СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по информатике на тему «Построение диаграмм и графиков».

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект  урока  по  информатике в 9 классе    на тему  «Построение диаграмм и графиков. Практическая работа «Построение диаграмм и графиков»»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по информатике на тему «Построение диаграмм и графиков».»













План-конспект урока

по информатике

в 9 классе

на тему «Построение диаграмм и графиков. Практическая работа «Построение диаграмм и графиков»»



















Тема: Построение графиков и диаграмм (урок 54)

Класс: 9

Дата: 4.03.2017.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Приёмы обучения: объяснительно-побуждающий, инструктивно-практический,  частично-поисковый, фронтальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.



Ход урока:

  1. Организационный момент– 2 мин

  2. Проверка знаний – 5 мин

  3. Актуализация знаний, фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся к усвоению нового материала. – 5 мин

  4. Открытие нового знания – 8 мин

  5. Закрепление нового материала. Практическая работа – 15 мин

  6. Рефлексия: подведение итогов урока и выставление оценок – 3 мин.

  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 2 мин




ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Информатика

Класс

9

Тема урока

Построение графиков и диаграмм

Цели:


  1. Формироватьу учащихся навыки построения диаграммы по данным электронной таблицы;

  2. Формировать у учащихся умение обрабатывать числовую информацию с использованием электронных таблиц;

  3. Совершенствовать умение участвовать в беседе, диалоге, высказывать свое мнение.

  4. Создать условия для развития умения работать с текстом, структурировать информацию.


Решаемые учебные проблемы

1) систематизация и расширение представлений учащихся о возможностях визуализации данных в электронных таблицах

2) актуализировать знания о ЭТ и навыки работы с ними, знакомство с диаграммами разных типов;

3) сформировать умение строить диаграммы в Excel.


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. Понимать роль информационных процессов в современном мире.

  2. Формировать умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

  3. Осознать значение информатики в современном мире.


1.Регулятивные:

  1. Планировать решение учебной задачи.

  2. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентировочных действий в новом учебном материале.

  3. Принимать решения в проблемной ситуации в процессе дискуссии, диалога.

2.Познавательные:

  1. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет,

  2. Формулировать ответы на вопросы учителя, по памяти воспроизводить информацию, которая необходима для решения учебной задачи.

  3. Формулировать несложные выводы, структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное.

3.Коммуникативные:

  1. Принимать другое мнение, различные точки зрения, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач,

  2. Участвовать в диалоге, слушать и понимать своих собеседников.

  1. Понимать важность учения и познания нового.

  2. Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание.

Основные понятия, изучаемые на уроке

- диаграмма;

- график;

- круговая диаграмма;

- гистограмма (столбчатая диаграмма);

- ярусная диаграмма;

- ряды данных;

- категории.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

  1. персональные компьютеры с операционной системой MS Windows XP и табличным процессором MS Excel 2003;

  2. Мультимедиапроектор, интерактивная доска

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

  1. ЭТАП. Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

УУД :

Регулятивные:

1.Включение в деловой ритм урока, настрой на учебную деятельность.

Личностные:

1.Осознание доброжелательных взаимоотношений

Коммуникативные:

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


Деятельность учителя

1.Приветствие и настрой учащихся на учебно-познавательную деятельность.

2.Проверка готовности к уроку, настрой на учебное занятие.

Здравствуйте ребята! Садитесь. Я рада вас видеть и надеюсь на плодотворное сотрудничество. И я надеюсь мы достигнем тех целей, которые поставим на уроке.

Итак, начинаем.

– Ребята давайте с вами вспомним правила по ТБ. (Правила расположены на каждом рабочем месте)

Деятельность учащихся

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют свое рабочее место.

3. Формулируют правила по ТБ. (Сверяются с приложением, дополняют).

2 ЭТАП. Проверка знаний

УУД:

Регулятивные:

1.применяют полученные знания на практике

Познавательные:

1.Анализируют информацию; делают выводы, структурируют знания, устанавливают логические связи.

Деятельность учителя

1.Предлагает ученикам вспомнить основные навыки работы с ЭТ, выполнив обучающий тест.

На предыдущих занятиях вы познакомились с табличным редактором, научились производить вычисления. Проверим наши знания и домашнюю работу.

