СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по граждановедению в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструктор урока по граждановедению в 5 классе "Мир инвалидов"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по граждановедению в 5 классе»



Конспект урока по граждановедению в 5 классе

Школа России.

Учитель Столярова М.К.

Тема: Мир инвалидов

Цели:

  • привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов,

  • способствовать развитию нравственных качеств учащихся,

  • обучать навыкам группового взаимодействия.

  • Способствовать развитию познавательных интересов.

Оборудование:

  • Презентация к уроку «Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями».

  • Дополнительный материал к уроку на каждого ученика.

Оформление доски:

Тема: Мир инвалидов «Мы и они»

Задачи урока

1) Образовательные:

  • объяснить значение понятия инвалид, инвалидность и назвать причины инвалидности

2) Развивающие:

  • развитие способности к исследовательскому типу мышления;

  • развивать умения поиска и выделения значимых связей и отношений между частями целого;

  • умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей;

  • формировать опыт применения полученных знаний для решения типичных задач в области нахождения и анализа информации;

  • развивать умение использовать ИКТ.

3) Воспитательная:

  • воспитание  уважительного,  гуманного, внимательного  отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества;

  • развитие высших психических функций -   внимание, восприятие, логическое мышление.

В данном уроке используются познавательные универсальные учебные действия, выражающиеся в исследовании и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации, а также коммуникативные универсальные учебные действия, выраженные в использование правил общения в малых группах.


№ 
п/п

Название этапа урока

Содержание этапа

Вспомогательный материал

1.

Организационный момент

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей, здравствуйте! (Сегодня на уроке у нас гости. Постарайтесь проявить все свои знания, показать себя с лучшей стороны.)

Слайд № 1

2

Мозговой штурм

Ребята, представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)

  1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить? (Жить в таком мире будет неинтересно. Мы не сможем отличить друг от друга, все-таки лучше, когда мы все разные.)
    2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
    3. Как жить в мире, где столько разных людей? (надо научиться жить в мире)





2.

Сообщение темы урока

Учитель читает стихотворение Л.Заводновой

Не такой, как все.

По полям, лесам, болотам

Весть сорока разнесла:

У орлицы отчего – то

Сын родился без крыла

И в округе птичья стая

Щебетала день и ночь:

«Как пришла беда такая?

Чем же птенчику помочь?»

А стервятник злое слово

Тут же высказать готов:

«Не встречали мы такого

Среди гордых птиц орлов,

Выше облаков летают,

В небесах парят орлы

Не нужны калеки в стае,

Сбросим в пропасть со скалы».

А орленок – славный птенчик

Ничего не понимал,

Рад был миру и, конечно,

Червячка от мамы ждал.

Над гнездом склонились тучи:

«не бывать тебе орлом».

И бедою неминучей

Кружит злоба над гнездом.

Только гордая орлица

Клик победно издала,

Чтоб за сына заступиться,

Вон стервятника гнала.

Зашумели птицы: «Что же

Мы не сможем поддержать

Малыша? Он хочет тоже

Жить и высоко летать

Не такой, как все, но все же

Много нас, а он один…

Подрастай, малыш, поможем,

Рядом, вместе полетим».

Стал примером этот случай…

В сердце каждого живет

То, что делает нас лучше,

И добро творить зовет.

Мир огромный и цветущий,

Солнце свет веселый льет

Поровну, на всех живущих,

Никого не обойдет.


- Ребята, а как вы думаете, почему это стихотворение названо «Не такой как все?» (рассуждения детей)

-О ком мы сегодня будем говорить на уроке?

(Ответы детей)

- Прошу подойти ко мне трех помощников-добровольцев. Им нужно выполнить легкие задания: налить чай в чашку, обратиться к продавцу с вопросом и подмести пол в классе. Однако. Налить чай нужно с завязанными глазами, обратиться к продавцу с вопросом: есть ли у вас в продаже кефир? Только при помощи жестов, а пол подмести, поджав одну ногу и крепко прижав одну руку к туловищу.

Очень прошу вас запомнить свои ощущения, когда будете выполнять эти задания!

Расскажите, ребята, что вы чувствовали?

Нужна ли была вам посторонняя помощь или испытывали ли вы потребность в посторонней помощи, выполняя действия?

Встречались ли вам в реальной жизни такие люди?

Как называют таких людей?

Сегодня мы с вами будем вести разговор именно о таких людях, о возможных проблемах в их жизни и способах преодоления этих проблем. Тема урока Мир Инвалидов «Мы и они»

Люди с ограниченными возможностями, инвалиды, есть везде. По оценкам ООН, чуть ли не каждый десятый человек на планете является инвалидом.

На доске учитель записывает слово «ИНВАЛИД».

Ребята, я прошу вас очень быстро назвать ассоциации, которые у вас возникают со словом «инвалид».

А теперь, ребята, попробуйте, пожалуйста, сформулировать: кого называют инвалидом, кто такой инвалид? (Работа в группах.)

