Урок № Дата:
Тема «Кодирование числовой, текстовой и графической информации. Декодирование».
Цель урока: познакомить учащихся со способами и видами кодирования информации, декодирования.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся со способами представления информации в компьютере, показать различные виды кодирования, сформировать у учащихся понимание процесса кодирования информации.
Развивающие: развитие познавательных интересов, навыков, самоконтроля, умения конспектировать.
Воспитательные: воспитывать информационную культуру учащихся, положительное эмоциональное отношение к информатике; дисциплинированность, аккуратность, ответственное отношение к учебе.
Класс: 8 Б.
Урок: 45 минут.
План урока:
1) Организационный момент.
2) Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
3) Изучение нового материала.
4) Закрепление изученного материала на практике.
5) Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока:
1) Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
2) Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с вами повторим материал, изученный ранее. Учитель задает учащимся вопросы по предыдущей темы:
Что вы знаете о логическом элементе компьютера?
Что такое таблица истинности?
Назовите основные законы алгебры логики.
Разбор нерешенных заданий у доски.
Ученики выступают со своими докладами у доски.
Ученики открывают тетради, записывают число и тему урока.
3) Изучение нового материала.
Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Это свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения.
Для того чтобы произошла передача информации, мы (приемник) должны не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.
Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование. Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука.
В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги.
Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.
Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Это сделано для того, чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому для разделения приходится использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, т.к. в нем используются три знака: точка, тире, пропуск.
Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.
Существует три основных способа кодирования информации:
Графический - с помощью рисунков или значков;
Числовой - с помощью чисел;
Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.
Кодирование графической информации
Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно двумя способами – как растровое или как векторное изображение. Для каждого типа изображений используется свой способ кодирования.
Кодирование растровых изображений
Р
астровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов.
Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному биту (либо черная, либо белая – либо 1, либо 0).
Для четырех цветного – 2 бита.
Для 8 цветов необходимо – 3 бита.
Для 16 цветов – 4 бита.
Для 256 цветов – 8 бит (1).
Кодирование векторных изображений.
В
екторное изображение представляет собой совокупность графических примитивов (точка, отрезок, эллипс…). Каждый примитив описывается математическими формулами. Кодирование зависти от прикладной среды.
Двоичное кодирование звука
З
вук – волна с непрерывно изменяющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда, тем он громче для человека, чем больше частота, тем выше тон.
В процессе кодирования звукового сигнала производится его временная дискретизация – непрерывная волна разбивается на отдельные маленькие временные участки.
Качество двоичного кодирования звука определяется глубиной кодирования и частотой дискретизации.



Декодирование – это процесс восстановления содержания закодированного сообщения.
4) Закрепление изученного материала на практике.
Вопросы и задания для закрепления
Практическая работа на компьютере.
Задание №1. Используя таблицу символов, записать последовательность десятичных числовых кодов в кодировке Windows для своих ФИО, названия улицы, по которой проживаете, номер дома, домашний телефон.
Таблица символов отображается в редакторе MS Word с помощью команды: вкладка Вставка→Символ→Другие символы

В поле Шрифт выбираете Times New Roman, в поле из выбираете кириллица. Например, для буквы «А» (русской заглавной) код знака– 192.
Пример:
И | В | А | Н | О | В | | А | Р | Т | Е | М |
200 | 194 | 192 | 205 | 206 | 194 | | 192 | 208 | 210 | 197 | 204 |
П | Е | Т | Р | О | В | И | Ч |
207 | 197 | 210 | 208 | 206 | 194 | 200 | 215 |
Выполнение задания №1
Задание №2. Определить, какая фраза в кодировке Windows задана последовательностью числовых кодов и продолжить код.
Выполнение задания №2
| | | | | | | | | | | | | | | | |
0255 | | 0243 | 0247 | 0243 | 0241 | 0252 | | 0226 | | 0241 | 0234 | 0227 | 0243 | | 0239 | 0238 |
| | | | | | | | | | | | |
0241 | 0239 | 0229 | 0246 | 0232 | 0235 | 0224 | 0252 | 0237 | 0238 | 0241 | 0242 | 0232 |
заполнить верхнюю строку названием специальности | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Ответ: Я учусь по специальности….
5) Подведение итогов. Домашнее задание.
Учитель подводит итог урока, выставляет оценки за урок.
Д/з. стр. 46-52, читать. 1 задание. Закодировать с помощью ASCII-кода свою фамилию, имя, номер класса. 2 задание. На листе в клеточку нарисуйте рисунок. Закодируйте ваш рисунок двоичным кодом.
Практическая работа на компьютере.
Задание №1. Используя таблицу символов, записать последовательность десятичных числовых кодов в кодировке Windows для своих ФИО, названия улицы, по которой проживаете, номер дома, домашний телефон.
Таблица символов отображается в редакторе MS Word с помощью команды: вкладка Вставка→Символ→Другие символы

В поле Шрифт выбираете Times New Roman, в поле из выбираете кириллица. Например, для буквы «А» (русской заглавной) код знака– 192.
Пример:
И | В | А | Н | О | В | | А | Р | Т | Е | М |
200 | 194 | 192 | 205 | 206 | 194 | | 192 | 208 | 210 | 197 | 204 |
П | Е | Т | Р | О | В | И | Ч |
207 | 197 | 210 | 208 | 206 | 194 | 200 | 215 |
Выполнение задания №1
Задание №2. Определить, какая фраза в кодировке Windows задана последовательностью числовых кодов и продолжить код.
Выполнение задания №2
| | | | | | | | | | | | | | | | |
0255 | | 0243 | 0247 | 0243 | 0241 | 0252 | | 0226 | | 0241 | 0234 | 0227 | 0243 | | 0239 | 0238 |
| | | | | | | | | | | | | |
0241 | 0239 | 0229 | 0246 | 0232 | 0235 | 0224 | 0252 | 0237 | 0238 | 0241 | 0242 | 0232 | |
заполнить верхнюю строку названием | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
6