Первый император России, Петр подается исследователями то, как величайший деятель, мудрый преобразователь, то, как зловещая персона в истории России, развязавшая террор против своего народа, ставший вместо царя-батюшки всесильным хозяином. Карамзин считал, что Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию. А.И. Герцен считал заслугой Петра I осознание варварской бесперспективности Московской Руси, но осуждал методы Петра: "Кнутом и татарами нас держали в невежестве, топором и немцами нас просвещали, и в обоих случаях рвали нам ноздри и клеймили железом". «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» - писал о Петре А.С.Пушкин. действительно, Петр был прекрасным организатором, сумел подобрать себе способных помощников.
(Сейчас вы разделитесь на 2 команды, за правильные ответы и выполненные задания будете получать жетоны, а в конце урока мы подведем итог и выставим оценки)
1. Личность Петра I.
Итак, ответьте на вопросы:
1. Каким видели Петра его современники?
2. Что послужило толчком для реформирования России, какая поездка, какие впечатления?
3. Какие люди окружали Петра, что вы знаете об их биографии?
Ну, а теперь давайте поговорим непосредственно о реформах Петра.
2. Внешняя политика
После «Великого посольства» стали четко ясны направления и задачи внешней политики Петра I.
И уже 19 августа 1700 года Россия объявляет Швеции войну. И первые поражения в войне наводят Петра на мысль о необходимости военной реформы:
1. В чем заключалась военная реформа Петра? Как она повлияла на русскую армию?
2. Назовите основные события Северной войны и кратко их охарактеризуйте?
3. Покажите на карте основные места сражений?
4. Каковы были итоги Северной войны для России?
Прочитайте отрывки из документов и ответьте на поставленные вопросы:
№ 1 “Ведало бо российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродится России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя выти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняге уже фортуны определения от оныx же ожидает... А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние”.
1. Когда были сказаны эти слова Петром?
2. В чем значение этого события?
№ 2 “Ее королевское величество Свейское уступает сим его царскому величеству Российского государства в совершенное вечное владение в сей войне от короны Свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии…
…Сверх того его царское величество обязан быть и обещает его королевскому величеству и королевству Свейскому сумму двух миллионов ефимкою, исправно без вычета заплатить и отдать…»
1. О чем идет речь в документе?
2. В чем значение этого события?
3. Внутренняя политика
Отдавая в течение долгих лет свое время, силы, энергию Северной войне, Петр I ни на минуту не забывал о необходимости реформ в самой стране.
Как выглядело управление страной до Петра?
Что вы знаете о государственном устройстве страны в годы петровских реформ?
Какие сферы жизни страны также подверглись реформированию?
Теперь выполним следующее задание. Соотнесите событие и дату, а из полученных букв составьте слово и объясните его значение:
1.Провозглашение России империей
|
1714 г.- Л
|
2. Введение нового летоисчисления
|
1721 г.- Л
|
3. Гангутское сражение
|
1721 г.- К
|
4. Ништадтский мирный договор
|
1700 г.- О
|
5. Первый Азовский поход
|
1699 г.- Я
|
6. Указ о создании российского флота
|
1695 г.- Е
|
7. Учреждение Сената
|
1696 г.- Г
|
8. Начало городской реформы
|
1711 г.- И
|
1)
1. Основание Санкт-Петербурга
2. Начало Северной войны
3. Академия наук
4. Учреждение Синода
5. «…Мать Полтавской баталии…» произошла в …
|
1724 г. – Н
1721 г. – А
1703 г. – С
1708 г. – Т
1700 г – Е
|
2)
Подведем итог и ответим на вопросы:
1.В чем заключается значение «Табели о рангах»?
2.Какое значение имело создание Синода для церкви?
3.Каковы были итоги петровских преобразований в области государственного управления?
Большим преобразованиям подверглась экономическая сфера , появилось много нового, в петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок.
Что способствовало этому? Какие преобразования
В результате петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависела от импорта.
Петр I с большим вниманием относился к образованию и науке. Он не только обязал учиться грамоте всех дворянских детей, не только посылал многих учиться за границу, но и открыл школы и училища в Москве и Петербурге: морское, инженерное училища, артиллерийскую школу. По приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты «Ведомости». Для облегчения письма вводится гражданский шрифт. В 1719 году основана Кунсткамера, а в 1724 подписан указ об учреждении Академии наук.
Мы повторили пройденный материал по теме «Эпоха Петра I» и теперь напишем итоговый тест. (Тест в презентации)
А теперь подведем итог урока:
Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключении урока мне хотелось бы привести слова С.М. Соловьева о Петре I , произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: «То нетленное наследство, которое он оставил нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие».
Д/з.: - Подготовить сообщения о главных действующих лицах периода дворцовых переворотов (опережающее задание).
Выставление оценок за урок.
Урок окончен. До свидания!
|