Инвалидность – любое ограничение или отсутствие способности осуществлять какую-либо деятельность в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.

Интересный факт.

День 3 декабря объявлен международным Днем инвалидов. Ежегодно в нашем районе в начале декабря проходит декада инвалидов. Это возможность еще раз обратить наше внимание на тех людей, которые живут рядом с нами и нуждаются в сострадании и милосердии.




Слайд № 2















































СЛАЙД №7















СЛАЙД №8













СЛАЙД №9







СЛАЙД №10


3.

Работа над новой темой


С какими трудностями сталкиваются в повседневной жизни люди с ограниченными возможностями?

……………………………………………………

Не следует забывать, что инвалиды, это такие же люди, как и все, но только со своими особенностями. А у кого их нет?…Надо, чтобы люди с ограниченными возможностями учились и работали совместно с обычными людьми.

Мы должны помогать людям с ограниченными возможностями. Государство тоже помогает. Это и всевозможные социальные выплаты, и автобусы с особенными знаками, медицинская помощь Во всех регионах страны стараются обеспечить образование для детей инвалидов, нуждающихся обучению на дому посредством Интернет, веб-камерой.

Так же в нашей стране есть немало предприятий выпускающих высококачественную продукцию, где трудятся инвалиды.











СЛАЙД №11








5.

Работа в парах


«Дорогая редакция !

Меня зовут Катя. Мне 9 лет. Раньше все было хорошо. У меня было много друзей. Мы вместе играли, гуляли во дворе. Но 3 месяца назад я попала в аварию. Я долго пролежала в больнице. Сейчас меня выписали, но ходить я не могу и поэтому сижу дома. И никто из моих друзей не приходит. Родители купили мне коляску, чтобы я могла выезжать на улицу. Но, когда я появляюсь во дворе, ребята ко мне не подходят, не разговаривают.

Мне очень одиноко!

Посоветуйте, что мне делать?»

У вас на партах лежат листочки подумайте и напишите как можно помочь Кате. работа в парах.


СЛАЙД №13

6.

Работа над новой темой

Продолжим с вами урок.

На слайде слова. Выберите из них те, которые на ваш взгляд характеризуют людей – инвалидов.

Слабые, больные, бессильные, зависимые, мужественные, волевые, жизнерадостные, умные, сильные, независимые…

Выдающиеся достижения

Можно привести множество примеров того, как инвалиды достигали выдающихся результатов, на которые неспособны обычные граждане.

Достаточно вспомнить великих композиторов, и поэтов.

- Людвиг Ван Бетховен – оглохнув, он все же сочинял гениальные симфонии.

- Николай Островский, потерявший зрение – написал роман, «Как закалялась сталь»

Летчик, Алексей Маресьева…сейчас нам расскажет Ищук Кирилл

А знаменитая российская сборная по паралимпийским играм, неизменно занимает первые места и выступает не хуже, чем главная олимпийская команда. (просмотр видеоролика)

СЛАЙД №14












СЛАЙД №15


7

Обобщение по новой теме

Возможно, достижения людей с ограниченными возможностями скрываются в их сверх усилии.

Им надо только немножечко помочь. Начните с малого – улыбнитесь им, поздоровайтесь или помогите перейти улицу.

Что нужно детям инвалидам? (ответы детей и их обобщение по слайду)

В завершении нам прочитает стихотворение. Минчимк Матвей.

Кто такие дети -инвалиды?


Кто такие дети-инвалиды?
Дети-инвалиды-ангелы земли,
Сколько незаслуженной обиды
На себе они перенесли,

Сколько раз они лицом в подушку,
Чтоб не плакать на глазах у всех,
Говорили ночи, как подружке:

«Разве то, что есть мы – это грех?»
Сколько раз их матери украдкой
Увозили в сторону детей,
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий
Злых, не добрых, немощных людей.
Не грустите, матери, не надо:
Ваши дети – Ангелы, не зло.
Богом Вам они даны в награду,
Чтобы в мир нести любовь, тепло.




СЛАЙД №16






СЛАЙД №17

8

Домашнее задание

§5 Ответить на вопросы. 1-3.

Практикум под цифрой 1,2,3 по выбору.

Запись домашнего задания в тетради и дневниках


Рефлексия

1.Сегодня я узнал…

2.Было интересно…

3.Было трудно…

4.Я понял, что…

5. Теперь я могу…

6. Я почувствовал, что…

7.У меня получилось …

8.Я попробую…

9.Меня удивило…

10. Урок дал мне для жизни…

СЛАЙД №18


10.

Итог урока

Подведение итогов (рефлексия)


Инвалидность – не всегда наследственность и врожденная черта. Причиной инвалидности могут стать повседневные действия и трудовая деятельность человека. Очень важно в нашей повседневной жизни быть внимательным к проблемам людей с ограниченными возможностями.

СЛАЙД №19