Письменная проверка знаний .

Задание 1. «Подбери верное» - подобрать данным объектам-понятиям правильные объекты-определения. (Приложение 1)

Задание 2. Тест. (Приложение 2)

Деятельность учащихся

Учащиеся выполняют работу письменно.


3.ЭТАП. Актуализация знаний, фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся к усвоению нового материала.

УУД:

Регулятивные:

1.Принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем.

Коммуникативные:

1.Высказывают свое мнение.

Деятельность учителя

1.Нацеливает обучающихся на предстоящую работу, озвучивает тему, предлагает учащимся сформулировать цели урока.

Задание:

В начальной школе вам очень часто приходилось вести календарь погоды, каждый день вы записывали в таблицу температуру, осадки и направление ветра, а в конце месяца анализировали погоду за прошедший месяц.

Проанализируем календарь погоды за месяц (Откройте файл таблица 1).

Возможно ли, без ошибок и быстро определить количество дней, в которых температура воздуха в марте была выше нуля. (Достаточно трудно, понадобится время)

А теперь посмотрите на ту же самую информацию, только представленную в графической форме. (Демонстрируется гистограмма, построенная на основе табличных данных).

Можно ли теперь быстро и безошибочно определить количество дней в январе с температурой выше 0 градусов.

Теперь проанализируем два документа табличного процессора: таблицу и диаграмму. С вашей точки зрения, какой из двух документов более удобен, нагляден и позволяет быстро анализировать результаты.

Верно. Графическое представление информации придаёт наглядность и позволяет удобнее и быстрее анализировать результаты.

Сформулируем тему нашего урока.


Тема нашего урока «Построение графиков и диаграмм в Excel».


Деятельность учащихся

1.Слушают учителя, знакомятся с темой урока и записываю ее в тетрадь, обсуждают рассматриваемые вопросы.



4. ЭТАП Открытие нового знания.

УУД:

Регулятивные:

1.принимают участие в решении учебной задачи

Познавательные:

1.Анализируют информацию; делают выводы, структурируют знания, устанавливают логические связи.

Коммуникативные:

1.Обмениваются мнениями; задают вопросы с целью получения нужной информации, строят монологические высказывания.

Деятельность учителя

1.Освещает вопросы по работе с графиками и диаграммами в Excel

2.Знакомит с типами диаграмм и графиков.

3.Показывает наикратчайший путь построения диаграмм и графиков. ( с помощью мастера диаграмм)

Умение строить графики и диаграммы является неотъемлемой частью знаний пользователя в области прикладного программного обеспечения. С помощью графиков и диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые сложно воспринимаются в таблицах.
Средства программы Excel позволяют создать диаграммы и графики различного типа, основанные на данных из электронной таблицы, и помещать их в той же самой рабочей книге.
Так что же такое диаграмма (график)?

Диаграмма – наглядное представление качественных данных.

График – Отображение зависимости значений одной величины от другой.

Вспомните, какие диаграммы (графики) вы строили?

Различные типы диаграмм позволяют представлять данные в различных формах. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы. Для наглядного сравнения различных величин используются линейчатые диаграммы, в которых высота столбца пропорциональна значению величины. Линейчатые диаграммы могут быть плоскими или объемными, причем столбцы могут быть расположены как вертикально (гистограмма), так и горизонтально.

Для отображения величин частей некоторого целого применяется круговая диаграмма, в которой площадь кругового сектора пропорциональна величине части. Круговые диаграммы могут быть плоскими или объемными, причем сектора могут быть раздвинуты (разрезанная круговая диаграмма).

Для построения графиков функций и отображения изменения величин в зависимости от времени используются диаграммы типа график. На плоских графиках маркерами отображаются значения числовой величины, которые соединяются между собой плавными линиями. Объемные графики представляют изменение величины с помощью цветной трехмерной фигуры.

Так же для графического представления данных используют другие типы диаграмм: области, диаграмма XY, сетчатая, биржевая, столбцы и линии.

Ребята, а что нужно было для того чтобы построить и диаграммы?
Вспомните сколько для этого нужно было приложить усилий, надо было находить и строить точки, нужна была линейка, карандаш если это график, при построении диаграммы нужен был транспортир, цветные карандаши, циркуль, резинка.

