


Цели: 1. Познакомить с понятиями: водный режим реки, питание реки,

закрепить знания об элементах речной системы, характере течения

реки в зависимости от рельефа.

2. Развить умение определять ГП объекта (реки).

3. Осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Оборудование: Запись элементов реки на доске, карта полушарий; схема речной системы (рис.1); картины с изображением рек (горной и равнинной); карточки с вопросами и письмо загадка (рис.2), атласы.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, дети!

Сегодня урок наш – о важном на свете,

Продолжим реки мы изучать,

Прошу вас хорошо отвечать.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Географический диктант:

Сейчас мы проведем диктант

Список слов с цифрами вам уже дан,

Я буду вам определенья читать,

А вы – цифры ответов писать.

На доске: 1 – бассейн реки

2 – водораздел

3 – долина реки

4 – речная система

5 – русло

6 – устье

7 – исток

8 – водопад

9 - пороги

Определение:

  1. Углубление, по которому постоянно река продолжает течение.

  2. Граница не на век, разделяющая бассейны двух рек.

  3. Место это очень мало, где река берет начало.

  4. Место – финал, где река впадает в море.

  5. Площадь – та, с которой собирает воду река.

  6. Это нагромождение камней, пересекающих реку, образует на ней …..

  7. Реку и ее притоки смело назови …..

  8. Понижение, но не русло, от истока реки и до устья.

  9. Место это очень круто, там река лежит в уступах….

Ответы: 5,2,7,6,1,9,4,3,8

взаимопроверка

Посмотрите на ответ,

А у вас такой, иль нет?

Если с моим не совпадет,

Значит ваш ответ не тот.


  1. Опрос по схеме:

Теперь посмотрите на схему реки:

рис. 1

Здесь цифрами части ее нам даны,

Какой цифрой обозначен исток? (2)

Какой правый приток (3,4),левый приток ? (8)

Какой цифрой устье отмечено? (1),

Скажите скорее, какой – верхнее течение (7),

Какой нижнее (6), и среднее ? (5)



  1. Изучение нового материала.

  1. Объяснение учителя:

Слушайте внимательно

Объяснение мое

Было бы желательно,

Чтоб запомнили вы все.

Гераклит сказал: «Дважды не войти в один поток» - и это правда, вода в реке постоянно течет. За год вода меняется 30 раз. А питает речку подземный запас. А еще питает дождь, воды снега и льда, и характер течения зависит от климата. Дождем питаются Амазонка и Конго, Амударья – водами ледниковыми. А сразу всем питаются Терек, Волга и Енисей.

От питания реки зависит водный ее режим. Слово это вам знакомо, что, по вашему это такое? Наступает в природе зима, а на реках ледостав. Покрывается река льдом, но и под ним вода течет своим путем. Реки замерзают в разное время.

Весной в реки стекает вода от растаявшего снега и льда, они переполняют и заливают водой часть речной долины, называемой поймой. А воды в реке подъем, всяк половодьем назовет.

Некрасов.

Весной в реки стекает вода от растаявшего снега и льда, они переполняют и заливают водой часть речной долины, называемой поймой. А воды в реке подъем, всяк половодьем назовет. Летом становится тепло и очень сильно реки мелеют. И межень наступает в это время, но тает снег далеко в горах, и летом разливается Амударья. Осенью часто идут дожди, подъем воды в реке, т.е. паводок жди.


  1. Использование рек и их охрана.

У воды нет ни вкуса, ни цвета,

И запаха тоже нет.

Но без нее на свете

Не может жить человек!

Куда используют воду рек?

Вы должны мне дать ответ.

Как с водою поступать,

Очень важно, дети знать.

Работа с письмом – загадкой: (приложение.)

На карточках с одной стороны вопросы под номерами, с другой – слоги. Ответив на вопрос, слог с карточки переписываем на доску рядом с номером схемы.


Давайте правильно ответим на вопросы, и письмо-загадку мы прочитаем всерьез:

(карточки с вопросами прилагаются)


На доске зашифровано: Берегите реки. - Ребята! Течение реки — это сама жизнь. Сохраняя реки, мы сохраним жизнь на планете





  1. Практическая работа.


  1. Закрепление пройденного материала.

Ваши знания нужно закрепить,

Соответствие между признаками и реками восстановить.

Ну-ка, к доске побыстрее идите,

Признак прочтите и линию к нужной реке проведите.




Хомяк-туристка с кличкой Полга

в круиз ушла по речке …………….

Ответ: Волга

Дятел выбивает дробь

на сосне у речки………..

Ответ:Обь

Королевич Елисей

прыгнул в речку………

Ответ :Енисей

Из Мексики спортсменка лама

плыла легко по речке…………..

Ответ:Кама


Мурлыкала кошка: «Мур-мур!

Я рыбки хочу из речки……..!»

Ответ: Амур

По берегу бежала мышь:

«Я быстрее, чем ………….!»

Ответ:Иртыш

Француз воскликнул: «Но, пардон,

Есть в России речка……!»

Ответ:Дон




  1. Итог урока.

Вот и к концу пришел урок,

Нам подвести пора итог,

Спасибо за работу, детки,

А я поставлю вам отметки.

  1. Рефлексия. - Нарисуйте кораблики, с помощью которых, оцените, как вы поняли тему урока: на доске у нас рисунок реки, прикрепите свой кораблик в начало реки, или в середину, или в устье, так же на кораблике покажите, какое настроение на уроке у вас было.


  1. Домашнее задание.


Приложение1



1 - БЕ

Какое питание имеют реки нашей области?


(смешанное)




2 - РЕ

Что такое половодье?


жегодно повторяющийся подъем воды)


3 - ГИ

Что такое паводок?


незапный подъем воды во время дождя)




4 - ТЕ

Что такое пойма реки?


атопленная часть долины)



5 - РЕ

Как называется самый низкий уровень воды в реке?


(межень)




6 - КИ

Как называется изменение уровня воды в реке в течении года?


(режим реки)









- Нарисуйте кораблики, с помощью которых, оцените, как вы поняли тему урока: на доске у нас рисунок реки, прикрепите свой кораблик в начало реки, или в середину, или в устье, так же на кораблике покажите, какое настроение на уроке у вас было.