МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА №135 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Конспект
урока по информатике для учащихся 4-5 класса «Безопасность в сети Интернет»
Куринская Марина Николаевна
учитель информатики
МОУ «Специализированная школа №135 г. Донецка»
Донецк, 2016
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ
Класс: 4-5
Тема: Безопасность в сети Интернет
Цель: воспитывать аккуратность, трудолюбие на уроках информатики; развивать интеллект, логическое мышление; знакомство с возможными угрозами при работе с компьютером – опасностями для личности учащихся и с правилами информационной безопасности; ознакомить учащихся с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет; объяснить, как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: правила ТБ, памятки по безопасности в Интернете, индивидуальные карточки, рефлексия.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний
Как можно чаще улыбайся. 
И радость всем свою дари.
С улыбкой лёгкой просыпайся,
От счастья в облаках пари.
Жизнь так прекрасна, улыбайся.
И засмеётся мир с тобой.
Как можно чаще улыбайся.
Встречай улыбкой день любой.
- Вот с такого доброго стихотворения я бы хотела начать наш урок. Улыбнитесь друг другу, настройтесь на дружную и активную работу. Я желаю вам, чтобы работа на уроке принесла вам только положительные эмоции!
Логическая минутка
Есть ли 7 ноября в Австралии? (Да)
У Мамеда десять овец. Все, кроме девяти сдохли. Сколько осталось овец? (9)
Вы - пилот самолета, летящего из Гаваны в Москву с двумя пересадками в Алжире. Сколько лет пилоту? (Вы - пилот, значит столько лет сколько вам)
Обычно месяц заканчивается 30-м или 31-м числом. В каком месяце есть 28-е число? (Во всех)
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
2. Сообщение темы, цели, задач и мотивации учебной деятельности
- А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки, чтобы понять, о чем пойдет речь на уроке.
Есть такая сеть на свете
Ею рыбу не поймать.
В неё входят даже дети,
Чтоб общаться иль играть.
Информацию черпают,
И чего здесь только нет!
Как же сеть ту называют?
Ну, конечно ж... (Интернет)
- Вы поняли, что речь наша пойдет о компьютере и Интернете.
- Мы с вами живем в век информатизации и компьютеризации общества. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь, практически во все ее сферы. Еще несколько лет назад компьютер был диковинкой, а сегодня он стал доступен каждой семье.
- Что такое Интернет?
- Для чего нужен Интернет?
- Может ли современный человек без него обойтись?
- Почему взрослые не все разрешают? С чем это связано?
- Ребята, скажите, а почему мы говорим о безопасности в интернете? Чего надо опасаться? Так ли полезен интернет, как думают многие из пользователей интернета?
3. Восприятие и первичное осознание учебного материала, осмысление связей и зависимостей в объектах изучения
3.1. История и причина возникновения интернета
- Интернет возник в 1960-е годы, когда Министерство обороны США решило, в целях содействия коллективной работы ученых и исследователей из территориально отдаленных регионов, дать им возможность подключаться к одним и тем же компьютерам, редким тогда и дорогостоящим машинам и иметь доступ к общим файлам. Для этого требовалось объединить все компьютеры в одну сеть и превратить их в единую систему.
Обсуждение вопроса: почему сегодня тема информационной безопасности стала очень актуальной?
Основные угрозы в сети интернет для детей.
Более 40% детей сталкиваются с сексуальными изображениями в интернете. Младшие школьники сталкиваются с сексуальными изображениями реже, чем старшие, но испытывают больший стресс.
В сети есть множество сайтов о похудании, о наркотиках, "к которым не привыкаешь", о взрывчатых веществах, приготовленных в домашних условиях и т.д. Прилежные дети в 2 раза чаще попадают на «плохие» сайты в силу природной любознательности.
Более 20% детей становятся жертвами нападок со стороны сверстников.80% школьников имеют аккаунты в социальных сетях.70% в своих аккаунтах указывают свою фамилию, точный возраст и номер школы.40% российских детей готовы продолжить он-лайн общение в реальной жизни. У 30% школьников данные аккаунта открыты всему миру.
Существует 5 типов Интернет-зависимости:
• бесконечный веб-серфинг — постоянные «путешествия» по Интернету с целью поиска информации.
• пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, характеризуется большими объёмами переписки, постоянным участием в чатах, форумах, избыточностью знакомых и друзей из Интернета.
• игровая зависимость — навязчивое увлечение сетевыми играми.
• навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах.
• киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов.
Осмыслите следующие факты
В России средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 10 лет (в 2009 году - 11 лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет.
30% несовершеннолетних РФ проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю!).
Ежедневная детская аудитория Рунета: 46% (13-14 лет), 54% (15-16 лет).
Самые "любимые" детьми ресурсы – социальные сети (78%); в них проводится до 60 минут в день.
Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений: сетевые игры; просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ; обмен файлами; использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов; ведение блогов и пр.
4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией, 40% получают непосредственные предложения о встречах "в реале".
3.2. Составление правил поведения в сети Интернет
- Мы знаем, что для плодотворной работы в Интернете, защиты от ненужной информации, нам необходимо соблюдать правила пользования Интернет-ресурсами.
- Сейчас вам в группах необходимо обсудить и сформулировать не более 5 самых важных правил безопасности поведения детей и подростков в сети Интернет и составить плакат, который позже вы представите на доске.
- Когда ребята готовы на доске составляется сводная таблица правил поведения в сети Интернет.
Физкультминутка
3.3. Работа с ситуациями по безопасности в Интернете
Ситуация №1
Спрашивай взрослых
Если что-то непонятно
страшно или неприятно,
Быстро к взрослым поспеши,
Расскажи и покажи.
- Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
Ситуация №2
Установи фильтр
Как и всюду на планете,
Есть опасность в интернете.
Мы опасность исключаем,
Если фильтры подключаем.
- Чтобы не сталкиваться с неприятной и огорчительной информацией в интернете, установи на свой браузер фильтр, или попроси сделать это взрослых — тогда можешь смело пользоваться интересными тебе страничками в интернете.
Ситуация №3
Не открывай файлы
Не хочу попасть в беду —
Антивирус заведу!
Всем, кто ходит в интернет,
Пригодится наш совет.
- Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета. Чтобы избежать заражения компьютера вирусом, установи на него специальную программу — антивирус!
Ситуация №4
Не спеши отправлять SMS
Иногда тебе в сети
Вдруг встречаются вруны.
Ты мошенникам не верь,
Информацию проверь!
- Если хочешь скачать картинку или мелодию, но тебя просят отправить смс - не спеши! Сначала проверь этот номер в интернете – безопасно ли отправлять на него смс и не обманут ли тебя. Сделать это можно на специальном сайте.
Ситуация №5
Осторожно с незнакомцами
Злые люди в Интернете
Расставляют свои сети.
С незнакомыми людьми
Ты на встречу не иди!
- Не встречайся без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
Ситуация №6
Будь дружелюбен
С грубиянами в сети
Разговор не заводи.
Ну и сам не оплошай –
Никого не обижай.
- Общаясь в Интернете, будь дружелюбен с другими. Не пиши грубых слов! Ты можешь нечаянно обидеть человека, читать грубости так же неприятно, как и слышать.
Ситуация №7
Не рассказывай о себе
Чтобы вор к нам не пришёл,
И чужой нас не нашёл,
Телефон свой, адрес, фото
В интернет не помещай
И другим не сообщай.
- Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям: где ты живешь, учишься, свой номер телефона. Это должны знать только твои друзья и семья!
4. Обобщение и систематизация знаний, применение их в разных ситуациях, приближенных к знаниям
4.1. Правила ТБ. Игра «Светофор»
- Чтобы, начать работать за компьютером нужно повторить технику безопасности.
- Я буду показывать вам рисунок, а вы скажите придерживается мальчик правила техники безопасности или нет?
Нельзя касаться экрана ПК руками. Для этого есть указки.
Нельзя сидеть криво и в своих ногах. Сидите ровно, опираясь на спинку стула.