Сегодня на уроке мы упростим нашу задачу. Мы научимся с помощью компьютера строить диаграммы очень быстро и просто.

Для создания диаграммы нам необходимо: (Демонстрация построения диаграммы на интерактивной доске доске)

  • Создать таблицу с числовыми данными.

  • Выделить необходимый диапазон данных.

  • Запустить мастер диаграмм.

  • Выбрать тип диаграммы.

  • Задать основные и дополнительные параметры диаграммы (выполнить шаги 1-4).

  • Форматировать и редактировать области диаграммы, если это необходимо.

Деятельность учащихся

1.Слушают учителя, знакомятся с презентацией.

2.Обсуждают какой тип диаграмм подходит в предложенной учебной задаче

-рассматривают на интерактивной доске пример построения диаграммы

- предлагают тип диаграмм( круговая обычно нравится больше)

4 ЭТАП Закрепление знаний. Компьютерный практикум. (15 мин)

УУД:

Познавательные:

1.Применяют полученные знания для решения учебных задач.

2. Самостоятельное создание способа решения проблемы.

Коммуникативные:

1.Аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

2. Умение полно и ясно выражать свои мысли, умение вести диалог.

3. Признавать возможность различных точек зрения.

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задание

- Теперь я предлагаю вам выполнить практическую работу, цель которой – научиться строить графики и диаграммы используя мастер построения диаграмм. (При затруднения можно воспользоваться материалом учебника).

Задание 1.

Задание 2. Выполним № 11, 12 из практических заданий.

(Учащиеся выполняют работу самостоятельно, учитель консультирует, помогает).

Задание 3. Индивидуальные задания по карточкам.

Деятельность учащихся

1.Выполнение задания на ПК.

2.Демонстрация своей работы.



5 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

УУД:

Личностные:

рефлексия способов и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

Регулятивные:

1.Проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценки;

2.Прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Деятельность учителя

– Подведем итоги сегодняшнего урока.
1.Ответьте на вопросы:

  • какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

  • смогли ли вы их достичь?

  • какой материал был трудным, непонятным?

  • что воспринималось легко?

  • попробуйте дать оценку уроку?

  • возникали ли у вас трудности при выполнении практической работы?

  • достаточно ли теоретического материала вы услышали на уроке?

– Скажите, что же такое диаграмма?

– Какие типы диаграмм вы знаете? (круговая, гистограмма, столбчатая, график и т.д.).молодцы.
2. Все вы сегодня поработали хорошо, справились с заданиями: научились строить диаграммы.
3. Каким было вашего настроение до урока и каким стало после окончания урока?

Деятельность учащихся

Дают ответы на вопросы

Я Знаю

Запомнил

Смог




6 ЭТАП Домашнее задание

УУД:

Регулятивные:

1.Принимают цель, содержание и способы выполнения д/з

Деятельность учителя

- Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание

1.Пользуясь полученными знаниями построить график функции y = x2

2. § 5.3.2. ответить на вопросы в конце параграфа


Деятельность учащихся

1.Записывают в дневник домашнее задание, уточняют его.



Объяснение нового материала ведется с использованием интерактивной доски и табличного процессора MS Excel. Для закрепления и подведения итогов урока используются слайды презентации.ЛИТЕРАТУРА:

1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2 ч. / Л.Л.Босов, А.Ю.Босова - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

2. Информатика. УМК для основной школы: 5 - 6, 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя./ Бородин М. Н., - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

3. Материалы с сайта Издательства БИНОМ.

4. ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ




2. Проверка знаний.



Задание 1. «Подбери верное» - подобрать данным объектам-понятиям правильные объекты-определения.


  1. Электронные таблицы - это

  1. выражение, начинающееся со знака «=», включающее в себя числа, имена ячеек, функции, знаки математических операций.

  1. Основные типы данных, обрабатываемые в электронных таблицах:

  1. используются в формулах для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании не изменяются.

  1. Формула - это

  1. при перемещении или копировании автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки, в которую скопирована формула.

  1. Относительные ссылки

  1. приложение, работающее в диалоговом режиме, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.

  1. Абсолютные ссылки

  1. число, текст и формула



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!