8 класс 13.01.2018
Урок № 33
ПРИЗНАКИ ПОДОБИЯ ТРЕУГОЛЬНИКОВ
(первый признак подобия треугольников)
Цели:
Задачи:
обучающие:
изучение способов доказательства первого признака подобия треугольников и рассмотреть способы применения этого признака при решении задач, получение знаний по теме, умение применять их в практической деятельности, расширение границ и возможностей образовательных компетенций учащихся.
развивающие:
воспитательные:
формирование культуры познавательной деятельности;
развитие у учащихся самостоятельности, внимательности;
воспитание интереса к математике.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
Какие треугольники называются подобными?
Какие стороны треугольников называются сходственными?
Чему равно отношение площадей подобных треугольников?
.... А отношение их периметров?
Чему равно отношение площадей треугольников, имеющих равные углы?
3. Решение задач по готовым чертежам
Устное решение задач (задачи по готовым чертежам) (Слайды 3,4,6,7)
Задача 1 Рис.1
АВС
А1В1С1. Найти х и у
Решение
Так как
АВС
А1В1С1 и
С =
С1,
А =
А1,
В =
В1то АВ и А1В1, ВС и В1С1, АС и А1С1 – соответственно сходственные стороны.
Если k – коэффициент подобия, тогда k =
, следовательно В1С1 = х = 5 * 1,5 = 7,5,
АС = у = 10,5 : 1,5 = 7
Задача 2 Рис.2
АВС
А1В1С1. Найти х , у и z.
Решение
Так как
АВС 
А1В1С1 , то k = p/p1 = 27/9 = 3, значит х = 8/3у = 3, z = 
Задача 3 Рис.3
Решение.
Так как
А =
D,
Задача 4 Рис.4
SАОВ = 20. Найти SCOD.
Решение
Так как
АОВ =
СОD, то
Следовательно SCOD = 20 : 4 = 5
4. Изучение нового материала (слайд №8).
Учитель предлагает формулировку теоремы, отражающей признак подобия треугольников по двум углам. В беседе с учащимися уточняется, что в теореме дано и что нужно доказать.
Далее восьмиклассники cамостоятельно выполняют доказательство теоремы на заранее приготовленных листах (смотри приложение 1), в которых предлагается заполнить пропуски в формулировке и доказательстве первого признака подобия треугольников.
5. Устное решение задач на закрепление нового материала
Рис.4 Рис. 5
Докажите, что треугольники подобны и укажите их сходственные стороны (слайды 9, 10)
Рис. 6
CQP =
A, BC = 18 см, CP = 6 см, CQ = 4 см
Найдите АС. (слайд 11)
6. Зарядка для глаз. (слайды с 12 по 17)
7. Письменное решение задачи № 551(б) (слайд. 12)
Учитель обращает внимание на оформление решения задачи
Рис. 7
Дано: ABCD - параллелограмм
АВ = 8 см, AD= 5см, CF=2см
Найти DЕ и ЕС
Решение
1.
ADE 
FCE (по двум углам), так как
AED =
FEC (по свойству вертикальных углов) ,
EDA =
ECF (по свойству накрест лежащих углов при AD || BC и секущей CD)
Следовательно 
8. Самостоятельная работа
Ребятам предлагается в парах обсудить и записать краткое решение и ответ в задачах из Сборников подготовки к ГИА по математике (модули “Реальная математика” и “Геометрия” (часть 2)
I вариант:
Пример задачи № 17 из модуля “Реальная математика” ГИА по математике Сосна высотой 2 м отбрасывает тень длиной 3 м. Найдите рост человека (в метрах), стоящего около сосны, если длина его тени равна 0,4 м
II вариант:
Пример задачи № 17 из модуля “Реальная математика” ГИА по математике
На сколько метров поднимется прикреплённый к колодезному журавлю конец верёвки, если человек опустил короткий конец журавля на 80 см? Плечи журавля составляют 2 м и 6 м.
Дополнительная задача:
Пример задачи № 25 из модуля “Геометрия” (часть 2) ГИА по математике
Угол В треугольника АВС в 2 раза больше угла А. Биссектриса угла В треугольника пересекает сторону АС в точке D. Докажите, что треугольник АВС подобен треугольнику ВDС.
9. Итог урока
В чём заключается первый признак подобия треугольников?
Сформулируйте возможный алгоритм решения задач на подобие треугольников
Возможный ответ учащихся:
А) Находим пару предполагаемых подобных треугольников.
Б) Доказываем, что эти треугольники подобны, используя признак подобия треугольников.
В) Определяем сходственные стороны треугольников и составляем соответствующую пропорцию.
С) Находим неизвестные члены этой пропорции.
10. Домашнее задание: _____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
На сколько трудным вам показался материал?
Какую оценку вы бы себе поставили за работу на уроке?
4. Итоги урока
1. Для того чтобы записать пропорциональность сторон подобных треугольников, нужно:
1) выяснить, при каких вершинах углы равны;
2) определить, какие стороны являются сходственными (лежат против равных углов);
3) записать пропорцию, где в числителях – стороны одного треугольника, в знаменателях – сходственные им стороны другого.
2. В подобных треугольниках сходственные стороны пропорциональны сходственным высотам.
Домашнее задание: ________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
вопросы 1–5, с. 160; №№ 551 (б), 552 (а), 553 (б).
П. 59, вопр. 1-5 (стр. 160) № 550, 552(а), 553
Для желающих.
На чертеже изображен шлагбаум, закрывающий проезд через железнодорожное полотно. На сколько опустится короткий конец шлагбаума, если больший поднимается на 2 м?

| Решение AВО  DСО. ; ; 6AB = 2 ∙ 0,9; AB = 0,3. |