Нельзя близко приближаться при чтении к монитору. Соблюдать безопасную дистанцию.

Нельзя касаться проводов и кабелей руками, присоединять и отключать их. Не трогайте кабели и проводники.

Нельзя принимать пищу и пить при работе на ПК. Сделайте перерыв и поешьте в столовой.

Нельзя долго работать на ПК и переутомлять свой организм. Живая жизнь никогда не заменит виртуального мира.
4.2. Работа за компьютером
Программа «Ступеньки к информатике»
- Вспомните, какие способы передачи сообщений на большие расстояния использовались в древние времена, когда не было телефонов и компьютеров. Одним из таких способов было использование почтовых голубей. Их брали с собой, когда отправлялись в путешествие, а если нужно было отправить сообщение, письмо прикрепляли к лапке птицы и выпускали в небо. Голубь возвращался домой, принося сообщения.
- Сегодня вы будете помогать голубю доставить письма в нужные города. На экране вы видите карту Европы, на которой обозначены областные центры. Почтовый голубь держит конверт, на котором указан адрес - название того города, куда нужно отправить письмо. Найдите этот город на карте и щелкните на названии левой кнопкой мыши - и голубь доставит письмо по адресу.
Гимнастика для глаз
4.3. Индивидуальные задания
Задание 1. Выполни команды, записанные стрелочками.
1, 1, 2,1, 1, 1, 1, 1, 1, 2, 1, 1, 2, 1, 6, 1, 2, 1, 3, 7, 1, 1, 2, 4, 2, 4, 2, 1, 1, 7, 3, 1, 2, 1, 6, 1, 2, 1, 1, 2, 1, 1, 1, 1
Если ты выполнишь задание правильно, то увидишь, как выглядит робот. Начинай рисовать линии от левого верхнего угла черного квадрата.
Задание 2. Разгадай ребусы

___________________________ ___________________________
5. Подведение итогов урока и домашнее задание
- Какие правила нужно соблюдать в Интернете?
- Что из себя представляет Интернет?
- Можно ли доверять любой информации, полученной из Интернета?
- Как защитить компьютер при работе в Интернете?
Домашнее задание нарисовать рисунки на тему «Безопасность детей в сети Интернет»
- Спасибо всем за работу! А на память об этом уроке я хочу подарить каждому из вас памятку по безопасному поведению в Интернете.
ПАМЯТКА
Я не скажу о себе ничего (ни адреса, ни телефона, ни других сведений) без разрешения родителей.
Я никогда не передам по Интернет своей фотографии.
Я никогда не встречусь ни с кем, кого знаю только по Интернет, без разрешения родителей. На встречу я пойду с отцом или с матерью.
Я никогда не отвечу на сообщение, которое заставляет меня краснеть, будь то электронное письмо или общение в чате.
Я буду разговаривать об Интернет с родителями.
Я буду работать только тогда, когда они разрешат мне, и расскажу им обо всем, что я делал в Интернет.
Безопасность при хождении по сайтам и по приему электронной почты:
Не ходите на незнакомые сайты
Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на макровирусы
Если пришел exe-файл, даже от знакомого, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину в вашей программе чтения почты
Не заходите на сайты, где предлагают бесплатный Интернет (не бесплатный e-mail, это разные вещи)
Никогда, никому не посылайте свой пароль
- Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
5.1. Рефлексия
Закрась одну часть круга
